Анализ рассказа

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным (рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга, уже в названии автор выражает своё отношение к коту) Экспозицияразделена на две части: 1 - находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. 2 - в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом - Ворюгой.

Завязка (то, без чего не было бы всей истории, всего действия) - момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали.

Развязка - кот начал совершать благородные поступки, его переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

проблема - борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.

Повествование ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным. Кота поймали: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить. Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Ворюга ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги.Он требовал благодарности.)Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

 

«Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение "Сжала руки...", как и многие другие произведения Анны Ахматовой, посвящено непростым отношениям женщины и мужчины. В данном сочинении будет проведен подробный анализ этого проникновенного стихотворения. В нем рассказывается о том, что женщина, которая обидела своего возлюбленного и решила с ним расстаться, вдруг передумала (и в этом вся женская натура, не так ли?!). Она бежит за ним и просит остаться, но он лишь спокойно отвечает "Не стой на ветру." Это и приводит женщину в состояние отчаяния, депрессии, она чувствует неимоверную боль от расставания...

Героиня стихотворения является сильной и гордой женщиной, она не рыдает и не проявляет своих эмоций слишком бурно, ее напряженные чувства можно понять только по сжатым "под темной вуалью" рукам. Но когда она понимает, что действительно может потерять любимого человека, она бежит за ним, "перил не касаясь". Стоит отметить, что и возлюбленный героини обладает не менее гордым и самодостаточным характером, он не реагирует на ее вскрик о том, что без него она умрет, и отвечает кратко и холодно. Суть всего стихотворения заключается в том, что двое людей с непростым характером не могут быть вместе, им мешает гордость, собственные принципы и т.д. Они одновременно и близки, и находятся по разные стороны бескрайней пропасти... Их смятение передается в стихотворении не длительным разговором, а действиями и краткими репликами. Но, несмотря на это, читатель сразу может воспроизвести в своем воображению полную картину.

Поэтесса смогла передать весь драматизм и глубину переживаний героев всего в двенадцати строчках. Стихотворение создано по всем канонам русской поэзии, оно логически завершено, хотя и немногословно. Композиция стихотворения - это диалог, который начинается с вопроса "Отчего ты сегодня бледна?". Последняя строфа является кульминацией и одновременно развязкой, ответ героя спокоен и вместе с тем смертельно обиден своей повседневностью. Стихотворение наполнено выразительными эпитетами ("терпкая печаль"), метафорами ("печалью напоила допьяна"), антитезами ("темной" - "бледна", "крикнула, задыхаясь" - "улыбнулся спокойно и жутко"). Размер стихотворения - трехстопный анапест.

Анализ стихотворения «Сероглазый король»

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашёл
И на работу ночную ушёл.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля...»

Стихотворение «Сероглазый король», относящееся к раннему творчеству Ахматовой, написано в 1910 году. Это, пожалуй, одно из самых пронзительных и лиричных творений поэтессы.

Короткое стихотворение вместило всю жизнь и душевную боль героини, которая потеряла возлюбленного. Начало пронзительное и трагическое: героиня приветствует «безысходную боль», потому что после смерти любимого именно это чувство будет сопровождать ее всегда.

В центре внимания, как всегда у Ахматовой, - мир душевных переживаний лирической героини. По ходу развития лирической темы мы узнаем, что героиня – замужняя женщина, которая любит «сероглазого короля» . Больше того, у нее растет дочь от возлюбленного, а муж героини ни о чем не догадывается. Но это – лишь детали, обрамляющие и дополняющие основную историю. А она – трагична и звучит уже в первых строках: «Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король» - в них выражен основной смысл произведения – любимый человек героини погиб и вся жизнь ее превратилась в одну огромную боль. Героиня славит ее, потому что понимает, что это она будет ее спутницей на протяжении долгих лет. Мы видим в стихотворении скрытые сравнения : Цвет глаз-серый-подчеркивает печальность, вечер душен и ал- она задыхается и цвет алый-цвет крови.сероглазый король тоже был женат и любовь их была тайная. «За ночь одну она стала седой»- героиня от горя поседела и не могла смириться с этой болью. «Трубку свою на камине нашёл И на работу ночную ушёл»-здесь видим,что Отношения у нее с мужем были сухие и холодные,скучные,он все время был на работе и у них не было душевной близости.

В стихотворении использованы тропы: эпитеты «безысходная боль», «сероглазый король»; метафора«шелестят тополя». Кульминационный момент «Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу…» говорит о том, что у нее осталось вечное напоминание об ушедшем любимом - его дитя,с его серыми глазами!… Печальный шелест тополей подводит итог истории любви: «Нет на земле твоего короля…»

Эклога 5 летняя

Со времен Пушкина в русской словесности принято ценить ясность и простоту. Бродский изменил классический русский стих, усложнив его синтаксис и сместив смысловые центры. Его поэтика - продолжение традиций английского барокко, Бродский – почитатель творчества Кантемира, Боратынского, Державина, - поэтов-классицистов, философская глубина творчества которых требовала сложности изложения. Барокко в переводе -"причудливый, вычурный", для этого стиля в любом виде искусства характерна изощренная декоративность, прихотливые метафоры, словесные и зрительные. Но в этой прихотливости проступает крепкое натурное начало, к примеру, витиеватевые детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям. В литературном языке в опоре на стиль барокко происходит то же самое, пример тому - "Эклога 5-я, летняя" И.А. Бродского. Анаморфоза – эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния, например, морской волны и рисунка камня, человеческого тела и древесного ствола.     Исходя этого определения, сопоставим построение фрагмента "Эклоги 5-й (летней)" с храмом Воскресения Христова (Спаса-на-крови) на канале Грибоедова в Петербурге.  

 

Это архитектурное сооружение отличается от других строений Петербурга, строгих в пропорциях и цвете: храм Спаса-на-крови, живописный и многоцветный, выполнен в стиле русской архитектуры 16-17 веков.

  Причудливый растительный орнамент полукруглой ограды собора - образец раннего модерна, многое взявшего от барокко и рококо. Первая часть "Эклоги 5-й":
Вновь я слышу тебя, комариная песня лета! Потные муравьи спят в тени курослепа. Муха сползает с пыльного эполета лопуха, разжалованного в рядовые. Выраженье "ниже травы" впервые означает гусениц. Буровые вышки разросшегося кипрея в джунглях бурьяна, вьюнка, пырея синеют от близости эмпирея. Салют бесцветного болиголова сотрясаем грабками пожилого богомола. Темно-лилова, сердцевина репейника напоминает мину, взорвавшуюся как бы наполовину. Дягиль тянется точно рука к графину. И паук, как рыбачка, латает крепкой ниткой свой невод, распятый терпкой полынью и золотой сурепкой. Жизнь -- сумма мелких движений. Сумрак в ножнах осоки, трепет пастушьих сумок, меняющийся каждый миг рисунок конского щавеля, дрожь люцерны, чабреца, тимофеевки -- драгоценны для понимания законов сцены,   не имеющей центра. И злак, и плевел в полдень отбрасывают на север общую тень, ибо их посеял тот же ветреный сеятель, кривотолки о котором и по сей день не смолкли. Вслушайся, как шуршат метелки петушка-или-курочки! что лепечет ромашки отрывистый чет и нечет! как мать-и-мачеха им перечит, как болтает, точно на грани бреда, примятая лебедою Леда нежной мяты. Лужайки лета, освещенные солнцем! бездомный мотыль, пирамида крапивы, жара и одурь. Пагоды папортника. Поодаль -- анис, как рухнувшая колонна, минарет шалфея в момент наклона -- травяная копия Вавилона, зеленая версия Третьеримска! где вправо сворачиваешь не без риска вынырнуть слева. Все далеко и близко. И кузнечик в погоне за балериной капустницы, как герой былинный, замирает перед сухой былинкой.

 


Традиции барокко сближают архитектуру Спаса-на-крови и стихотворение Бродского. Растительный орнамент стихотворения также причудлив, как завитки ограды собора. В одной только главе – двадцать шесть конкретных наименований трав.

Скрепляет все это только общий узор стихотворения, философская тема, подобно общему виду храма, ограды издали. В "Эклоге 5-й" тема самого широкого охвата – сведение всего к трем общим предметам: "растительности" как повторяемости земного, недосягаемости неба и месту среди этого поэта:

Вглядись в пространство!
в его одинаковое убранство
поблизосте и вдалеке! в упрямство,
с каким, независимо от размера,
зелень и голубая сфера
сохраняет колер.

Метафизической высоте темы соответствует луковичное завершение храма, символизирующее "небесный свод".

На уровне смысловом прослеживается традиция барокко: в основе сложных метафор стихотворения лежит крепкое натурное начало, философские проблемы представлены и раскрыты с помощью природных элементов. Сложное построение предложений, обилие причастий, анжабеманы, - на уровне строения пейзаж первой главы "Эклоги" отвечает требованиям барокко.

 

 

Начало "Эклоги" – особого рода храм, раскрывающий идею понимания жизни: "Жизнь - сумма мелких движений", каждое из которых важно в единой картине жизни-"сцены, не имеющей центра". Реющий "дух Божий" здесь и организующее начало ("И злак, и плевел/в полдень отбрасывают на север/общую тень"), и атеистически неопределенное ("ветреный сеятель, кривотолки/о котором и по сей день не смолкли").

События истории обращают от стихотворения к истории создания храма. Спас-на-крови был построен на месте трагического события: здесь был смертельно ранен бомбой Александр II. Собор возведен на месте покушения. Во внутренний объем Спаса-на-крови включено то самое место, на котором было совершено покушение на Александра II. Дошедшие до наших дней фрагменты набережной включают в себя части решетки, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император.

Иллюстрирует этот момент символ-репейник: "Темно-лилова,/сердцевина репейника напоминает мину,/взорвавшуюся как бы наполовину". Лиловый – символ королевской власти, "наполовину" означает двойственность лилового, лиловый цвет – это синий с красным. Красный - момент взрыва. Синий - уход в небытие, "эмпиреи". Репейник в этом сгустке барочной аллегории вызывает ассоциации с чешуйчатыми куполами храма, У Вознесенского есть строки о соборе (Василия Блаженного, но он схож со Спасом-на-крови) как о взросшем репейнике:

Как всегда неожиданно, на распутье возникает Блаженный. Он родился белокирпичным, но век спустя расцвел, как гигансткий репей, и до сих пор сводит с ума своим языческим, каким-то доразумным, скрымтымнымским наговором. Что это - хаос, нагромождение декора, дичь, диво формализма XVI века?

 

 

  Возможно еще одно прочтение строки "Темно-лилова,/сердцевина репейника напоминает мину,/взорвавшуюся как бы наполовину " – как символ непокорности, страсти к жизни (вспоминим, что "Эклога 5-я" написана взрослым человеком, вспоминающим юность).   Татарник, репей в "Хажди-Мурате" – символ непокорности, умения отстоять свободу и жизнь. Исток замысла повести Толстой описывает в записной книжке так: Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет, ничего, кроме черной земли — ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной серой дороги куст татарина (репья), три отростка: один сломан и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный, стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив, и в серединке краснеется. — Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее.

 

Эта метафора Толстого угадывается и в стихотворении Бродского "Шиповник в апреле", где образ шиповника по своей страсти к жизни схож с образом "татарина" Толстого. Шиповник в этом стихотворении сравнивается с храмом Воскресения Христова, но с семантикой неправославной: "Он корни запустил в свои/же листья, адово исчадье,/храм на крови./ Не воскрешение, но и/не непорочное зачатье,/не плод любви".

Сила "куста" – внутри него самого, в умении "свой прах преобразить в горнило,/загнать в нутро".