I. Правописание личных окончаний глагола.

Определи, ударное или безударное окончание.

Ударное Безударное

Пишу, как слышу

Поставь глагол в неопределенную форму.

Оканчивается ли он на –ИТЬ?

Да Нет

Это глагол II спр.: пиши И

(кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

3. Проверь, входит ли этот глагол в состав II исключений (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, дышать, держать, гнать, слышать).

Да Нет

Это глагол II спр.: Это глагол I спр.

пиши Ипиши Е

 

 

Возможно также использование двух видов описания в одном алгоритме. Пример такого алгоритма:

1. Произнеси отчетливо слово.

2. Определи, нужен ли разделительный знак …

3. Выдели корень. Начинается ли он с Е, Ю, Я?

4. Находится ли разделительный знак между корнем и приставкой на согласную?

ДаНет

Вывод: пиши ъВывод: пиши ь

По содержанию алгоритмы могут быть элементарными, т.е. составленными по одному правилу, и систематизирующими (обобщенными), т.е. объединяющими ряд правил (ср., например, алгоритмы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О, -Е » и «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -О, Е»).

При обучении, например, орфографии существуют такие разновидности алгоритмов:

- алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение грамматических признаков и безошибочное, быстрое выявление в тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгоритмов;

- разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных написаний и грамматических категорий и форм.

Разрешающие алгоритмы строятся по принципу задач с одним или несколькими альтернативными вопросами. Алгоритмы разрешения разнородны по объему: от 3-4 шагов до 30-40 и более.

Алгоритм с широким охватом орфографических правил можно назвать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил. Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач.