I. Правописание личных окончаний глагола.
Определи, ударное или безударное окончание.
Ударное Безударное
Пишу, как слышу
Поставь глагол в неопределенную форму.
Оканчивается ли он на –ИТЬ?
Да Нет
Это глагол II спр.: пиши И
(кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
3. Проверь, входит ли этот глагол в состав II исключений (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, дышать, держать, гнать, слышать).
Да Нет
Это глагол II спр.: Это глагол I спр.
пиши Ипиши Е
Возможно также использование двух видов описания в одном алгоритме. Пример такого алгоритма:
1. Произнеси отчетливо слово.
2. Определи, нужен ли разделительный знак …
3. Выдели корень. Начинается ли он с Е, Ю, Я?
4. Находится ли разделительный знак между корнем и приставкой на согласную?
ДаНет
Вывод: пиши ъВывод: пиши ь
По содержанию алгоритмы могут быть элементарными, т.е. составленными по одному правилу, и систематизирующими (обобщенными), т.е. объединяющими ряд правил (ср., например, алгоритмы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О, -Е » и «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -О, Е»).
При обучении, например, орфографии существуют такие разновидности алгоритмов:
- алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение грамматических признаков и безошибочное, быстрое выявление в тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгоритмов;
- разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных написаний и грамматических категорий и форм.
Разрешающие алгоритмы строятся по принципу задач с одним или несколькими альтернативными вопросами. Алгоритмы разрешения разнородны по объему: от 3-4 шагов до 30-40 и более.
Алгоритм с широким охватом орфографических правил можно назвать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил. Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач.