ДАТЧИКИ И ПРИБОРЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ
19.1 Управление работой и оперативный контроль двигателя (индикация параметров, формирование предупредительных и аварийных сигналов) осуществляется с помощью системы автоматического управления. Расширенный контроль и диагностика двигателя автоматизированы на базе промышленной ЭВМ по специальной программе и производятся по информации с датчиков и систем управления, контроля и диагностики. Перечень контролируемых параметров приведен в 29.02.01.САУ, 29.02.06.ПЧ.
19.2 Система контроля вибрации.
Система предназначена для измерения виброскорости промежуточного корпуса компрессора, корпуса СТ и формирования предупредительного и аварийных сигналов опасной вибрации. Технические данные:
- Диапазон измерения виброскорости ………………….... 1...100 мм/сек
- Диапазон рабочих частот ...……………………………... 50...250 Гц
Работоспособность датчика сохраняется в
диапазоне температур ......………………………………...- 40...+300°С
- Погрешность измерения не более ...………………….... ±10%
- Направление измерения .....…………………………….. горизонтальное
Система состоит из:
- высокотемпературного, высокочастотного пьезоэлектрического датчика вибраций 1ПА-26 с согласующим устройством типа ВК-340М-1 (рисунок 19.1);
- блока измерительного типа ВК-321М.
Датчики 1ПА-26 крепятся на кронштейнах на промежуточном корпусе компрессора и корпусе СТ. Согласующее устройство устанавливается на панели, размещенной в отсеке ГПА.
19.3 Термостружкосигнализаторы ТСС (часть 2, рисунок 2.9.1) предназначены для выдачи предупредительных электрических сигналов при появлении в контролируемой магистрали маслосистемы ферромагнитных частиц или превышении допустимой температуры масла.
Термостружкосигнализаторы (6 штук) установлены в специальных корпусах в откачивающих магистралях маслосистемы:
- из передней опоры КНД;
- из блока откачивающих насосов;
- из задней опоры КНД и передних опор РВД и ТНД;
- из задней опоры РВД и ТНД;
- из центробежного суфлера газогенератора и редуктора датчиков РНД, а также центробежного суфлера СТ и КПА СТ;
- из верхнего редуктора.
19.4 Сигнализаторы стружки - 2 шт. (часть 2, рисунок 2.8.1) предназначены для выдачи аварийного сигнала при наличии металлической стружки в маслосистеме двигателя.
Сигнализатор стружки - щелевой, электроконтактный. Сигнализатор стружки в масле установлен в откачивающей магистрали масла из двигателя в отсеке ГПА (до фильтра).
19.5 Датчик температур термоэлектрический ТК-29 (рисунок 19.2).
Датчик предназначен для выдачи в САУ сигнала постоянного тока с напряжением пропорциональным температуре газов за ТНД.
Технические данные:
- Предельный диапазон измеряемой температуры……….. - 60...+1200°С;
- Рабочий диапазон измеряемой температуры …………… +300....+330°С;
- Электрическое сопротивление изоляции датчика
в нормальных климатических условиях…………………...не менее 10,0 мОм
- Электрическое сопротивление изоляции датчика
после воздействия повышенной влажности или
имеющего наработку в эксплуатации при
нормальных климатических условиях ………………….....не менее 0,02 мОм
- Нормальные климатические условия: tн = 25±10°С, Рн = 86…106 кПа
(640-300 мм рт.ст.), относительная влажность 45-75%.
Датчик состоит из термопреобразователя с камерой торможения фланца и головки с выводными контактными винтами.
Термопреобразователь выполнен по типу термопарного кабеля и расположен внутри камеры торможения. В рабочей части термопреобразователя внутри оболочки размещаются два рабочих хромельалюмелевых спая.
Датчики ТК-29 (8 штук) устанавливаются на корпусе термопар наружного контура.
19.6 Датчик температуры торможения П-98АМ (рисунок 19.3).
Датчик предназначен для выдачи в САУ электрического сигнала постоянного тока пропорционально измеряемой температуре заторможенного потока воздуха на входе в газогенератор.
Технические данные:
- диапазон измерения температуры ..……………………... -60 ...+350°С
- сила тока через одну обмотку датчика ………………….. не более 5 мА
- электрическое сопротивление изоляции ………………... не менее 1 мОм
Датчик состоит из корпуса с камерой торможения, термочувствительного элемента, электрического соединителя.
Термочувствительный элемент выполнен в виде двух независимых обмоток (двух каналов) из платиновой проволоки, бифилярно намотанной на изолированную трубку. Работа термочувствительного элемента основана на зависимости сопротивления материала (платиновой проволоки) от температуры. Датчик П-98АМ устанавливается на входе в КНД.
19.7 Датчик температуры двухканальный П-109 (рисунок 19.4).
Датчик предназначен для выдачи электрического сигнала постоянного тока пропорционально измеряемой температуре масла.
Технические данные:
- диапазон измерения температуры .…………………... -60 ...+300°С.;
- сила тока через одну обмотку датчика …..………….. не более 5 мА;
- электрическое сопротивление изоляции .…………… не менее 1 мОм.
Датчик состоит из термочувствительного элемента, корпуса, электрического соединителя.
Термочувствительный элемент выполнен в виде двух независимых обмоток (двух каналов) из платиновой проволоки, бифилярно намотанной на изолированную трубку. Работа термочувствительного элемента основана на зависимости сопротивления материала (платиновой проволоки) от температуры.
Датчик П-109 устанавливается в магистралях маслосистемы (раздел 16).
19.8 Датчик частоты вращения ДЧВ-2500А (рисунок 19.5) предназначен для выдачи электрических импульсов напряжения, частота следования которых пропорциональна частоте вращения вала.
Технические данные:
- количество независимых электрических сигналов ……...... 2
- сопротивление каждой обмотки датчика при
нормальных климатических условиях (Тн = 25±10°С),
Рн = 86 - 106 кПа (640-800 мм рт.ст.)
относительная влажность 45-75%).....……………………....... 50±6 Ом
- электрическое сопротивление изоляции во всех
условиях эксплуатации ...…………………………………..... не менее 1 мОм
Принцип действия датчика заключается в индуктировании импульсов ЭДС в обмотках датчика за счет изменения магнитного потока, охватывающего витки, при пересечении магнитного поля магнита выступами вращающегося индуктора.
Датчики ДЧВ-2500А установлены:
на редукторе датчиков РНД - 2 шт.;
на редукторе датчиков РВД - 2 шт.;
на КПА СТ - 2 шт.
19.9 Датчик ДБСКТ-650-1Ш (рисунок 19.6)
Датчики ДБСКТ-650-1Ш предназначены для выдачи в САУ информации об угловом положении НА КВД и заслонки(тарелки) клапана перепуска воздуха за КНД.
Технические данные:
- напряжение питания однофазного тока
синусоидальной формы.........………………………………...... 6±6 В;
- частота напряжения питания ....……………………………... 2000-100 Гц;
- потребляемый ток ……………………………………………. 1...5 мА;
- максимальное выходное напряжением ………………………3,8±0,4 В
Датчик ДБСКТ-650-1Ш трансформатор, имеющий два независимых канала. Каждый канал датчика имеет две выходные обмотки. Значение переменного напряжения на выходе одной из обмоток пропорционально sin 3a, а другой cos 3a, где
a - угол поворота вала датчика. Датчики установлены на специальных кронштейнах на ГГ.
19.10 Сигнализатор давления теплостойкий МСТ-6,5А (рисунок 19.7).
Сигнализатор давления теплостойкий МСТ-6,5А предназначен для формирования сигнала при отсутствии срабатывании клапана переключения наддува.
Технические данные:
- давление срабатывания, кгс/см2 ........………………………….. 6,5
- погрешность срабатывания при температуре
от -60 С до +120°С, кгс/см2 ...………………………………........ ±0,4
Принцип работы сигнализатора основан на способности чувствительного элемента - мембраны прогибаться в зависимости от величины давления и соединять электрические контакты размещенные внутри корпуса сигнализатора. При отсутствии давления на входе в сигнализатор электрическая цепь сигнализатора разомкнута. Сигнализатор устанавливается на кронштейне. Сигнализатор газогенератора установлен на панели датчиков давления, сигнализатор СТ установлен на кронштейн КПН-СТ.
19.11 Сигнализатор давления теплостойкий МСТ-20 (рисунок 19.7).
Сигнализатор предназначен для формирования сигнала о снижении давления напорной гидравлической магистрали САУ.
Технические данные:
- давление срабатывания .........………………………………… 20 кгс/см2;
- погрешность срабатывания при температуре
от - 60°С до +120°С. .......……………………………………..... 1,0 кгс/см2;
Сигнализатор МСТ-20 - мембранного типа.
При отсутствии давления на входе в сигнализатор электрическая цепь сигнализатора замкнута.
Сигнализатор закреплен на панели датчиков, установленной на силовой раме.
19.12 Датчик МИДА-ДИ-01П предназначен для непрерывного преобразования значения избыточного давления жидкостей и газов в унифицированный сигнал постоянного тока в системах контроля и управления давлением. (Датчик МИДА-ДА-01П - абсолютного давления).
Температура окружающей и измеряемой среды от - 40 до + 80°С.
Предел допускаемой основной погрешности в процентах от верхнего предела измерений ±0,5.
Датчик представляет собой единую конструкцию; первичный преобразователь объединен в одном корпусе с электронным блоком (вторичным преобразователем).
Измеряемое давление подводится через штуцер в рабочую полость датчика и воздействует на приемную мембрану, вызывая ее прогиб и изменение сопротивления тензорезисторов, которое преобразуется в сигнал разбаланса мостовой схемы и затем в выходной сигнал датчика. Датчики установлены на панели датчиков давления, размещенные на силовой раме.
Рис19.2 - Датчик температуры термоэлектрический ТК-29
Рисунок 19.3 - Датчик температуры торможения П-98АМ
Рис.19.4 - Датчик температуры двухканальный П-109
Рисунок 19.5 - Датчик частоты вращения ДЧВ-2500А
Рисунок 19.6 - Датчик ДБСКТ-650-1Ш
Рисунок 19.7 - Внешний вид сигнализатора МСТ
Ч А С Т Ь 2