Основные теории образования государственной власти

Теории происхождения государства многообразны. Среди ученых не было единства взглядов в отношении образования государства. Множественность таких теорий объясняется различием исторических и социальных условий, в которых работали авторы, разнообразием идеологических, религиозных, философских позиций, которые они занимали .

Помимо рассмотренной выше марксистской (ее еще называют материалистической, классовой) теории можно отметить еще несколько важных:

Одной из ранних является теологическая теория. Наиболее известным ее представителем стал Фома Аквинский. Смысл данной теории состоит в обосновании божественного происхождения государственной власти. Творец всего сущего нам земле, в том числе и государства – бог. Любая власть на земле - от бога, в том числе и власть государственного правителя, который является помазанником божьим. Следовательно, любому государственному властителю следует подчиняться, ибо его воля и власть – это воля божья. Эта теория имела широкое распространение, особенно в средние века, в эпоху феодализма.

С точки зрения науки, эту теорию нельзя ни опровергнуть, ни поддержать, ибо речь, прежде всего, идет о признании или отрицании существования бога.

Можно отметить и ее положительные моменты, так как она подчеркивала незыблемость, вечность государства, его верховенство над всеми другими видами власти.

Другая известная теория - теория патриархальная, яркими представителями которой являлись Платон и Аристотель, а так же русский ученый Н.К. Михайловский. Суть ее заключается в том, что общество понимается как разросшаяся патриархальная семья. А поскольку в каждой семье объективно существует отцовская власть, то и глава государства выступает как отец этой разросшейся большой семьи. Простая, на первый взгляд, эта теория имеет ряд недостатков. Прежде всего, государственно-властные отношения – это отношения управленческие. Семейные же, брачно-семейные отношения имеют совершенно иную природу, задачи и цели. Как показал Энгельс, семья не объединяет род, а, напротив, является средством его разложения.

Психологическая теория.(Её положения развивались Цицероном, отечественным ученым Л.И. Петражицким). Основные причины возникновения государства сторонники этой теории видят не в экономических или социальных условиях, а в особенностях психики человека. Русский ученый Коркунов связывал возникновение государства с потребностью людей к «психологическому единению», «коллективному сознанию». Психологическое качество «стремления к власти» у всех субъектов различно. Одни могут и желают властвовать, другие привыкли подчиняться и выполнять чьи-либо указания. Однако у всех есть потребность жизни в коллективе, которое невозможно без властных проявлений отдельных представителей. Безусловно, психологические особенности личности, как исполнителя, так и властвующего субъекта имеют большое значение. Однако вряд ли они имели решающее значение в процессе образования государственной власти.

Теория насилия( К. Каутский , Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.). Согласно этой теории государство – возникло как результат войн, завоеваний, принудительного установление власти. Причем различается внутреннее и внешнее завоевание. Внутреннее завоевание характеризуется захватом власти одной части общества другой. Это результат борьбы рас, классов, наций. История человечества есть история борьбы классов, подчеркивал К. Маркс. Внешнее насилие заключается в завоевании одного племени другим. Государство в этих условиях и выступает как орудие господства завоевателей над побежденными народами. Безусловно, завоевание и насилие существовало во все периоды общественного развития. Однако связывать его с основным признаком образования государства вряд ли целесообразно.

Широкое распространение даже среди современных ученых получила договорная теория. Ее развивали такие известные мыслители как Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо, Б.Спиноза. Эта теория возникла в период раннебуржуазных революций и была направлена на борьбу с феодальным абсолютизмом, абсолютной властью монарха. Согласно сторонникам этой теории до образования государства люди жили в «естественном состоянии». Т. Гоббс характеризовал это состояние как «война всех против всех», ибо каждый человек обладал индивидуальной свободой. Но в этих условиях он не был защищен от произвола других, ибо его свобода не была защищена от воли других людей. При этом свобода одних людей вступает в противоречие со свободой других. Для обеспечения порядка, защиты интересов личностей люди заключили договор о правилах совместного проживания. При этом они отказались от части своих свобод, передав по договору возможность властвования избранному ими субъекту, и взяли обязательство подчиняться этому субъекту, который, в свою очередь, обязуется охранять права и свободы человека, общественную безопасность и порядок, то есть осуществлять функции, свойственные государству. В случае нарушения условий договора народ имеет право на восстание против деспота, монарх - на наказание виновных.

Эта теория имеет ряд положительных моментов. На ее основе были выработаны иные демократические теории и принципы. Таковой является теория парламентаризма, вывод о взаимной ответственности государства и личности и т.д. Однако в какой-либо форме реального договора историки не обнаружили.

Ирригационная теория. Автор этой теории немецкий ученый К. Витфогель. Суть его концепции в том, что государство возникает вследствие потребности общества в осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных и ирригационных сооружений. Осуществить руководство такими работами (куда вовлечено не только большое количество людей, но и различные роды, племена) может только сильная, единая для всех власть, то есть государство. Исторически известны такие формы организации в междуречье, Китае, Египте.

Теория «инцеста». Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс разработал идею, согласно которой особенности воспроизводства рода, а точнее запрет инцеста (кровосмешения), являлись исходным социальным фактором в выделения человек из мира природы, структурализации общества и образования государства. По мнению автора, для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять суровые, жесткие меры пресечения. Для этого потребовалось создавать внутри общины специальные контрольные и принудительные органы, которые явились прообразом будущего государства.

Особняком среди этих теорий стоит органическая теория. Отличительная особенность ее заключается в том, что ее сторонники не отделяют государство от человека, от человеческого общества. Так, еще Платон сравнивал государство с организмом человека, а деятельность государства, в том числе по созданию законов, с процессом его мыслительной деятельности. В Х1Х в. эту теорию развил Г.Спенсер. По его мнению, общество, как и его отдельные представители – люди, представляет собой организм. Органы же государства, как и органы отдельного человека, выполняют определенные функции, необходимые для нормального существования и развития общества.

Мы рассмотрели только основные теории. В литературе, кроме указанных, рассматриваются также расовая, спортивная, патримониальная, экономическая, диффузионная теории, теория специализации. Подробно основные теории рассмотрены в работе Т.В.Кашаниной[1]. Какая же из них наиболее полно и объективно отражает процесс образования государственной власти? Полагаем, что на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. За исключением органической теории все иные имеют право на существование. Другое дело, что при анализе необходимо подходить к вопросу исторически, анализировать процесс образования государства в различные периоды истории, в различных регионах. Как уже указывалось, в соответствии с ирригационной теорией происходило образование государств в Азии и Египте. Государства, образовавшиеся в результате татаро-монгольских завоеваний, несут на себе элементы теории насилия. Если вспомнить норманскую теорию образования русского государства, здесь можно обнаружить элементы договорной теории и т.д.

Вместе с тем, подводя итог, можно выделить наиболее общие закономерности возникновения государств.

1. Возникновение государства представляет собой достаточно длительный процесс, происходящий параллельно с разложением рода.

2.Государство образуется объективно в силу различных социальных и экономических причин, а не по воле какого-либо субъекта.

3. Государство возникает там, где появляются непримиримые противоречия внутри рода, которые сам род преодолеть не может.

4. Возникнув на определенном этапе развития общества, государство становится его постоянным спутником.