Правописание личных окончаний глаголов

Упражнение 71

 

Прочитайте, укажите глаголы, назовите не­определенную форму каждого, установите вид, спряжение. Пере­пишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. В глаго­лах настоящего и будущего времени обозначьте личные окончания. Объясните правописание.

 

1. В первое время печалилась Саша, вид…м: скучна ей компания наша... Книжки чита…т, украдкою плач...т. Видели: письма все пиш…т и пряч...т. 2. Вот уж сегодня семнадцатый день Саша тоску…т и брод…т как тень! 3. Люб…т он сильно, сильней (не) навид…т, а доведись - комара (не) обид…т! 4. Около леса, как в мягкой постели, выспа(т, ть)ся можно. 5. Саше (не)спи(т, ть)ся, - но весело ей. 6. Надо учи(т, ть)ся, мой милый. 7. Пестрые грезы сменя...(т, ть)ся живо. 8. Дорого-любо, кормилица нива, видеть, как ты колоси(ш, шь)ся красиво (Н.А. Некрасов).

 

Упражнение 72

Прочитайте. Определите, какие буквы пропу­щены. Сделайте морфологический разбор выделенных глаголов: на­зовите начальную форму (неопределенная форма), вид, переходный или непереходный (если глагол возвратный, отметьте это), в какой форме употреблен: наклонение, время (только для изъявительного наклонения), число, лицо или род.

 

1. Заунывный ветер гон…тстаю туч на край небес, ель надломленная стон…т,глухо шепч…т темный лес (Н.). 2. Почернел,искривился бревенчатый мост (Ахм.). 3. Бухты изрезалинизкий берег (Ахм.). 4. Вот бегает дворовый мальчик (П.). 5. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит(П.). 6. Владимир и писал быоды, да Ольга не читала их (П.). 7. Не плачь,не морщь опухших губ, не собирай их в складки (Паст.). 8. Кто пряч…тпрошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу (Твард.).

Упражнение 73

От данных глаголов образуйте формы 3-го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Перепишите, поставьте ударение, подчеркните личные окончания, укажите вид и спряжение глаголов.

 

Решить - решат (сов. в., II); решать - решают (несов. в., I), встретить, встречаться, претворять, пре­творить, утешаться, утешиться, гнать, гонять, слышать, прослушать, обижать, обидеть, стучать, стукнуть, бояться, бороться, послать, постлать, бросать, бросить, молоть, колоть, клеить, сеять.

 

Упражнение 74

Прочитайте, назовите неопределенную форму выделенных глаголов, укажите их спряжение. Перепишите, встав­ляя пропущенные буквы, обозначьте личные окончания. Перед каж­дым выделенным глаголом поставьте в скобках неопределенную форму, укажите спряжение.

 

Образец: Ярко (...) све...т солнце. - Ярко (светить, II) светит солнце.

 

I. 1. Речка (...) надуваетсяи (...) темнее...т.Деревья голы, но уже (...) жив…ти (...) дыш...т(Ч.). 2. Правда глаза (...) кол…т(посл.). 3. За ветром в поле не (...) угон…шься(посл.). 4. Гость недолго (...) гост…т,да много (...) вид...т(посл.). 5. Ноги (...) нос…т, а руки (...) корм…т(посл.). 6. Без косы сена не (...) накос…шь(посл.). 7. С моря (...) ве…тветерок (Брюс). 8. Неволь­но к этим грустным берегам меня (...) влеч…тневедо­мая сила (П.).

II. 1.Кто как (...) уме…т, тот таки (...) бре…т(посл.). 2. (...) Та…тв небе журавлиный удаляющийся крик (Бл.). 3. Чуть (...) брезж…тбледная заря (Бл.). 4.Мы (...) въезжа…мв березовую рощу (Т.). 5. Марья Ива­новна отвечала, что вся будущая судьба ее (...) завис…тот этого путешествия, что она (...) ед...тискать покрови­тельства (П.). 6. Ветер (...) навод…тпечаль, по небу тучи угрюмые (...) гон…т(И.). 7. Точильщик (...) точ…тножи, злой, шипящий звук (...) реж…твоздух (М. Г.). 8. Сребристый (...) стел…тся ковыль (Л.).

 

Упражнение 75

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Обозначьте спряжение глаголов, употребленных в форме настоящего (будущего) времени.

 

I.1. Пыш…т пламя в лицо. 2. И гуси длин…м карава­ном над лесом держ...т перелет. 3. В ущелья и провалы ни(з, с)ход...т ночь. 4. Лес зам…ра…т, мле…т в зное. 5. Чуть брезж…т полусвет заката. 6. Ветер вдаль меня влеч…т, звонко песнь мою разносит. 7. Зыбл…тся пепель­ный сумр…к над нивами. (И.А. Бунин).

II. 1. Ветер, ласковый и сонный, едва колебл…т па­руса. 2. Поэтом мож…шь ты (не) быть, но гражданином быть обязан. 3. Гроза шумит и к бездне гон…т свободы шатк…ю ладью, поэт кл...нет или хоть стон…т, а гражда­нин молчит и клон…т под иго голову свою. 4. (Не) мож…т сын глядеть спокойно на горе матери родной,(не)буд…т гражданин достойный к отчизне холоден душой. 5. По­кажет Русь, что есть в ней люди, что есть гр…дущее у ней. 6. Морозно. Равнины беле…т под снегом. 7. ...На­плакавшись, кол…т ируб…т дрова молодая вд…ва (H.А. Некрасов).

 

Упражнение 76

Перепишие, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. После каждого выделенного глагола укажите его спряжение и наклонение.

 

Образец:Выскаж…те ваши пожелания. - Выскажите (I, повел.) ваши пожелания; Все что вы скаж…те, мы рассмотрим. - Все, что вы скажете (1, изъяв.), мы рассмотрим.

 

1.Выйд…теиз дому пораньше. Если встан…тевовре­мя и выйд…те без опозданий, мы по дороге все обсуд…м.2. Для подготовки к сочинению сначала выбер…тенеобходимый материал; когда его выбер…те,соста(в, вь)те план сочинения. 3. Прошу, вышл…темне учебную лите­ратуру. Как только вышл…те,позвон…те. 4. Поед…тели вы сегодня в лекторий? Если там буд…те, то потом нам обо всем подробно расскаж…те и выскаж…те ваше мне­ние. 5. Вынес…те из комнаты все лишнее. Когда вы­нес…те,хорошо ее вым…теи проветр…те.

 

Упражнение 77

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В формах настоящего (будущего) времени обозначьте личные окончания, в формах прошедшего времени - суффиксы (-е-, -я-, -и-).

1. Можно было вид…ть, как ре…л горячий воздух над камнями (Арс.). 2. Буревестник с криком ре…т (М. Г.). 3. Сердце недоброе чу…т (Бун.), 4. Сердце чу…ло новую бурю (П.). 5. В окно увид…ла Татьяна поутру побелев­ший двор (П.). 6. Открытие большое вскоре ее утеш…ло совсем (П.). 7. Дерсу рассказывал, как его обид…ли (Арс.). 8. Успех работы завис…л от нас самих. 9. Сохран­ность малых рек завис…т от сохранности лесов (газ.). 10. Леле…ли мой слух суровые напевы (Н.). 11.Вид...шь, рассе…лась туча туманная, звездочки вышли, горят? .) 12. Серое небо низко повисло и беспрерывно се...т на нас мелкий дождь (Гарш.). 13. Уйди же из сердца все лишнее, что так опостыл...ло мне (Ив.). 14. Дело у нас что-то плохо кле...тся. 15. Разговор не кле...лся.