Материала

1. В каком разделе русского языка изучается морфемный состав слова?

2. Какие ученые-языковеды изучали вопросы морфемного состава слова и русского словообразования?

3. Что понимается под словообразованием?

4. Поясните понятия: синхронное и диахронное словообразование. Приведите примеры.

5. Что Вы понимаете под термином «словообразовательная мотивация»?

6. Что представляет собой словообразовательная цепочка? Приведите примеры.

7. Поясните понятия морфемного и словообразовательного анализа.

8. Что понимается под словообразовательным значением? Приведите примеры.

 

Словарь по теме

 

Морфемика – это морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы, раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.

 

Словообразование – это сфера языка и само­стоятельный раздел языкознания, это

1) образо­вание слова на базе другого однокоренного слова (или слов), которым оно мотиви­ровано (т.е. выводится из него по смыс­лу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку;

2) раздел языкознания, изучающий такие мотивированные слова (называемые так­же производными): учение об их строении и о средствах, используемых для образо­вания новых слов.

 

Диахронное словообразование изучает пути возникновения производ­ных слов в различные периоды развития языка и их первоначальную (этимологи­ческую) словообразовательную структуру, а также исторические изменения словообразовательной структуры слов.

Син­хронное словообразование изучает систему слово­образовательных средств, присущих язы­ку на данном этапе его развития (напр., современному языку), и структуру слов, опреде­ляемую их синхронными (существующи­ми на данном этапе развития языка) мотивационными отношениями с други­ми однокоренными словами. Синхронная словообразовательная структура слова может совпадать с его первоначальной словообразовательной структурой.

 

Слово­образовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразо­вательной мотивации.

 

Словообразовательное значение понимается как обобщённое значение ряда мотивированных слов одним и тем же формантом, отличающее эти слова от их мотивирующих.


1.2 Морфемный состав слова (морфемика)

План темы

1. Соотношение понятий: морфемный состав слова, словообразование, формообразование.

2. Основа слова и окончание. Типы окончаний и основ.

3. Корень, префикс, суффикс, постфикс и интерфикс как составные части основы.

4. Исторические чередования гласных и согласных в слове.

5. Исторические изменения в морфемном составе слова.