Занятие 2 Тема: Общая патология клетки

Студент должен знать:

1. Классификацию факторов, повреждающих клетку, особенности их действия, спе­цифические и неспецифические проявления повреждения клетки.

2. Механизмы и последствия повреждения отдельных клеточных структур: мембран, рецепторов, генома, органелл.

3. Стадии умирания клетки: паранекроз, некробиоз, некроз. Анатомические и морфо­логические виды последнего. Понятие «апоптоз», его физиологическое и патологи­ческое значение.

4. Компенсаторные механизмы клетки при повреждении. Студент должен уметь:

По маркерам определить наличие повреждения клеток в организме. Задания для самостоятельной подготовки:

1. Напишите неспецифические признаки повреждения клетки.

2. Изобразите схематически механизм дисгидрии при повреждении клетки.

3. Напишите известные Вам механизмы защита клетки при повреждении.


Занятие 3 Тема: Реактивность, резистентность, адаптация. Болезни адапта­ции.

Студент должен знать:

1. Понятия «реактивность» и «резистентност», их виды. Меры реактивности и рези­стентности.

2. Механизмы адаптации организма к стрессорньм факторам. Кратковременная и долговременная адаптация. Стресс-реализующие и стресс-лимитирующие системы.

3. Дистресс: отрицательные последствия стресса, болезни адаптации. Студент должен уметь:

Оценить состояние резистентности, реактивности и адаптации организма по пред­ложенным показателям.

Задания для самостоятельной подготовки:

1. Схематически изобразите развитие симпато-адреналовой реакции при стрессе, вы­делите структуры нервной и эндокринной системы, принимающих в ней участие, укажите названия рецепторов и медиаторов.

2. Изобразите схематически участие гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой сис­темы при адаптации к стрессорным факторам.

3. Перечислите возможные положительные и отрицательные эффекты глюкокорти-коидов при общем адаптационном синдроме.