Занятие 2 Тема: Общая патология клетки
Студент должен знать:
1. Классификацию факторов, повреждающих клетку, особенности их действия, специфические и неспецифические проявления повреждения клетки.
2. Механизмы и последствия повреждения отдельных клеточных структур: мембран, рецепторов, генома, органелл.
3. Стадии умирания клетки: паранекроз, некробиоз, некроз. Анатомические и морфологические виды последнего. Понятие «апоптоз», его физиологическое и патологическое значение.
4. Компенсаторные механизмы клетки при повреждении. Студент должен уметь:
По маркерам определить наличие повреждения клеток в организме. Задания для самостоятельной подготовки:
1. Напишите неспецифические признаки повреждения клетки.
2. Изобразите схематически механизм дисгидрии при повреждении клетки.
3. Напишите известные Вам механизмы защита клетки при повреждении.
Занятие 3 Тема: Реактивность, резистентность, адаптация. Болезни адаптации.
Студент должен знать:
1. Понятия «реактивность» и «резистентност», их виды. Меры реактивности и резистентности.
2. Механизмы адаптации организма к стрессорньм факторам. Кратковременная и долговременная адаптация. Стресс-реализующие и стресс-лимитирующие системы.
3. Дистресс: отрицательные последствия стресса, болезни адаптации. Студент должен уметь:
Оценить состояние резистентности, реактивности и адаптации организма по предложенным показателям.
Задания для самостоятельной подготовки:
1. Схематически изобразите развитие симпато-адреналовой реакции при стрессе, выделите структуры нервной и эндокринной системы, принимающих в ней участие, укажите названия рецепторов и медиаторов.
2. Изобразите схематически участие гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы при адаптации к стрессорным факторам.
3. Перечислите возможные положительные и отрицательные эффекты глюкокорти-коидов при общем адаптационном синдроме.