Глава 4. Приборы измерения и контроля
загрязняющих веществ......................................................... . 284
4.1. Сведения по метрологии ........................................... . 286
4.2. Приборы 1-го уровня................................................... . 292
4.3. Приборы 2-го уровня................................................... . 298
4.4. Приборы 3-го уровня................................................... . 319
Приложения ........................................................................321
Литература............................................................................ .332
Локальной экосистеме — семье автора: жене, Татьяне Яковлевне, и дочерям, Ольге и Юлии Голицыным, — посвящаю
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Промышленная экология» и «Мониторинг загрязнения природной среды» — главные учебные дисциплины в подготовке специалистов-экологов в учреждениях среднего экологического образования; наряду с курсом «Экологическая экспертиза» они включены в Государственный выпускной экзамен по специальности 3201 «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование».
Настоящий учебник соответствует примерным программам Государственного образовательного стандарта по специальности 3201 нового поколения (2004 г.). Эти программы претерпели значительные изменения и по общему количеству учебных часов (а следовательно, по объему учебного материала), и по содержанию, и по современному подходу к изучению экологии, и по описанию новых экологических приборов. Впервые в учебник включен раздел «Процессы и аппараты защиты природной среды», в котором описаны методики расчета аппаратов. Это не только дополнит и углубит изучение промышленной экологии, но и повысит уровень практической подготовки специалистов-экологов среднего звена: темами их дипломных работ могут быть разработка и расчет тех или иных эффективных очистных сооружений.
Учебник состоит из четырех глав («Промышленная экология», «Процессы и аппараты защиты окружающей среды», «Мониторинг загрязнения природной среды», «Приборы измерения и контроля загрязняющих веществ») и Приложений.
Глава 2 «Процессы и аппараты защиты окружающей среды» дополняет главу 1 «Промышленная экология»; глава 4 «Приборы измерения и контроля загрязняющих веществ» является практическим руководством к главе 3:
без знания экологических приборов невозможно проведение мониторинга загрязнения природной среды. В Приложениях приведен практический материал, необходимый в работе специалистов-экологов (ПДК загрязняющих веществ, формы экологической отчетности, промышленные источники выброса вредных веществ и т. п.).
Спецификой подготовки специалистов среднего звена является постановка акцента на практическом применении знаний, что учтено автором при работе над учебником. В дальнейшем было бы целесообразным для каждой из дисциплин разработать лабораторные практикумы, так как ввиду ограниченного объема учебника нет возможности привести подробные рекомендации по проведению производственной практики, лабораторных работ и практических занятий.
При разработке учебника был обобщен многолетний опыт преподавания автором экологических дисциплин в учебных заведениях среднего экологического образования.
При написании главы 1 использованы материалы профессора РХТУ им. Д.И. Менделеева В.А. Зайцева (по согласованию с ним) и несколько схем из наглядного пособия Д. Квасничковой и В. Камины; глава 2 написана при участии Н.С. Кухарь; при написании главы 4 автор использовал ряд наработок Е.А. Мухиной.
Автор глубоко благодарен В.А. Зайцеву, А.И. Радионову, Д. Квасничковой, И.И. Мазуру, Н.С. Кухарь, В.Д. Валовой, А.А. Бэккеру, Т.В. Акаеву, В.В. Тарасову, Н.Е. Кручи-ниной, Е.А. Мухиной, А.Г. Муравьеву, В.Н. Денисову.
В создании учебника неоценимую помощь автору оказали академики )Н.Н. Моисеев) и А.Г. Назаров; разработчики утвержденных примерных программ Государственного образовательного стандарта по специальности 3201 Г.М. Яровая, Е.С. Андреева, Е.Р. Егорова, Н.Т. Голови-
на. Автор выражает признательность 1Е.И. Николаевой А.В. Николаеву, М.Н. Бурлаковой и Т.Я. Голицыной — за помощь в подготовке рукописи.
Автор с благодарностью примет пожелания и замечания в адрес настоящего учебника.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экологическую ситуацию в мире и в России можно оценить как неблагоприятную. По образному выражению академика Н.Н. Моисеева, колебания экологического маятника, закрепленного уже не сверху, а снизу, становятся невозвратными, неустойчивыми. Если маятник закреплен сверху, то после воздействия на него он возвращается в спокойное вертикальное состояние. Если же маятник закреплен снизу, после толчка он может отклониться настолько, что в вертикальное состояние уже не сможет вернуться; ему нужны подпорки. По мнению Н.Н. Моисеева, одна подпорка уже есть — это общечеловеческие табу (законы и запреты, в том числе религиозные). Вторую подпорку — экологическую — человечеству еще необходимо создать. Ею может стать всемирный запрет: «Не навреди природе, в которой живешь!» Только в этом случае человечество может жить в условиях устойчивого равновесия.
Буквально за одно прошлое столетие перед человечеством возник ряд мировых проблем, вызванных техническим прогрессом. Наиболее значительные из них:
— парниковый эффект. Вызван колоссальным выбросом в атмосферу промышленными предприятиями и транспортом трехатомных газов (главным образом двуокиси углерода) и пыли. Землю окутывает «одеяло» из газов, лучи Солнца не переизлучаются от Земли в космос, что приводит к потеплению климата и таянию ледников;
—озоновые дыры. Расположенный в верхней части
атмосферы щит Земли — слой озона — препятствует
попаданию на Землю ультрафиолетовых лучей Солнца.
Но под воздействием соединений фтора и хлора, а так
же оксидов азота озоновый слой разрушается, что чре
вато очень опасными для здоровья человека послед
ствиями, в частности заболеванием раком кожи — ме-
ланомой;
—кислотные дожди. Их «инициатором» являются кис
лые газы (оксиды серы, азота и углерода). Такие дожди
отрицательно влияют на людей, животных, раститель
ность, в частности приводят к заболеваниям человека, к
снижению урожайности сельскохозяйственных культур,
вызывают коррозию металлов;
—радиация. Чтобы оценить потенциальную опасность
ядерной энергии, достаточно вспомнить Хиросиму и На
гасаки, а также катастрофу на Чернобыльской АЭС;
—опустынивание земель и засоление почвы. Выпадаю
щие на Землю вредные вещества, а также загрязненная
вода, попадающая в почву, в значительной степени
обедняют ее, делают непригодной для возделывания.
Промышленная и «дикая» вырубка лесов приводит к
образованию пустынь и вырождению целых экологичес
ких систем, к гибели различных видов животных и рас
тений.
Все перечисленные беды Земли связаны с ростом промышленного производства и увеличением количества транспортных средств.
Сегодня недостаточно только знать о ноосфере и трофических цепях — надо иметь понятие об очистных сооружениях и уметь их создавать и рассчитывать, как недостаточно родить ребенка — его надо защищать и научить выживанию. Недостаточно вырастить дерево — необходимо вырастить минимум сорок деревьев (вместе со студентами автор посадил на пустырях Москвы около двух тысяч саженцев).
ю
При изучении промышленной экологии необходимо прежде всего обратить внимание студентов на технологические процессы тех отраслей промышленности и транспорта (с точки зрения экологов, промышленность и транспорт неразделимы), которые загрязняют природу в большей степени. Наибольший «вклад» в загрязнение окружающей среды вносят энергетика, металлургия, химическое производство, промышленность строительных материалов, транспорт, особенно в мегаполисах.
Естественно, в рамках одной дисциплины изучить все технологии невозможно, но существуют общие закономерности их экологического совершенствования, о которых должен знать эколог-практик: принципы создания экологически чистых производств, рациональное использование отходов производства, применение водооборот-ных циклов, наболее эффективные способы захоронения ядовитых отходов, создание территориально-производственных комплексов и т. д.
Специалист-эколог среднего звена должен знать классификацию загрязняющих веществ и их предельно допустимые концентрации (ПДК) с учетом специфики того или иного типа производства; конструкции эффективных аппаратов защиты окружающей среды (отстойников, скрубберов, циклонов и т. п.) и простейшие методы их расчета; порядок проведения экологического контроля на производстве, включая обнаружение с помощью приборов экспресс-анализа неплановых источников вредных выбросов и способы их устранения; он должен уметь составлять экологический паспорт предприятия. Именно техники-экологи на производстве измеряют объем вредных выбросов и ведут экологическую отчетность. Их практический вклад на этом уровне даже более весом, чем вклад инженеров-экологов.
Мониторинг загрязнения природной среды отличается от производственного экологического контроля по масштабу измерений, их регулярности, а также по обобщению полученных данных и прогнозированию экологической ситуации.
И
В рамках дисциплины «Мониторинг загрязнения природной среды» выпускник учреждения среднего экологического образования должен:
— иметь представление об уровнях Единой государст
венной системы экологического мониторинга в России
и глобальной системы мониторинга окружающей среды,
о методах прогнозирования экологической ситуации;
— знать современные методы контроля окружающей
среды; современные требования государственных стан
дартов к состоянию атмосферы, природных вод и почвы;
показатели загрязнения воздуха, воды и почвы и основ
ные критерии для составления перечня загрязняющих ве
ществ, подлежащих контролю; устройство приборов эко
логического контроля (и владеть навыками работы с ни
ми);
— уметь оформлять отчетную экологическую докумен
тацию при работе на стационарных и передвижных пос
тах наблюдения.
Глава 1 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ
Цель изучения курса «Промышленная экология» — освоение знаний в области защиты окружающей среды от промышленных выбросов вредных веществ в атмосферу и поверхностные воды, а также от твердых и жидких отходов, загрязняющих почву.
Дисциплина «Промышленная экология» является основой изучения курсов рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.
Промышленные выбросы отрицательно влияют на окружающую среду. Снижение их количества и изменение (улучшение) их качества должно обеспечить охрану здоровья населения Земли. Необходимо оперативное вмешательство в процесс загрязнения природы, иначе уже в середине настоящего столетия человечество может оказаться на грани экологической катастрофы.
Рис. 1.1. Влияние технического прогресса на развитие цивилизации |
На рис. 1.1 приведена схема негативного влияния технического прогресса на развитие цивилизации.
Как уже указывалось выше, основными техногенными проблемами на пороге XXI в. являются:
— парниковый эффект (причина — выбросы промыш
ленными предприятиями и транспортом оксидов углеро
да, азота и серы, а также пыли, золы и сажи);
— образование и расширение озоновых дыр в атмос
фере Земли (причина — промышленные выбросы фтор-
содержащих соединений, хлора и оксидов азота);
— кислотные дожди (причина — промышленное за
грязнение атмосферы оксидами азота, серы и углерода);
— радиация (причина — выбросы атомными электро
станциями изотопов урана, стронция, йода и других ра
диоактивных веществ);
— опустынивание земель и засоление почвы (причина —
отрицательное влияние на окружающую среду кислотных
дождей и твердых отходов производства).
Рис. 1.2. Круговорот азота и его соединений в природе |
На рис. 1.2 показан техногенный круговорот вредных веществ в природе на примере соединений азота.
Академик В.И. Вернадский в работе «Химическое строение биосферы Земли и ее окружение» писал: «Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны — прежде всего питанием и дыханием — с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее природных условий они существовать не могут». Вода, воздух и земля имеют свойство поглощать и очищать ядовитые выбросы. Однако в настоящее время этому наступил предел.
На рис. 1.3 показана схема взаимосвязи человека с окружающей средбй. Из схемы видно, что в результате взаимодействия человека с воздухом, водой и почвой возникают промышленные и бытовые отходы, которые после очистки и переработки возвращаются в окружающую среду, однако их ценность с точки зрения удовлетворения запросов человека в значительной мере снижается.
Рис. 1.3. Схема взаимодействия человека с природой: газообразная среда;-------------- жидкая среда;--------------- твердая среда; ............. взаимосвязь |
Технология включает конкретные технологические системы (ТС). Для окружающей среды наиболее вредо-
носными являются следующие ТС: энергетика, транспорт (особенно автомобильный в крупных городах), металлургия, химическое производство, строительная промышленность, сырьевое производство.
К сожалению, на производство необходимой для человека продукции затрачивается только 2% сырья, все остальное превращается в отходы; некоторые из них токсичны (опасны для здоровья). На каждого жителя развитых стран приходится около 20 т сырья в год, а расходы на обезвреживание и переработку отходов достигают 10% от суммарных расходов на производство продукции.
Проблему рационального природопользования подразделяют на две части: защиту окружающей среды от загрязнения отходами производства и быта; повторное использование материальных и энергетических ресурсов — их называют вторичными материальными ресурсами (BMP) и вторичными энергетическими ресурсами (ВЭР). Идеально было бы организовать производство так, чтобы в масштабах завода, региона, страны основными были BMP и ВЭР, а первичное сырье шло бы только на восполнение потерь и расширение производства.
Промышленная экология — это наука, которая изучает экономическую деятельность людей и управление материальным производством во взаимосвязи с фундаментальными биологическими, химическими и физическими глобальными системами. Предмет изучения промышленной экологии — эколого-экономические и эколого-пра-вовые системы. В отличие от других экологических наук промышленная экология является наиболее функциональной, так как рассматривает взаимосвязь материального (промышленного) производства со средой обитания человека.
В природе 90% энергии расходуется на разложение и возвращение веществ в биогеохимический кругооборот, в системе же взаимодействия человека с природой основное количество энергии используется в производстве и потреблении необходимой человеку продукции, а материальное сырье в основном превращается в отходы.
Промышленная экология решает проблемы рационального использования природных ресурсов, предотвращения (на первом этапе — ограничения) загрязнения окружающей среды, совмещения техногенного и биогеохимического кругооборотов веществ. Иначе говоря, промышленная экология служит средством обеспечения устойчивого функционирования эколого-экономических систем.
Перед промышленной экологией поставлены и такие задачи, как контроль загрязнения окружающей среды (и как высшая форма контроля — мониторинг), анализ экологической ситуации. В широком понимании контроль включает в себя инвентаризацию материальных и энергетических ресурсов, качественную и количественную оценку влияния человека на окружающую среду и поиск путей снижения отрицательного воздействия на нее промышленности. К числу задач промышленной экологии относятся также: определение и ранжирование отраслей-загрязнителей и источников загрязнения; поиск путей снижения вредных выбросов источниками загрязнения с учетом снижения материальных затрат на природоохранную деятельность; прогнозирование последствий хозяйственной деятельности; экологизация промышленных технологий; очистка воздуха и воды; решение проблем использования или захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, а также эколого-экономическая экспертиза вновь принимаемых проектов и технических решений.
Средства решения задач, стоящих перед промышленной экологией, включают в себя современные достижения науки и техники, экономические рычаги (налогообложение, стимулирование) и природоохранное законодательство (еще Платон выдвигал принцип: «Кто загрязняет, тот и платит»).
Для комплексного решения экологических проблем создаются территориально-производственные комплексы (ТПК) и эколого-промышленные парки, в которых реализуются следующие методы, применяемые в промышленной экологии:
— предупреждение отрицательного влияния производства на окружающую среду;
— эффективное использование сырьевых и энергети
ческих ресурсов, в том числе BMP и ВЭР;
— учет последствий принятых решений;
— планирование производства с учетом экологических
ограничений;
— управление качеством окружающей среды;
— наблюдение за всеми технологическими процесса
ми — от переработки сырья до захоронения отходов;
— применение малоотходных процессов (к сожалению,
создание идеальных безотходных процессов в настоя
щее время невозможно);
— рециркуляция ресурсов.
С точки зрения экологии в природе материальные потоки являются замкнутыми, в то время как в промышленности эти потоки рассредоточены и характеризуются малыми концентрациями полезных веществ в отходах, что мешает их эффективному использованию.
Важнейшие направления промышленной экологии — экологизация технологий, создание малоотходных процессов, очистка от вредных примесей атмосферы и водных ресурсов, переработка твердых отходов (или их захоронение), использование экономических и правовых рычагов для охраны окружающей среды.
Отсюда очевидны значение и роль промышленной экологии в современном мире. Как метко выразились И. Ильф и Е. Петров, не надо объявлять кампанию по уборке мусора: надо взять метлу и подмести улицу.