Особенности развития у детей представлений о числе и натуральном ряде чисел.

 

Изучением особенностей развития у детей представлений о числе и натуральном ряде чисел занимались А.М. Леушина, И.А. Френкель, Н.И.Чуприкова, В.В. Данилова.

Развитию представлений о числе предшествует развитие количественных представлений, особенности которых мы с вами рассматривали ранее при изучении темы «Особенности восприятия и воспроизведения множеств детьми раннего и дошкольного возраста».

 

Основываясь на выше изложенных концепциях развития у детей представлений о числе, можно выделить следующие особенности развития числовых представлений у детей дошкольного возраста:

· К трем годам дети начинают выделять количество (В.В. Данилова);

· В этом возрасте наблюдается явление субитации чисел (узнавание количества без счета, основанное на зрительном восприятии), обозначение совокупностей в 1-3 предмета числами (О.К. Смолякова, Н.В. Смолякова);

· В 2-4 года дети могут соотносить число с количеством предметов (Н.И. Чуприкова);

· В 3-5 лет наблюдается явный интерес и стремление считать предметы, обозначать их цифрой (Н.И. Чуприкова);

· Овладение счетом наблюдается у детей в 3-4 года. Однако, по мнению В.В. Даниловой, преждевременное обучение ребенка числу и счету приводит к тому, что представление о числе приобретает у него формальный характер;

· В процессе обучения у детей формируется совокупность последовательных представлений о числе:

1. Первоначально дети понимают число как равномощность множеств и его независимость от качественных и пространственных признаков элементов множеств. Это достигается, когда ребенок сравнивает различные множества по количеству и приходит к выводу, что предметы разные, но их поровну, например, по 5.

2. Затем, на основе обучения детьми усваивается количественное значение понятия числа, то есть его отношение к единице. Это происходит с детьми в старшем дошкольном возрасте, когда изучается количественный состав числа из единиц.

3. В старшем же дошкольном возрасте дети усваивают и порядковое значение числа, что происходит при обучении их порядковому счету. Дети учатся находить место предмета по порядку и именовать его порядковым числительным.

4. Далее, в старшем дошкольном возрасте, дети усваивают представление о числе как показателе кратного отношения одной величины к другой, принятой за единицу измерения. Представления о числе, достигнутые на основе сравнения множеств в предыдущее время, дополняются, уточняются, углубляются в процессе измерения. Дается новая характеристика числа – результат измерения.

5. Постепенно дети усваивают функциональную зависимость числа от величины, которую измеряют и от величины мерки (чем больше мерка, тем меньшее получается число; чем меньше мерка, тем большее получается число). На возможность усвоения детьми данной зависимости указывали в своих исследованиях Р. Л. Непомнящая, Т.В. Тарунтаева, З. А. Михайлова и др.;

· Особенностью усвоения натурального ряда детьми дошкольного возраста является то, что этот процесс идет по этапам:

1. «хаотический счет»

2. усвоение отрезков натурального ряда

3. усвоение натурального ряда как понятия.

«Хаотический счет». Этот термин ввел И.А. Френкель. Для данного этапа характерно то, что дети еще в раннем возрасте часто слышат от взрослых различные слова – числительные, запоминают их, а затем и воспроизводят. Обычно это номера домов, телефонов, слова-числительные из потешек, детских стихов, песенок и т.п. Называние числительных носит случайный, нестабильный характер.

Для этого периода характерно то, что у детей 2-3 лет наблюдается устойчивый интерес к называнию количества числом (исследование В.В. Даниловой, 1973).

Усвоение отрезков натурального ряда. Постепенно ребенок упорядочивает знакомые ему слова-числительные. Усваивает этот порядок лишь на некоторых отрезках натурального ряда (неизменные, устоявшиеся словосочетания). Обычно это происходит на отрезке до 5. Дальше следуют случайные слова-числительные. Как было на первом этапе. Например, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 12, 5, 40…

Далее идет формирование отрезков натурального ряда. И.А. Френкель выделяет два направления формирования отрезков:

ü увеличивается отрезок механически запоминаемых в последовательности слов-числительных;

ü происходит осознание места каждого из слов-числительных.

Важной особенностью на этом этапе выступает образование рече-слухо-двигательных связей между числительными, то есть рече-слухо-двигательного образа натурального ряда. Например, «раздватри». Иногда ребенок пользуется этим «словом» для обозначения каждого предмета при счете. Образ ряда пока отсутствует. Место числительного среди других не осознается.

Н.И. Чуприкова отмечает, что дети на этом этапе, овладевая счетом, не могут начать называние чисел с любого числа, а только с самого начала.

Усвоение натурального ряда как понятия. Началом усвоения натурального ряда как понятия можно считать тот момент, когда ребенок усваивает, что все числа натурального ряда идут в возрастающем порядке, то есть ребенок может называть числа с промежутками, но всегда в возрастающем порядке. Например, 1,2,3,4,5,8,15, 40,100… То есть идет усвоение того, что каждое последующее число больше предыдущего.

Понимание того, что каждое предыдущее меньше последующего приходит значительно позже. И.А. Френкель отмечает тот факт, что чтобы найти предыдущее и последующие числа, детям приходится прослеживать заново весь натуральный ряд. Без специального обучения этот процесс невозможен.

О том, что в сознании детей натуральный ряд сформировался как понятие можно сказать лишь тогда, когда дети усвоят взаимно-обратные связи и отношения между смежными числами, которые выражаются формулой n-1 < n < n+1.

О доступности детям дошкольного возраста понимания взаимно-обратных связей и отношений между смежными числами натурального ряда свидетельствуют исследования Л.А. Венгера, Е.В. Проскура, А.М. Леушиной. Таким образом, усвоение взаимно-обратных связей и отношений выступает как важное условие формирования понятия о натуральном ряде. чисел.

Как показывает исследование Н.И. Чуприковой, изучавшей ступени дифференцированного овладения последовательностью чисел, на этом этапе ребенок последовательно называет числа, начиная с любого числа, называет числа в обратном порядке, называет предшествующее и последующее числа.

Резюме

Познание ребенком числовых отношений – длительный процесс. Дошкольник осваивает числа в ситуациях непосредственного использования счетной деятельности в значимых для него различных видах деятельности: игре, познавательно-практической, элементарной трудовой деятельности, художественной деятельности, общении и др. Многое из данной области осваивается ребенком через подражание взрослому.Понимание числа складывается из ряда представлений, его развитие идет от восприятия группы и сформированного образа числа к пониманию его количественного и порядкового значения.

Знание особенностей развития представлений о числе и счете, исходных теоретических положений послужит базой для объяснения существующих и построения возможных технологий формирования у дошкольников представлений о числе и формирования и развития счетных навыков и умений.