Рефлексия

Вожатый владеет методами аналитической деятельности с отрядом, методами самоанализа

 

Примерная схема анализа дня

(для вожатого)

1. Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?

2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?

- Какую задачу решали?

- Основные этапы дела.

- В направлении ли решения основной задачи был продуман и осуществлен ход дела?

- Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?

- Отношение ребят к делу.

- Как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, отвлекались, задумывались, переживали)?

- Приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?

3. Анализ ситуации (при наличии таковой в дне)

- Краткое описание ситуации и ее участников.

- В связи с чем возникла ситуация?

- Как проявили себя участники ситуации? Каковы были их поступки?

- Итог ситуации.

- Выход из ситуации.

4. Общая характеристика прожитого дня.

- Была ли группа организованна ?

- Произошли ли изменения в коллективе?

- Кто обратил на себя внимание?

- Как изменились ребята, какие проблемы у них возникли?

5. Общие выводы

- Удался ли день в целом ?

- Что нового этот день дал вам, как педагогу?

- Какие формы воспитательного воздействия вы проверили? для чего? почему именно эти ?

- Задачи на следующий день

 

Методы анализа ребенка в ВДК

1) Тематические огоньки

2) Анкетирование

3) Анализ проведенных игр

4) Написание пед. дневника

5) Рефлексия

6) Анализ детей в условиях лагеря (общаются ил они между собой в свободное время, играю ли между собой)

 

Рефлексия

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад)– анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.

Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

 

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

Классификация:

 

Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.

Такая рефлексия отражает человеческую сущность:

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале смены с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце смены.

 

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы информации, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе защиты проектных работ.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

Примеры:

 

«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

«Мишень»

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

1. свою деятельность

2. деятельность учителя

3. деятельность учащихся.

 

"Дерево предсказаний"

Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

 

«Градусник»

Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, , оригинальность и т.д.

 

«Ступени»

С помощью данного символа можно определить, на каком уровне дети выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

 

«Звездочки»

На символах в виде «звездочек» дети записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их на стенд, на доску и т.д.

 

 

«Корзина идей»

Дети записывают на листочках свое мнение о упражнении, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно вожатый зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Дети мнение на листочках высказывают анонимно.

 

«Мордашки»

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах упражнения. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

 

«Дерево»

Дети записывают свое мнение о упражнении на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

 

«Светофор»

Дети в начале упражнения выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После упражнения или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

 

“ Пятерочка “

Детям предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

 

Слон”

Детям дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются вожатым для дальнейшего анализа работы детей в упражнении. Детям затем устно дается характеристика элементов.

Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

 

«Карта настроения»

В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к упражению, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

 

«Дело в шляпе»

Дети передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу при выполнении упражнения или ставит оценку другим и обосновывает ее.

 

«Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устн, где выборочно дети высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно.

 

“+” “–” “?”
     

 

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” дети выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)дети выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

 

"Ключевые слова"

На доске прикреплены "ключевые слова" упражнения, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, вожатый и т.д.

 

«Экспертная комиссия»

В начале упражения выбираются эксперты . Они в течение всего упражения фиксируют деятельность ребят. В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

 

«10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

 

«Для меня сегодняшний урок…»

детям дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу вожатого по трем направлениям.

 

Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

 

 

«Двухчастный дневник»

В одной графе – предмет рефлексии, в другой - комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.

 

Работа Результат
   

 

 

«Письменное интервью»

Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

 

«Кластеры»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.