Понятие концепции деловой активности.
Тема 4. Стратегическое управление персоналом
Факторы стратегического менеджмента персонала (СМП). Условия СМИ. Стратегия кадровой политики. Стратегическая ориентация на деловую активность сотрудников. Партнеры, клиенты и конкуренты. Стратегические ориентиры развитияперсонала. Цели и их место в системе категорий менеджмента персонала. Система целей. Целевая пирамида.
Понятие деловой активности. Содержание концепции, деловой активности персонала и ее реализация.
Литература: [1,с.16-18] [3,12,13].
1 Кобриков Б.С. Управление персоналом: Учеб.-метод. пособие.- Мн.: Изд-во МИУ, 2006. – 188с.
3 Вирский Е.А. Лекции по управлению персоналом: Учеб. пособие. – Мн.: ЗАО «Веды», 2001. – 153 с.
12 Козлов А.А. Управленческий потенциал предприятий в рыночной экономике. – Брест: Изд-во С. Лаврова, 2000. – 321 с.
13 Модели и методы управления персоналом: Учеб. пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2001. – 464 с.
Лекция 4.
Стратегическое управление персоналом — это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учётом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Цель стратегического управления персоналом — обеспечить скоординированное и адекватное состоянию внешней и внутренней среды формирование трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период.
Подконкурентоспособным трудовым потенциалом организации следует понимать способность ее работников выдерживать конкуренцию по сравнению с работниками (и их трудовым потенциалом) аналогичных организаций. Конкурентоспособность обеспечивается за счет высокого уровня профессионализма и компетентности, личностных качеств, инновационного и мотивационного потенциала работников.
Стратегическое управление персоналом позволяет решать следующие задачи.
1. Обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией.
2. Формирование внутренней среды организации таким образом, что внутриорганизационная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создают условия и стимулируют воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого стратегического управления.
3. Исходя из установок стратегического управления и формируемых им конечных продуктов деятельности можно решать проблемы, связанные с функциональными организационными; структурами управления, в том числе управления персоналом. Методы стратегического управления позволяют развивать и поддерживать гибкость оргструктур.
4. Возможность разрешения противоречий в вопросах централизации-децентрализации управления персоналом. Одна из основ стратегического управления — разграничение полномочий и задач как с точки зрения их стратегичности, так и иерархического уровня их исполнения. Применение принципов стратегического управления в управлении персоналом означает концентрацию вопросов стратегического характера в службах управления персоналом и делегирование части оперативно-тактических полномочий в ведение функциональных и производственных подразделений организации.
Субъектом стратегического управления персоналом выступает служба управления персоналом организации и вовлеченные по роду деятельности высшие линейные и функциональные руководители.
Объектом стратегического управления персоналом является совокупный трудовой потенциал организации, динамика его развития, структуры и целевые взаимосвязи, политика в отношении персонала, а также технологии и методы управления, основанные на принципах стратегического управления, управления персоналом и стратегического управления персоналом.
Компетентность персонала организациипредставляет собой совокупность знаний, навыков, опыта, владения способами и приемами работы, которые являются достаточными для эффективного выполнения должностных обязанностей.
Компетентность следует отличать от компетенции,являющейся характеристикой должности и представляющей собой совокупность полномочий (прав и обязанностей), которыми обладает или должен обладать определенный орган и должностные лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.
Стратегия управления персоналом —это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.
Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.
Конкретизация стратегии управления персоналом и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается встратегическом плане — документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.).
Стратегия в области персонала должна способствовать: усилению возможностей организации (в области персонала) противостоять конкурентам на соответствующем рынке, эффективно использовать свои сильные стороны во внешнем окружении; расширению конкурентных преимуществ организации за счет создания условий для развития и эффективного использования трудового потенциала, формирования квалифицированного, компетентного персонала; полному раскрытию способностей персонала к творческому, инновационному развитию, для достижения как целей организации, так и личных целей работников.
Разработка стратегии управления персоналом осуществляется на основе глубокого систематического анализа факторов внешней и внутренней среды, в результате чего может быть представлена целостная концепция развития персонала и организации в целом в соответствии с ее стратегией.
Инструментами реализации стратегии управления персоналом являются кадровое планирование, планы развития персонала, в том числе его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение.
Руководство реализацией стратегии управления персоналом возлагается на заместителя руководителя организации по персоналу. Однако он должен опираться на активную поддержку руководителей среднего звена, возглавляющих соответствующие подразделения системы управления персоналом, на сотрудничество с ними, чтобы обеспечить стратегические изменения в выполняемых ими функциях.
Процесс реализации стратегии управления персоналом затрагивает, как правило, работников многих структурных подразделений организации, начиная с крупных производственных подразделений и заканчивая небольшими группами рабочих и служащих, бригадами. И в этом смысле все руководители всех уровней являются исполнителями стратегии в рамках своих полномочий и ответственности по отношению к своим подчиненным, а все сотрудники службы управления персоналом являются участниками этого процесса.
Стратегический менеджмент персонала – залог будущего успеха, его применение требует представления о том, что включает в себя данная стратегия:
1) проведение опроса реальных клиентов;
2) производственная работа с персоналом в контексте выяснения путей повышения эффективности его использования;
3) выяснение мотиваций и интересов сотрудников, степени их удовлетворённости трудом, зарплатой, организацией труда.
Результаты этих трёх источников информации должны лежать в основе конкретной стратегии для производственного менеджмента персонала, так как необходима ясность относительно того, где и как должна быть активизирована работа с персоналом, как изменяется его роль и чем она будет определяться. Такая формулировка стратегии в области маркетинга персонала включает структуру конкретных основных компетентностей.
Виды основных компетентностей могут находится, прежде всего, в трёх основных областях: во-первых, в отслеживании и преобразовании частным образом культуры предприятия (предпринимательской культуры); во-вторых, в развитии адекватных систем развития персонала и, в-третьих, в ориентирующих функциях аппарата управления.
К факторам стратегического управления персоналом можно отнести: неопределённость и риски; время; возрастающую фрагментацию рынков; качество, дизайн, сервис; уменьшение значения размеров предприятия; гибкость благодаря централизации; сокращение иерархических структур; необходимость постоянной учёбы.
Миссия определяет статус фирмы и обеспечивает стратегические ориентиры её развития. Формулировка миссии содержит:
-назначение фирмы, то есть каким видом деятельности она занимается, кому оказывает услуги и для кого выпускает изделия;
-стиль управления;
-характеристику внешней среды.
Миссиявыступает в качестве девиза компании, служащего источником силы и деловой активности. Миссия есть смысл существования организации.
Понятие концепции деловой активности.
Концепция деловой активности включает миссию предприятия, содержание его ролей на рынке, в обществе и фирменный стиль управления.
Смысл активизации деятельности с помощью принципов хозяйствования заключается в том, чтобы определить ясные цели, наметить курс, по которому пойдёт предприятие, определить его миссию и укрепить свой имидж. Концепция активизации хозяйственной деятельности излагается в первом разделе устава предприятия.
Концепция деловой активности организации включает:
-ценностные ориентации владельцев предприятия, их представление о его назначении, миссии, кредо;
-степень самостоятельности предприятия, его роль в регионе, отрасли, обществе;
-принципы взаимоотношений с сотрудниками;
-цели предприятия, т.е. какую продукцию и для кого оно впускает, прибыль, инновации, перспективы экономического развития;
-потенциал предприятия (кадровый, в сфере сбыта, сервиса науки).
В части, касающейся деловой сферы, в концепции определяются общие цели предприятия и предмет его деятельности. К общим целям относятся статус предприятия в будущем, т.е. темпы приватизации, формы и структура собственности, а также развитие кадрового потенциала, экономический рост, положении на рынке, технико-технологическое развитие, организационное проектирование.
При определении предмета деятельности предприятие обосновывает своё отличие от других, освещая следующие позиции: вид оказываемых услуг на рынке; приверженность определённым традициям; сфера деятельности предприятия и его клиенты; гарантии экономической безопасности предприятия; типичные фирменные признаки.
В части, касающейся интересов групп людей, в концепции обозначаются: система ценностей менеджмента, сотрудников, инвесторов, деловых партнёров и принципы их реализации.