Заключение

Подводя итог работы, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся: - отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; - отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; - отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам;- отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений. Это - отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут: - предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов); - существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности); - приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).

Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:

- государственные пенсии (трудовые и социальные);

- пособия;

- социальные услуги;

- социальные выплаты и пособия.

Финансируются данные виды социального обеспечения из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, а именно: из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования.

Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

В настоящее время не существует единого кодифицированного нормативного акта, что объясняется рядом объективных причин: противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.

На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности.

Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты. Недостаточное ее финансирование сопряжено с «непрозрачностью» схемы прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона – бюджет Российской Федерации», что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие. Кроме этого нельзя забывать об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере. Но в будущем, проводя дальнейшее реформирование социального законодательства, которое не прекращается и посей день, возможно приведет к тому, что все функции социального обеспечения будут реализованы в полной мере.

 

Список используемой литературы

 

I.Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. - М.: Айрис Пресс, 20011. - 62 с.

 

2.ФЗ РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.07.2010). РГ. № 247.20.12.2001.

 

3. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2012. - 246 с.

 

4. ФЗ РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2010). РГ. № 139.21.07.1999.

 

5.ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2012). РГ. № 150.04.08.1995.

 

II. Книги и монографии:

 

6.Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. - М: Юрист, 2010. - 192 с.

 

7. ФЗ РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2011). РГ. № 99.24.05.1995.

 

 

8.Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России / Г.Б. Челнокова. - М.: Проспект, 2009. - 104 с.

 

III. Статьи:

 

9.Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики управления. 2011. №6. С.24-27.

 

10.Зверева, Н.В. Проблема реформирования системы льгот в России / Н.В. Зверева. // Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. 2006. №2. С.4-7.

 

11.Иванова, Р.И. Предмет и метод советского права социального обеспечения / Р.И. Иванова, В.А. Тарасова // Советское государство и право. 1978. № 8. С.31-38.

 

12.Комарова, С.В. Современные проблемы пенсионной сферы. / С.В. Комарова. // Финансы. 2014. №3. С.15-17.

 

13.Силакова, О. Социальное обеспечение гарантировано основным Законом РФ / О. Силакова. // Власть судебная. 2013. № 2 (12). С.62-66.

 

14.Согласование интересов работников, работодателей и государства в регулировании трудовых отношений: Сборник статей / Под ред.П.Н. Зюкова. - Спб.: Юристъ, 2008. - 214 с.

 

15.Шайхатдинов, В.Ш. Социальное обеспечение - на уровень правового государства / В.Ш. Шайхатдинов. // Правовое государство: теория и практика. Общественно-политический и научно-правовой журнал. 2010. № 2. С.12-20.

 

IV. Учебная и справочная литература:

 

16.Право социального обеспечения: Учебник / Под ред.К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2006. - 328 с.

 

17.Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К.В. Добромыслова, Е.Е. Мачульской. - М.: Новый диск, 2009. - 256 с.

 

18.Право социального обеспечения России: сборник нормативных правовых актов / Под ред. проф.Э.Г. Тучковой. - М.: Проспект, 2009. - 640 с.

 

19.Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009. - 448 с.. Иные источники:

 


[1] . Конституция Российской Федерации: официальный текст. - М.: Айрис Пресс, 2011. - 62 с.

 

 

[2] ФЗ РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.07.2010). РГ. № 247.20.12.2001.

 

 

[3] Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2012. - 246 с.

 

[4] ФЗ РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2010). РГ. № 139.21.07.1999.

 

[5] ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2012). РГ. № 150.04.08.1995.

 

[6] Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России / Г.Б. Челнокова. - М.: Проспект, 2010. - 104 с.

 

 

[7] Гонтмахер, Е. Эволюция системы социальной поддержки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проблемы теории и практики управления. 2011. №6. С.24-27.

 

[8] Иванова, Р.И. Предмет и метод советского права социального обеспечения / Р.И. Иванова, В.А. Тарасова // Советское государство и право. 1978. № 8. С.31-38.

 

[9] Комарова, С.В. Современные проблемы пенсионной сферы. / С.В. Комарова. // Финансы. 2014. №3. С.15-17.

 

[10] Силакова, О. Социальное обеспечение гарантировано основным Законом РФ / О. Силакова. // Власть судебная. 2013. № 2 (12). С.62-66

[11] Согласование интересов работников, работодателей и государства в регулировании трудовых отношений: Сборник статей / Под ред.П.Н. Зюкова. - Спб.: Юристъ, 2010. - 214 с.