Лидерство и управление.
Тема 12. Лидерство в управлении персоналом
Лидерство в управлении персоналом.
Лидерство и деловая активность; Основные определения и концепции лидерства; Психология лидерства; задачи в системе понятий лидерства; выбор стиля управления, формы власти. Суть современного подхода к стилю управления. Социальная группа как объект управления. Властные отношения. Лидерство и власть. Делегирование полномочий. Анализ индивидуальных стилей лидерства. Этические модели лидерства. Основные заповеди делового этикета. Основные функции морального авторитета.
Лидерство в управлении персоналом
Природу лидерства часто определяют в связи со способностью влиять на сотрудников, чтобы побудить их работать на цели организации.
В современном менеджменте лидерство невозможно без учёбы, высокого уровня знаний, компетентности. Его правильное понимание состоит прежде всего в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации, на её благо, для достижения её целей. Приоритеты зависят от ситуационных факторов.
Управление персоналом и лидерство не синонимичны, но способность быть лидером – ключевое условие, чтобы стать менеджером.
Лидерство и управление.
Управление организацией включает формальное лидерство и деловую активность.
Лидерство связано с той частью менеджмента или управления организацией, которая относится к области управления персоналом. Формирования его воли, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого.
Лидерство –это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений.
Деловая активность связана с той частью управления, где происходит решение задач планирования, организации системы управления, регулирования, управления ресурсами, технической подготовки производства.
Деловая активность –это процесс формирования целесообразных технологических и информационных связей в форме организационных структур (матричная организация, линейная структура и т.д.).
Деловая активность ориентирована на создание структуры организации, которая определяется стратегией, целями. Лидерство ориентировано на создание условий для достижения целей и сами цели.
Лидерство формируется в процессе взаимодействия людей при решении общих задач, является одной из форм межличностного взаимодействия и включает пять основных элементов: сам лидер, его последователи, ситуация и задача, которую решает группа взаимодействующих людей.
Лидером можно считать только того, кто занимал лидирующую позицию неоднократно и находился на ней долгое время.
Статус лидера должен определяться самой группой, а не навязываться извне. Извне приходит власть начальника, которую члены группы принимают под угрозой наказания за неповиновение.
Стиль управления отождествляется со стилем руководства, а последний со стилем лидерства.
Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, направленная на воздействие и побуждение подчинённых к достижению поставленной цели.
Выделяют три основных стиля руководства:
1. авторитарный;
2. либеральный;
3. демократический.
Таблица. Характеристика стилей руководства
Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Разделение полномочий | ||
Все полномочия руководитель сосредоточивает в своих руках. Устанавливает жёсткий контроль | Разделение власти, участие работников в управлении. Частичное делегирование своих полномочий | Минимальное участие в управлении. Максимальная передача полномочий. Предпочтений отдаётся указаниям «сверху»с |
Ответственность | ||
Вся ответственность возложена на руководителя | Ответственность частично может быть разделена с подчинёнными | Руководитель стремиться уменьшить свою ответственность |
Принятие решения | ||
Руководитель принимает и отменяет решения единолично | Руководитель советуется с подчинёнными | Руководитель старается избегать принятия решения или перекладывает его на плечи других |
Отношение к самостоятельности подчинённых | ||
Руководитель навязывает подчинённым своё мнение | Руководитель поощряет самостоятельность подчинённых | Руководитель предоставляет подчинённым возможность полнейшей самостоятельности |
Методы руководства | ||
Приказания и волевое воздействие со стороны руководства | Обращение к подчинённым за советами, убеждение, служит примером вежливости | Просьбы, уговаривание, иногда запугивание подчинённых |
Контроль | ||
Руководитель вмешивается в дела подчинённых, критикует | Руководитель отмечает успехи, ненавязчиво контролирует | Руководитель контролирует от случая к случаю |
Отношение к критике | ||
Относится отрицательно, отторгает её | Прислушивается, делает надлежащие выводы | Выслушивает, но выводов не делает |
Отношение к нововведениям | ||
Положительно реагирует на свои нововведения | Правильно их оценивает, поддерживает. Он новатор | Избегает всего нового |
Контакты с подчинёнными | ||
Амбициозен, держит подчинённых на расстоянии | Регулярно общается с ними, дает и получает информацию | Испытывает трудности в общении |
Оценка себя | ||
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу | Не проявляет превосходства | Занимает позицию зависимого, часто идёт на поводу |
Продуктивность работы в отсутствие руководителя | ||
Снижается | Не хуже | Даже лучше |
Таким образом, выбранный стиль руководства является определённой тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера.