Монтаж как метод и средство художественного произведения. Монтажная форма эпизода в целом. Режиссерский сценарий как основа фильма.

ПЕРВЫЙ БЛОК ВОПРОСОВ

Композиция кадра. Изобразительный центр внимания кадра. Принцип золотого сечения

 

Композиция кадра.

- точное и выразительное построение рисунка фотоизображения;

- создание акцента на главном объекте;

- исключение из рисунка снимка всего лишнего.

 

Киноосвещение как киноживописное искусство. Свет как составная часть композиции кадра.

 

Монтаж как метод и средство художественного произведения. Монтажная форма эпизода в целом. Режиссерский сценарий как основа фильма.

 

 

В основе всех видов и всего многообразия использования монтажа в экранном творчестве (в кино, телевидении, мультимедиа), во всех их выразительных средствах неизбежно "работает" принцип сопоставления. Это, условно, означает, что два фрагмента "складываются", а из результата сложения делается некий вывод.

Аналогично протекает процесс восприятия и осознания словесных текстов. Фраза "Он ее любит" становится понятной после сопоставления всех трех слов. Мы понимаем, что какой-то человек мужского пола питает незаурядные чувства к какой-то женщине или девушке. Это происходит на общепсихологическом уровне работы нашей психики.

Лев Владимирович Кулешов был основателем современной теории кино, а, по сути, – и всего экранного творчества.

Л. Кулешов первым раскрыл тайну монтажа, основанную на сопоставлении кадров. Он выдвинул гипотезу о том, что сопоставление соседних кадров в монтажной последовательности способно не только создать суммарное содержание, но даже поменять понимание содержания первого кадра в зависимости от содержания второго.

В порядке эксперимента он смонтировал крупный план актера И. Мозжухина с индифферентным выражением на лице отдельно с тремя разными кадрами. В этих кадрах были запечатлены тарелка с горячим парящим супом, девушка в гробу и весело играющий с игрушкой ребенок.

В результате просмотра все зрители сказали, что видели на экране три разных кадра с лицом И. Мозжухина. В первом оно выражало желание поесть у голодного человека. Во втором – уныние от потери близкого человека. И в третьем – восторг от наблюдения за игрой ребенка.

Эффект воздействия второго кадра на понимание смысла первого кадра оказался для зрителей, когда был раскрыт секрет, сенсационным. Л. Кулешов экспериментально доказал, что в основе человеческого осмысления увиденного лежит метод сопоставления. Этот эксперимент вошел в историю кино как классический эксперимент под названием "Эффект Кулешова".

 

10 принципов монтажа:

 

  1. Монтаж по крупности
  2. Монтаж по ориентации в пространстве
  3. Монтаж по направлению движения главного действующего лица
  4. Монтаж по направлению движения основной массы в кадре
  5. Монтаж по фазе движения
  6. Монтаж по композиции кадра
  7. Монтаж по темпу движущихся объектов
  8. Монтаж по свету
  9. Монтаж по цвету
  10. Монтаж по смещению оси съемки

 

Литературный сценарий рассказывает О ЧЕМ будет фильм. После этого пишется режиссерский сценарий, в котором каждая сцена переводится в действие - рассказывается КАК изложенные в литературном сценарии события будут выглядеть на экране. Расписываются все планы и каждое движения актеров и камеры. Рисуются раскадровки для простых сцен и схемы для более сложных, прописывается продолжительность кадра, звучащая музыка, интершумы, крупность плана, место события + возможные примечания.

 

 

Виды панорам: Обзорная, слежение, переброс