Дерево целей УП
Главная цель – совершенствование системы УП | ||
Для достижения основной цели реализуется ряд локальных целей | ||
1. Стабилизация кадрового потенциала | 2. Обучение персонала | 3. Развитие кадрового потенциала |
1.1. Удовлетворение в кадрах, подбор, расстановка, продвижение | 2.1.обеспечение непрерывного обновления знаний | 3.1. Повышение качества оценки кадров |
1.2. Координирование поведения кадров, текучесть, дисциплина, ответственность | 2.2.повышение квалификации: курсы, семинары, вузы | 3.2. Формирование кадрового резерва |
1.3. Адаптация новых кадров, обеспечение занятости и сохранение рабочих мест | 2.3.формирование рационального стиля управления | 3.3. Совершенствование условий труда, самообучение персонала |
Выделяют:
1. Материальные цели (производство продукции, материалов, услуг)
2. Цели обеспечения успеха (технологии реализации товара, услуг)
3. Цели обеспечения ликвидности предприятия (затраты покрываются расходами т.е. доходы >затрат)
Всю совокупность целей организации можно разделить на 4 вида:
Экономическая цель (получениеприбыли от реализации продукции и услуг).
Научно-техническая цель (обеспечениепроизводительности труда за счет совершенствования технологии).
Производственно-коммерческая цель (производство и реализацияпродукции, услуг в заданном V).
Социальная цель (удовлетворения социальных потребностей работников).
Для достижения целей необходимо решать определенные задачи.
При определении круга задач по УП выделяют:
Основные | Дополнительные |
В зависимости от этапа процесса УП | Выполняются совместно с основными |
Определение потребности в персонале (планирование качественной, количественной потребности в персонале, выбор методов расчета количественной потребности в персонале) | Охрана труда и ТБ Расчет и выплата заработной платы Оказание услуг Управленческое распорядительство по дополнительным задачам осуществляют внешние подразделения |
Обеспечение потребности в персонале (отбор персонала, его деловая оценка) | |
Мотивация результатов труда и поведения персонала (управление процессом мотивации трудового поведения, управление конфликтами) | |
Обеспечение процесса УП (разработка кадровой политики) | |
Использование персонала (введение персонала, адаптация, высвобождение, безопасность труда) | |
Развитие персонала (планирование карьеры и служебных помещений, организация обучения) |
Основные функции УП:
Ø Планирования – реализуется в процессе формирования целей кадровой и социальной политики организации, создания планов набора, продвижения и увольнения персонала;
Ø Организационная– воплощение замыслов содержащихся в планах, а также обеспечение всей этой деятельности необходимой документацией;
Ø Координации - совместную деятельность людей необходимо координировать и согласовывать;
Ø Мотивационная– выбор наиболее подходящих форм и систем оплаты труда, морального и материального поощрения;
Ø Контрольная – результаты деятельности проверяются, заблаговременно выявляются ошибки и фиксируется отклонение от стандартов.
Участниками процесса управления персоналом в системе управления предприятием выступают: отдел кадров; руководители; сотрудники; совет предприятия (совет акционеров в случае акционерного общества).
Взаимосвязь и различия между задачами управления персоналом и производственными задачами.
Деловые задачи и задачи управления производственными процессами | Задачи управления персоналом |
Производственные и деловые цели | Управленческие цели |
Производственная деятельность | Управленческая деятельность |
Рассчитываемое овеществление (переход) деятельности в материальном продукте | Нерассчитываемый, только опосредованно определяемый вклад в материальный продукт через управление поведением людей |
Деловые результаты преднамеренных и однозначно определённых действий в соответствии с технологическими и другими отнормированными материально-вещественными процессами | Результаты работы руководителей как продукт преднамеренных, но не однозначно обусловленных видов деятельности |
Сотрудничество с персоналом начинается с поиска сотрудников и распределения их по рабочим местам предприятия. Оно определяется большим числом внешних и внутренних социальных, духовных, технико-технологических, экономических факторов:
– правовые условия и нормы трудовых отношений;
– социальная структура предприятия и его партнёров;
– организация и технология производства;
– логистика;
– принципы хозяйственной деятельности, концепция деловой активности, отношение к предпринимательству;
– предпринимательская деятельность подразделений предприятия степень их самостоятельности;
– организационная структура управления предприятием.
Ситуационно-обусловленные трудовые отношения определяются следующими факторами:
– структурой деловых качеств личности;
– состоянием личности (спектром её целей, психофизиологическими способностями, духовными качествами, интеллигентностью);
– квалификацией сотрудников;
– знанием ситуации на предприятии и перспектив его развития;
– оплатой труда, вознаграждениями и перспективами дальнейшего роста оплаты зарплаты;
– структуризацией и разделением труда;
– организацией и улучшением условий труда;
– внутрипроизводственными личностными ориентациями сотрудников, социальной средой;
– отношениями между сотрудниками и руководителем, межличностными коммуникациями;
– стилем управления;
– объективным состоянием условий жизни в зависимости от экономической, политической и социальной ситуации в стране.
Главная задача сегодня для предприятий состоит в адаптации организации не к самим изменениям внешней среды, а к скорости этих изменений. Задачи управления персоналом перестали быть второстепенными. Поэтому рыночная экономика, в отличие от административно-командной системы, характеризуется более жёсткими условиями управления персоналом.
Основу концепции управления персоналом составляет человек как объект управления. Управление персоналом есть непосредственная деятельность не только менеджеров кадровых служб, но и руководителей всех подразделений. Предметом труда в этом случае становится человек как источник и носитель информации.
Управление персоналом в системе функций менеджмента.
Понятие менеджмент используется в трёх смыслах, системах или аспектах:
– управленческих сил организации как её аппарата управления или группы людей;
– функций, которые эта группа выполняет внутри организации;
– специальной области знаний менеджмента как научного управления персоналом.
Концепция управления персоналом взаимосвязана с формированием и развитием кадрового потенциала организации и дифференцируется на категории:
– фирменного стиля управления (формирование кадрового потенциала);
– деловой активности (развитие кадрового потенциала);
– хозяйственной деятельности (реализация кадрового потенциала).
Цель управления персоналом состоит в обеспечении развития и реализации кадрового потенциала организации.
Основу концепции составляет также участие персонала в связующих процессах, которые обеспечивают согласованность между общими и социальными функциями управления организацией.
Управление персоналом присутствует во всех функциях менеджмента, потому что каждая из них неотделима от исполнителя – персонала управления.
Централизованное управление персоналом – специфическая функция, выполняемая, как и другие, специальными отделами.
Децентрализованное управление персоналом – деятельность всех руководителей подразделений (отделов, цехов, служб, лабораторий бюро).