В. АМЕРИКАНСКИЙ ЮГ

 

1. Сторона света как культурный символ– американские названия регионов (Север, Юг, Запад) напоминают плохой учебник по зарубежным странам, где районы любой страны названы по сторонам света, потому что авторы плохо знают местные реалии, местные названия частей страны. Но в США не так. Здесь стороны света насыщены культурным смыслом. В ходу термин “Southerness” – южность, поэтому можно говорить не южный, а южанский, чтобы отличить сторону света от культурного символа.

2. Торжество культурного районирования – чрезвычайно разнообразный район по природе (заоблачные Аппалачи и “сверхравнинная” Флорида, болота Луизианы и полупустыни западного Техаса и т.п.). Однако в сознании американцев это неоспоримо единый район, но единый только в культурном отношении. Культурная суть – традиционалистская субкультура со стратификацией общества по имущественному и (в прошлом особенно сильно) расовому признаку, добровольная сегрегация. В то же время – огромная важность человеческих отношений, на фоне атомизованного Севера – даже их теплота. “Ленивый Юг” (северянское прозвище) – отсутствие “крысиных гонок”.

3. Другая культура в единой стране– иная завязь по сравнению с Севером. На Север колонисты ехали прочь от Европы, где они бедствовали и подвергались гонениям, а на Юг – чтобы воспроизвести Европу на новом месте; на Север – чтобы жить свободно и трудиться, на Юг – чтобы разбогатеть; на север - чтобы создать самодостаточное хозяйство, на Юг – чтобы вывозить продукцию в Европу. Эти различия неминуемо привели к Гражданской войне.

4. Главные черты культуры Юга. Традиционалистская субкультура – сегрегация, каждый счастлив в своем слое. Особая роль расовой проблемы (при любом отношении к неграм это проблема №1). Ленивый Юг – скоробогачество, а не упорный труд, подражание безделью плантаторов огромными массами бедных белых. Чувство чести, ранимость. Опыт Р.Несбитта из Мичиганского ун-та – грубое окликание студентов в коридоре (южане злятся с выбросом тестостерона и кортизола, северяне отшучиваются безо всяких гормонов). Страх за репутацию – зависимость от мнения других. Теплота человеческих отношений.

5. Преступность как пример южанской культуры. В США преступность примерно та же, что в других развитых странах. Но уровень убийств 7 случаев на 100 тыс. жителей, а в ближайшей среди развитых Финляндии 2,2 (Франция 1,1, Япония 0,6, Великобритания 0,5). А все из-за Юга. Главные штаты по убийствам – бывшие конфедератские (Луизиана 15,5), наименьшие – Новая Англия и север Мидуэста (Юж.Дакота 1,2). Так было издревле, об этом писал Токвиль («Алабама –полуварварский штат»). Но поводы совсем другие: на Юге это драки в кабаках, в семье, на почве ревности, а на Севере – при других преступлениях (особенно при ограблении). Причина культурная – чувство чести при традициях фронтирного беззакония, плюс шотлано-ирландцы (феоды, культ воина, виски, исторические воспоминания о войнах английских и шотландских королей). В Луизиане – пережитки рабства на сахарных плантациях (труд жестче). Города свыше 200 тыс. жителей уже не отличишь, но в 50-200 тыс. уровень убийств на Юге вдвое выше, чем в остальной стране, в 10-50 тыс. втрое, в сельской местности вчетверо!

6. Реальность культурного мифа– многое здесь мифологизировано со времен “Хижины дяди Тома”. Символ Юга – затравленный ку-клукс-кланом нищий негр, гнущий спину на хлопковой плантации. На деле тут давно почти нет хлопка, негры живут в основном в городах, немало белых беднее негров, немало негров богаче белых, от расизма остались предрассудки. Тем не менее этот штамп работает. В него вписывается и поведение южан, и реакция северян на “южанские” события – все они ведут себя “под миф”.

7. Перемены без перемен– Юг радикально изменился за последние полвека, особенно после 60-х, после борьбы за гражданские права. Люди стали гораздо зажиточнее, исчез откровенный расизм, негры потянулись обратно на Юг, размыт упрямый южанский демократизм, возник феномен “Солнечного пояса” – ускоренного роста экономики Юга (словно в него наконец-то хлынул капитал после того, как расовая атмосфера расчистилась). По сравнению с собой Юг очень изменился, а по месту в стране – очень мало. Это по-прежнему самый бедный регион страны, с наиболее сильными пережитками расизма; вред для туризма, он второе место по доходам в экономике Ю.К. По-прежнему “ленивый Юг”, по-прежнему тут голосуют в основном за демократов. Таково типичное противоречие в социальной жизни: стал жить лучше, чем вчера, в абсолютном смысле, но хуже по сравнению с другими, то есть в смысле относительном, и второе бывает гораздо важнее первого, особенно в коллективистских культурах.

8. Вред специализации– с самого начала дух скоробогачества и ориентация на вывоз в Европу стимулировал создание монокультурных плантаций – индиго, табака, хлопка. Здесь это было доведено до крайности весьма поучительной. Мелкому фермеру нечем было покормить своего мула – все шло под хлопок. По-марксистски это должно вести к экономии труда, но социальные потери перевешивали. Юг слишком сильно зависел от поставок всего насущного из-за пределов, хотя собственные ресурсы позволяли развиваться более комплексно. Во время Гражданской войны это сказалось.