Работа над октавами и аккордами

«Методика обучения игре на фортепиано»

Октавная и аккордовая техника - это самые сложные виды фортепианных формул, относящиеся ккрупной техникепианиста, требующие большой силы, выносливости, рационального расчёта и точных движений при большой скорости движения музыки и часто при больших скачках.

Октавы можно трактовать как: а) – символ смелости, мужества, ловкости, блеска, силы духа, объединённой коллективной воли и мощи (например, воинов в героике боя) примеры: К. Черни соч. 740 № 32 Этюд до мажор, Геллер Этюд ре минор, Ф.Лист Этюд «Героика» - каденция (октавы), П.И Чайковский «Думка» - Каденция, и др.

Аккорды – это символы хорового пения: молитвы (медленные темпы), или в быстром темпе: колокола, символ единства народа, нации, группы; а так же: - фестиваль, праздник, фейерверк, танец, пляска, марши, галопы и т.д.

-из репертуара ДМШ: Кабалевский Д.Б. «Токкатина» (аккорды), Рахманинов Прелюдия cis соч.3№ 2 (аккорды: «хоровые», «колокольные», «симфонические» и «martelato») и др. пр-ия.

б) – символ радости и изящества, устремленияв движении скачки или танца. Например: К.Черни соч. 740 № 49 Этюд Соль мажор: крайние части («октавное кистевое» стаккато 2-3 уровня), а средний раздел – изящные октавы «легато-леджиеро» запястевого типа, Майкапар «Токкатина»- средний раздел – аккорды «мартелато».

 

Воспитание технологии и слухового представления в «октавной технике» - следует начинать с учеником «0» класса с подготовительных упражнений.

1 Предварительные, организующие руку, упражнения:

· - специальные упражнения для постановки и укрепления 3-его, 5-ого, 1-ого пальцев:

· -«шалашики», «медведь и теремок»

· -«брейк» для 1-ого пальца,

· -«до свидания – до свидания» - для внутренних ладонных мышц,

· -«5-ый палец держит спичку или письмо -бумажку»,

· -«1и5-ые пальцы держат карандаш» по размеру ладони, и «хлопают в ладоши только кистями рук» с карандашом в руке - и др. упр.

· - игра на рояле «перелётов», - «перебросов», - «перекрещиваний» (рука через руку) из терций, кварт, квинт, секст, трезвучий, (3-хзвучных аккордов), октав.

· исполнение октав и аккордов быстрым «весовым толчком» с мгновенным освобождением руки и др. упр.

А затем продолжить работу над интервалами: квинтами, секстами, вводя трезвучия (Т3/5, Т6, Т 6/4), ставя следующие педагогические задачи:

· - воспитание первоначального слышания (понимания) «Ансамблевого» звучания 2-х звуков—терций, квинт, кварт, секст, и октав как совместного пения 2-х голосов (девочки+мальчики, мама+папа, скрипка+виолончель, труба+валторна),

· -воспитание умения (навыка) вычленить голосом – спеть, затем акцентировать пальцем любой мелодический голос из 2-х звуков (из интервала), из 3-х звуков (трезвучия), из 4-х; из октавы уверенно выделять 5-е пальцы (верхний и нижний звук)

· «складывать» аккорд по одному звуку, уметь слушать и петь длинный звук (первый), играть упражнение, как с верхнего звука, так и с нижнего звука.

· «убирать» аккорд по одному звуку, вслушиваясь в остаток звука

· добиваться одновременного, компактного звучания всех 3-х звуков при свободной руке и глубоком опорном звучании рояля (контакт на основе 5- принципов: непрерывное, перетекание, веса руки, через конец пальца в дно клавиатуры) с последующим освобождением руки.

· Играть аккорды в разных штрихах: portamente, non legato, staccato (кистевое), legato (запястевое – с «ложным» снятием и быстрым посылом вниз) и др.

2. Качественно освоить главные 2 вида октав: «кистевые» и «запястьевые» (показ, примеры из этюдов).Дювернуа Этюд До мажор - на сексты,

3. Качественно освоить главные 3 вида аккордов:

· -«кистевые» с цепкими пальцами (оркестровые); (напр.Этюд Черни-Гермер № 30, соч.299 № 40

· - «локтевые – мартелато» Ё. Накада Быстрый Этюд (martelato), Кабалевский Д.Б. «Токкатина»;

· - аккорды «Легато»: запястево-крыловидные, на 4-ом уровне веса (мелодические, хоровые по тембру) – Черни-Гемер № 20, Черни 299 № 27;

4. Освоить основной приём структурирования октав и аккордов в мотивы – это «РИКОШЕТ»- т.е. смешанный способ из 2-х разных уровней веса, применяемый для выделения сильных долей такта, или начала мотивов.

 

5. Необходима предварительная работа по развитию навыка «держания свода» кисти. Без устойчивого свода, опирающегося на пястные косточки длинных пальцев 2-,3-,4-ого, дальнейшее формирование аккордовой и октавной техники практически очень проблематично, т. к. исполнение октав требует расширения (раздвижения-натяжения) ладони,и некоторой потери естественного природного соотношения в мышечном натяжении кисти, ладони, запястья и лучевых суставов:

- при игре октав появляется угол внешнего разворота (поворота) кистей по отношению к лучезапястному суставу (локтю): от 0*градусов до 15* – 30* градусов, в зависимости от длины пальцев и ширины ладони каждого пианиста. Соответственно, чем меньше ребёнок и его рука, тем сложнее ему управлять октавной техникой. ( ÅÆ‌)‌

 

6. В октавной технике движущей мышечной силой являются продольные мышцы рукисгибатели и разгибатели (внутренняя и тыльная часть всей руки до плечевого сустава). На них падает огромная нагрузка при исполнении «кистевых», «локтевых»(martelato) - октав и аналогичных (по технике движения) аккордов.

Поэтому необходимы предварительные развивающие упражнения на рояле, укрепляющие, и специально готовящие разгибатели к интенсивной работе:

· - играть гамму октавами, и на каждом звуке исполнять репетицию по триолям, (дуолям, квартолям, секстолям) со словами, по соответствующим ритмическим акцентам, каждой рукой отдельно и вместе, используя штрих кистевой (стаккатной) октавы,

· -тот же материал использовать для закрепления навыка «запястьевой» («легатной») октавы.

· - играть октавы только одним 5-ым пальцем, симулируя движения 1-ого пальца (для этого держать ладонь раскрытой)

· - то же упражнение для 1-ого пальца, симулируя движения 5-ым пальцем.

· - играть октаву в виде короткого форшлага к 5-ому пальцу.

· - играть октаву в виде короткого форшлага к 1-му пальцу.

· - играть октаву в виде ломаной октавы с нагрузкой (акцентом) на 5-ом пальце.

· - играть октаву в виде ломаной октавы с акцентом на1-ом пальце.

· играть октаву с карандашом под 3-ими пальцами для держания свода и пястных косточек.

 

7. Для развития и укрепления силы кончиков пальцев и пястного свода играть аккорды:

· - арпеджиато к 5-ому пальцу с акцентом на пятом пальце, как правой рукой, так и левой р.

· - играть октаву с «начинкой» (терцией, квартой) в различных ритмах – жанрах: ¾, 4/4, 2/4 – в виде марша, польки, галопа сарабанды и т.д.

· - аккорды – «мартелато» (на 3-ем,-4-ом весовом уровне) по очереди между руками, меняя ведущую руку 1 раз – ведущая левая, 2-ой раз – правая.

· - играть аккорды в разных штрихах(«пиццикато», «стаккато», «портаменто», «легато», «легато-маркато», на разных уровнях веса и опоры)

· -играть октавы и аккорды в разной динамике, чередуя мотивы на Ä и ¹;

· В различных «стилях»(изучаемых по специальности произведений): «клавесинном», «органном» стиле, «бетховенском», «шопеновском», «рахманиновском» и т.д. (примеры штрихов и стилей из исполняемых сочинений) и др. упр.

 

 

Письменные аннотации исполнительских и педагогических особенностей 2-3 этюдов.

Литература:

Й. Гат «Фортепианная техника»

А. Бирмак «О художественной технике пианиста»

Е. Гнесина «Подготовительные упражнения»

Ш. Ганон «Пианист-виртуоз»

И. Брамс «51 упражнение»

Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой»

Г. Нейгауз «Искусство фортепианной игры»

А. Николаев «Работа над этюдами и упражнениями»

А. Корто «Упражнения для развития фортепианной техники»

Ф. Бузони «Фортепианная техника»

Н. Ширинская «Гаммы, арпеджио»

К. Черни (ред. Гермера) Избранные этюды; соч. 299 «Школа беглости»

А. Лемуан «50 прогрессивных этюдов»

И. Лёв «Избранные октавные этюды»

К. Черни «Первоначальный фортепианный учитель», соч. 599; соч. 337; соч. 849

 

 

Схема формирования художественной техники пианиста.

Музыкальное мышление исполнителя – это слуховая сфера, интеллект, воображение, мотивация музицирования – философия исполнительства и т.д.; глубина постижениямузыкального образа, любовь к исполняемому произведению и знание стиля композитора. 1 ТИП высшей нервной деятельностиисполнителя: это реакции возбуждения и торможения (темперамент), устойчивость процессов памяти, глубина эмоциональных «следов», надёжность аксонных и нейронных связей, воля, устремлённость к цели, терпение, настойчивость и др. качества. 2
   
Физические качества личности исполнителя 3
Скелетное строение рук (рост, вес, сложениетела)Силамышц, связок, ладоней, пальцев и т.д. Гибкость суставов и пластикаигрового аппарата: растяжка разгибателей и сгибателей, запястья, лучезапястья(ротация). Подвижность и скорость игрового аппарата пианиста: это беглость пальцев, их дифференциация. Выносливостьигрового аппарата пианиста («долго, громко и быстро»)

 

Координация игровых движений. Создание двигательных стереотипов. 4
Координация крупных рациональных игровыхдвижений на основе метра, фразы, периода, общей формы, стиля и музыкального образа произведения. Подчинение движений музыкально-художественным представлениям. Формирование слухопсихомоторного Навыка – как комплексного ощущения. I –Фундамент техники –это контакт с инстр-ом на 5 приципах; II –это развитие беглости и дифференциации пальцевпианиста; III – развитие скорости слухаи слухового представления и воображения Организация артикуляционных, ритмических, динамических, интонационных–правильных рациональных движений. «Динамический стереотип»для каждого вида техники и фактуры: - полифон. (2-х и 3-хголосие), 3-хслойная романтическая, танцевальные 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8, и т.д.
Процессывосприятия ипамяти:как музыкальной так и мышечной влияют на автоматизацию. 4а

Автоматизация двигательных процессов. Создание устойчивых исполнительских навыков на основе двигательных «динамических стереотипов». 5
Гибкость и управляемостьвсеми навыками автоматизации в сценических условиях Скоростьобразования и устойчивость автоматизации всех двигательных навыков. Влияние интеллектуального развития пианиста на развитие худож. техники: уровень развития логической зоны мозга (правое полушарие), пространственного воображения и чувства формы. Обобщениедвигательных динамических стереотипов игровых движений по жанрам, стилям, размерам и т.д.

Художественная техника пианиста – это система слухопсихомоторных навыков, регулируемых слуховой и интеллектуальной сферой неокортекса мозга (система условных рефлексов). 6