Длинное арпеджио

«Методика обучения игре на фортепиано»

 

1. Музыкальная символика длинного арпеджио- это создание длинной, «долгой» волны напряжения, устремления к цели. В мажоре это может быть: движение «струи» фонтана, полётность, «баркарольность»; в миноре это может быть гудящий морской вал, «шум» - «рокот» толпы, раскаты грома и т.д.

Например: К. Черни соч.740 этюд № 2, 21, 50; Черни-Гермер 2-ая тетрадь, этюды № 19, 20; Ф.Шопен Этюд № 24 и др.

2. Технология исполнения длинного арпеджио – это сложный комплекс нескольких координационных движений при ведущем горизонтальном движении корпуса и плеча:

· - скольжение 3-х-палых позиций ( подкладывание 1-ого пальца исключить из внимания на первом этапе освоения длинного арпеджио)

· -активные пальцы внутри позиции – штрих леджиеро «jeu perles», пальцевое «артиколато» с хорошим отскоком пальца от клавиши «под ладонь».

3. Подготовительные упражнения:

· -«закручивание» гаек 3-мя пальцами правой руки при движении вверх

· -«закручивание» гаек 4-мя пальцами левой руки при движении вниз

· -«летящая чайка, ухватывающая 1 рыбку (позицию)» на крышке, каждой рукой отдельно

· -«летящая чайка выхватывает позицию- «рыбку» из клавиатуры», сначала 1-у, затем две позиции, затем 3, 4. Играть каждой рукой отдельно: правой р. вверх, а левой вниз.

Важно следить за горизонтальным движением корпуса и плеча, за плавным переносом опоры тела с левой стопы (и бедра) на правую стопу (бедро).

4. Развивающие упражнения для подкладывания 1-ого пальца и перекладывания 3-его,4-ого через 1-ый:

· «раскатки» из 3-х позиционных звуков +1звук из следующей позиции: «до-ми-соль+до»

вверх и вниз каждой рукой отдельно, для прав. руки пальцами ....# «1-- 2-- 3- (+1) $-3-2-1» со словами, подчёркивающими по очереди каждый слог (ямб, хорей, амфибрахий)

солнышко ясное катится по небу», «мой весёлый, звонкий мячик», «полетели далеко» (+1))

· «раскатки» из 3-х позиционных звуков + 2-ва звука из следующей позиции:

«до-ми-соль+до+ми» и вниз, каждой рукой отдельно пальцами:

1+ 2 + 3 (+1-+2)+1+3+2+1 ( со словами «птички полетели далеко», и т. д.)

· «раскатка» для левой руки вверх: 5—4---2---1--+4и вниз, затем 5—4—2—1 +4 +2 и вниз с подтекстовкой, с сольфеджированием.

· «раскатка» для левой руки сверху вниз: «до-соль- ми + до» и вверх, «до-соль-ми +до +соль» и вверх пальцами ----- 1 --- 2-- 4- (+1+)-4--2--1, 1-- 2— 4+ (1+2+1)--4-2-1,

· «раскатки» 2-мя руками, прибавляя по 1звуку, затем по 2 звука, по 3 и т. д.

· «раскатки» по Тоническому трезвучию – от «до» до следующей ноты «до» (от 1-ого пальца до следующего 1-ого), затем по Тоническому секстаккорду от «ми» до «ми» ( от 2-ого пальца до следующего 2-ого) – (аппликатура дана по пр. р.)следующего 2-ого) - по ем по Тоническому секстаккорду от "ий) и т. д.)), также по Т6/4.

· то же играть 2-мя руками по Т3/5, Т /6, Т6/4.

· играть, прибавляя по звуку с акцентом и остановкой на последнем звуке (упражнение «стоп-кадр»), начиная с игры одного1-ого звука и доходя до 16.

5.Динамические особенности распределения звучности (весовых уровней) при исполнении в 4-ре октавы:

· - опора на басовый регистр в л. р. ( примерно 1,5 октавы), { имитацияоркестровогозвучания}

· -опора на верхние регистры в правой руке (верхняя октава) {--------//----------//---------------------}

· - при исполнении арпеджио вверх – крещендо,возможен вариант и наоборот.

· - при исполнении арпеджио вниз - диминуэндо, но возможен вариант крещендо к басу.

7. Качественное исполнение длинного арпеджио требует воспитания навыка разнообразного прикосновения—туше, азначит, развития соответствующего слухового воображения и представления:

· - сочный певучий звук в «стиле Рахманинова» - в штрихе legato-legatissimo,

· - рассыпчатое «легато – леджиеро»(legato-leggiero) в «стиле венских классиков»,

· напевное «легато-легато» (legatissimo) в «стиле Шопена» и т. д.

8. Полифоническое расслоение фактуры длинного арпеджио: БАС +фигурация + СОПРАНО.

9.Для творческого и технического развития ученика применять различные ритмические и метрические варианты организации длинного арпеджио: по2, по3, по 4-ре, по 5-ть, по 6-ть, по-8-мь звуков на единицу времени;

4. В длинных арпеджио (символ «волны», «гребня», «вала») важна работа над позиционной стыковкой, она осуществляется в виде «скольжения» руки с позиции на позицию; роль горизонтальных движений (плечо, корпус).

Упражнения: «прибавляя по звуку с остановкой на последнем»; соединение позиций в линию из арпеджированных аккордов с акцентом на 3-м пальце в правой руке (вверх) и с акцентом на 4-м пальце в левой руке (вниз).

5. Работа над аккордами. Роль цепкости пальцев и весовой опоры (толчка). Взятие аккорда с приготовлением («с места») и «сверху».

Технология исполнения — от кисти, локтя, плеча — обеспечивает разнообразие штрихов (стаккато, нон легато, маркато). Технология исполнения аккордов в легато: «прерванное снятие» – «падение» в следующий аккорд.

Упражнения: выделение мелодического звука с помощью акцента, остановки, пропевания; постепенное «складывание» аккорда из 2-х, 3-х, 4-х звуков и наоборот и т.д. Роль спины, плеча, локтя, запястья.

6. Октавы различаются на 2 способа исполнения:

«в рояль» — от локтя и плеча (легато, портато),

«из рояля»—- кистевые, легкие октавы (стаккато).

Упражнения типа: «октавный форшлаг» к 1 и 5 пальцу; следить за выпуклым сводом пястья и гибкостью и подвижностью запястья.

Аппликатурный принцип октав в исполнении легато и стаккато.

Положение 1-го, 5-го и 2-го, 3-го пальцев, роль и значение объединяющего движения — «рикошет».

Упражнения для растяжки ладонных мышц.

7. Характеристика работы над скачками: «с запасом» и приготовлением. Роль локтя, технической перегруппировки и «бокового» зрения; способы зрительного «сокращения» расстояния в скачке.

8. Положение запястья, психофизические ощущения пальцев в исполнении украшений (трели, группетто, морденты) и репетиций.

9. Аппликатура и способы исполнения двойных терций, упражнения.

Студенты должны уметь подобрать упражнения и этюды для развития каждого вида техники из рекомендованной литературы и произведений. Педагогический комментарий за фортепиано этюдов на различные виды техники.