Ломанные короткие арпеджио
1. Музыкальная символика ломанного арпеджио – это энергия «скачки», движения,
образ устремления, мужества и силы в жанре «качча», либо возбуждённость и взволнованность «альбертиевых» басов, сопровождающих мелодию.
Примеры - К.Черни соч.299 №№ 10, 20; соч. 740 №№ 4, 12, 14.
С.Прокофьев соч.12 Прелюд До мажор.2. Способ исполнения: сложное комплексное сочетание 2-х видов координации-
а) переноса веса руки с пальца на палец (как при игре простого короткого арпеджио) и
б) активного ротационного движения (пронации и супинации) в предплечье и плече.
3. Подготовительные упражнения: а) «неваляшки» на крышке фортепиано, б) «закручивание
или выкручивание лампочек», в) «закрутить гайку» или «ручку» и т.д.
4. Развивающие упражнения на рояле:
· играть из аккорда сначала квинту 5 (пальцами1+3), потом сексту 6(пальцами2+5)
как двойные ноты - на весовом «толчке» каждую, штрих - портаменто – маркато;
· играть в виде «болтушки» 1+3 пальцами (до+соль) со вспомогательным движением «ротация», равномерно (одинаково по высоте) поднимая пальцы с кистью; выравнивая звук по слуху; со словами на разные акценты (дуолями, триолями) на штрихе secco legato, legato-marcato, пальцевое портаменто, но не легато.
· то же упражнение со звуками «ми+соль» 2+5 пальцами
· «пробежки – остановки» с акцентом на 5-ом пальце и активным замахом 1-ого пальца для дальнейшей пробежки (при движении вверх), на активной ротации, звук полный и сочный (т.к. задействован весь вес руки) x x x h x x x h x x xh x x x h
· «пробежки – остановки» с акцентом на 1-ом пальце, с выше изложенными требованиями; h x x x h x x x h x x x h x x x
· такие же акценты для каждого (2-ого, 3-его) пальца при активной ротации.
x x h x x x h x x xh x x x h x ; x h x x x h x x xh x x x h xx xh x x
· пунктиры с длинной и короткой ноты с активной ротациейqk x qk x qk xqk x qk xqk x
· «шагом-шагом, побежали»: сначала 4-ре ноты в медленном, затем 4-ре в быстром темпе: ♩ ♩ ♩ ♩| ♬♬ | ♩ ♩ ♩ ♩ | ♬ ♬ | и т.д. и наоборот.
· исполнение двумя руками, те же приёмы
5. Развитие полифонического слуха:
· выделить с помощью акцентов и ротационных замахов 1-ого пальца нижний голос, затем верхний, и по желанию любой другой.
· при игре вверх – выделять нижний голос – (5-ый палец по левой руке), при игре вниз - выделять верхний голос по5-му пальцу правой руки и наоборот,
· играть с метрической организацией в разных размерах: на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и т.д.
· играть, задерживая крайний голос как в двухголосии: для 1-ого пальца играть штрих портаменто, а для 3-х шестнадцатых играть штрих леджиеро
· играть в разных штрихах: легато, легато-легатиссимо, маркато, стаккато, леджиеро и т. д.
· играть со «смешанными» штрихами: 2-легато+2стаккато, и наоборот;
· играть в темпе ларго, ленто, модерато, аллегро, престо и т.д.
· другие упражнения.