Ие пальцы играют на cis-dis, а 2-3-4-ые пальцы играют на fis-gis-ais.
И все гаммы по кварто-квинтовому кругу (к.р. отдельно) ребёнок играет в 1-2 октавы правильными пальцами!!!
· учить их рельеф по позициям: 3 + 43+ 4, 3 + 4, 3 +5 в правой руке и
-----------//-------------//------ 5+ 3, 4+ 3, 4+ 3, 4+ 3 в лев, руке
(в до маж., Ми маж., Миb маж.)отдельно каждой рукой и вместе в расходящемся движении. Затем подключая миноры a, e, h, d, g, c 2. Самая симметричная гамма и самая удобная для руки пианиста это Ми-мажор! (А так же Ми-бемоль мажор, ми-минор гармонич., До маж., до минор гарм.). Удобными для руки пианиста являются также DES-dur, FIS-dur (GES), es/dis и от белых клавиш с симметричными пальцами.
· играть упражнение в виде «кластеров»: трихорд+тетрахорд, отдельно каждой рукой,
· так и вместе - пр.р . 3 + 4, 3 + 4, 3 + 4 одновременно !
л. р. 4 + 3, 4 + 3, 4 + 3
· играть упражнение в виде «винтиков»---------//--------//----- отдельно каждой рукой,
· игратьупражнение«пробежки – остановки» по позициям 3+4, с остановкой на крайних звуках (пальцах) позиции—на 3-ем, на 4-ом в правой рукеG, 3-ем и на 4-омH, в лев. руке.
· играть раскатки по позициям, с остановкой на последнем звуке со словами: «я весёлый бегемот, вот у меня разболелся живот», отдельно к.рукой, и в расходящемся движении (в гаммах от белых клавиш и в симметричных),
· «Хозяйка и служанка» - лев.р.= хозяйка полных позиций, а пр.р. = служанка – бегает по 2-ум «квартирам», и наоборот.
· играть пунктиры: qk x qk x qk x qk и (ломбардский ритм) x q k x q k x qk x q
· играть гамму только 1и 2 пальцами, 1+3, 1+4, 1+5,по любым клавишам!
· играть гамму к.р. отдельно с ручкой или карандашом в руке, как будто пишешь письмо, держа 1-2-3 пальцы «правильно»- т.е. близко к друг другу («щепоткой»). Цель: развить чувство собранности пальцев, быстрого снятия пальцев с отыгравшей клавиши, и концентрация внимания на горизонтальном движении руки
· играть в разных ритмах с акцентами: по 2-ноты на один толчок, по 3 (триолями), по 4-ре (квартолями), по 5(квинтолями), по 6(секстолями), по 7(септолями)
· играть трелями: 1-ая нота со 2-ой; 3-я с4-ой, 5-ая с 6-ой, 7-я с 8-ой, 9-ая с 10-ой, и т. д.
· играть 2-ва звука легато, следующие 2 звука играть стаккато, и наоборот.
· играть, прибавляя по звуку, с акцентом и остановкой на последнем звуке, разгоняясь постепенно, с темпа «анданте» до «престо» (упражнение «стоп-кадр»).
· играть совмещённые штрихи: пр.р. играет легато, а левая рука одновременно играет стаккато, и наоборот
· правая рука играет триоли, а левая рука играет дуоли, и наоборот.
· прав. р. играет ровно по восьмым, а левая пунктир, и наоборот.
· играть с яркой динамикой на одной динамической волне, и на двойной волне (по 2-октавы крещендо) с наполнением и уплотнением уровня веса руки с 1-ого на 2-ой или 3-ий.
· играть гамму с разными аккомпанементами, по акцентам – например (ДО-маж):
Û до - ре – ми – фа – Üфа – ми – ре - до
T£° - D£¢ - T¤ - S£° (Dª) - T¤ - D£¢ - T£°
3. Играя в подвижном темпе помнить о горизонтальных движениях крупных частей аппарата:
- о ведущем линию плече, верхней части туловища, а также об опоре на левую ногу при движении вверх, и на правую ногу при движении вниз.
- о супинации и пронации лучезапястных суставов («рулить» как на велосипеде) и др. упр.
- Правило исполнения гамм: «Чем быстрее темп - тем ближе пальцы к клавиатуре и собраннее». Рука как-будто скользит горизонтально по клавиатуре.
IV. Для развития силы и скорости пальцев обязательно учи виртуозные эпизоды во всех произведениях и все технические формулы приёмами на forte и активными пальцами:
· Приготовление звука «с замахом» следующего пальца
· Приготовление звука «с места» – «с клавиши»
· «Пунктиры» с длинной и короткой нотой активными пальцами
Акценты по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 звуков: (с подтекстовкой)
q q, q q, q q q , q q q, qqqq qqqq qqqqq qqqqqq qqqqqqq qqqqqqqq qqqqqqqqq
f p f p 3 3 4 5 6 7 8 9 и т. д.
1. «Остановки-пробежки»: q xxx q xxx q xxx q xxx q xxx q xxx
2.«Шагом – шагом – побежали», «побежали– шагом- шагом»
7. «Болтушки» - по дуолям, квартолям, октолям, триолям, и т. д. с акцентами на 1-ом звуке, потом на 2-ом, 3-ем, и т.д. каждой рукой отдельно и вместе
8. Противоположным штрихом – на staccato, на legato, на leggiero, либо non legato или legato
9. «Совмещённые» приёмы исполнения:правая рука – ровно – на f и наоборот
левая рука – пунктир, на р
правая рука – legato – на f
и наоборот
левая рука – staccato – на р
10. Транспонироватьв другую тональность (отдельные эпизоды) на ½ тона выше или ниже.
11. Играть «Весовыми толчками»-каждый звук играть от плеча – на 4-ом уровне веса с освобождением.(«Танком»!) (И не забудь проиграть «в балетных тапочках»-т.е.беззвучно!)
12. Играть «С закрытыми глазами», (или без света), «наощупь», «близко» к клавишам
13. Играть «Откинувшись на спинку стула», достигая полной свободы после толчка.
14. Играть «В перчатках» - для тренировки точности попадания в середину клавиши.
15. Спеть мелодию внутренним слухом по нотам и без рояля; (по методу Иосифа Гофмана)
16. Спеть мелодию внутренним слухом без нот и без рояля, с яркой динамикой, агогикой и в эмоциональном тонусе, с дирижированием. (укрепление памяти всех видов/ для сценического тренинга.)
3. Короткое арпеджио — символ музыкальной «спирали», «цепочки».
Технология исполнения — пальцевая, со вспомогательными движениями запястьем. Принцип исполнения — это собирание раскрытой ладони. Ставить музыкально-эстетические задачи — звуковые, тембральные, динамические, артикулярные, интонационные; точность аппликатуры.
Упражнения на интонационное разнообразие с переносом опор в разные пальцы:
Мотив строится ямбически.
Вспомогательные движения в 2-х руках сложнокоординированные, условно симметричные:
пр. р. 1 1 5 1 5 и т.д.
л.р. 5 5 1 5 1 и т.д.
[Работа над коротким арпеджио.
Музыкальная символика АРПЕДЖИО—это взволнованность, «маленькие волны», спиральное «кружение», «завихрение» в устремлении к цели,содержит эффектыпейзажной звукописи. ڡڡڡڡڡڡ (Радостное в мажоре, грустное - в миноре) примеры: Черни соч.299 Этюды №№ 3, 7, 12, 19, 32; соч.740 №№ 2, 6, 12,
1.Способ исполнения - перенос веса руки с пальца на палец, с помощью вспомогательного движения «качели» ڡڡڡڡڡڡ ںں к 5- ым пальцам и «мостики»פ פ פ͡͡๑๑ ๑ - к 1-ым пальцам.
2.Подготовительные упражнения: «лианы» - «скакалки» (с учителем делать), «кисточки художника» делать кистью (пальцами рисовать круги на стене); «до свидания-до свидания» - делать всей кистью от запястья.
· Основное подготовительное упражнение на рояле: собирание пальцев в «щепоть» к 5-му пальцу правой руки—вверх на движении качелиMM; и -собирание пальцев в « щепоть» к 1-ому пальцу при игре арпеджио вниз LLL
Для левой руки всё то же самое, но наоборот.
3.Сложность исполнения одновременно 2-я руками—в сложной координации 2-ух разных движений: «качели»в правой руке и «мостик » -в левой руке.(следует показать ребёнку на вспомогательных движениях: 2-мя руками с педагогом, взявшись за кончики пальцев, раскрутить руки «скакалкой»-«лианой», но разновременно; пр. р. начинает с «качели» через низ, а лев. р. начинает движение с «мостика» через верх.
4. Развивающие упражнения:
· «раскатки»: вверх и вниз по2-3раза один аккорд со словами «море волнуется, море волнуется, море шумит» с остановкой на 5-ом пальце (пр.р. вверх к 5-му, а лев. р. вниз к 5-му пальцу)
· «остановки» на 5-ом пальце и «пробежки» по остальным 3-ём звукам со словами: «я лечу на – верх, лечу на верх, лечу на верх» и т. д.:
x x x H , |x x x H | x x x H | x x x H | и т.д.
1 2 3 5 | 1 2 4 5 , | 1 2 4 5 | 1 2 3 5.
^ ^ ^ ^
· «Остановки» на 1-ом пальце с пробежками по остальным 3-ём звукам,
w x x x | w x x x| H x x x | H x x x | H и т.д.
^ ^ ^ ^ ^
каждой рукой отдельно и позже вместе.
· «остановки- пробежки» на 2-ом звуке (2-ом пальце)каждой рукой отдельно и позже вместе.
------------------//------------ 3- ем ----//--- (3-ем ---//---)
-----------------//--------------- 4-ом ----//--- (4-ом, или5-ом пальце).
· игра «пунктирным ритмом» с длинной ноты, и с короткой (акцент на 2-ом и 4-ом пальце)
· игра по 2-а звука в виде трели – «болтушки»: 1+2нота (1и2пальцы), 3+4нота (3и5пальцы) и т. д. каждой рукой отдельно и позже - вместе
· игратьтрели по 3-олям: 1+2звук, 3+2звук, 3+4звук, 1+4звук, (сл: «красное солнышко светит в окошечко» и т. д.) каждой рукой отдельно и вместе.
· играть в триольном ритме квартоль (эффект «скользящего» по разным пальцам акцента) каждой рукой отдельно и позже вместе.
5В старших классах необходимо заниматься развитием полифонического слышания и овладением навыками акустического и артикуляционного расслоения (полифонизации) арпеджированной фактуры:
· играть с разноуровневыми штрихами и весом: «акцент» на 1-ом звуке – маркато, а 3 остальные звука играть «леджиеро»; и слушать, динамически управляя, линию 1-ых звуков от каждого аккорда («скрытый» голос). h x x x h x x x h x x x h x x x h
· исполнять арпеджио в различных метрических организациях - размерах: на 2/4, ¾, 4/4, и т.д.
· другие упражнения.