Вопрос 41

ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СИНТАКСИСА И КНИЖНО-ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Функциональные стили. Они определяют.
Разговорно-речевой стиль. Спонтанна, диалогична. Жесты, мимика. Устная речь может быть и монологом. Может быть и подготовленная (доклад).
Так как мысль на ходу формируется è особенности:
1)Разговорная окраска, которую имеют общеупотребительные синтаксические конструкции.
а) Вводные слова.
б)Инфинитивные предложения (Поспать бы! Тебе не понять).
в)Экспрессивные формы выражения отрицания (Не о чем спорить, есть о чём спорить. Да какой он журналист! – только интонацией)
г) Неполные контекстуальные предложения. Он умер. Был добродушен.
д) Коситуативные неполные предложения. (Отодвинь спать. Вместо отодвинь диван. Футбол, поедим, будет?)
е) Словесное описание через признак предмета. (Дай чем писать! Скоро она будет ходить на до 16)
ж)Парцеллированные конструкции. (Еду в Москву. Завтра. Оппонировать)
2.Экспрессивные конструкции:
а) междометия, вводные слова и модальные слова
б) Специальные фразиологизированные конструкции. Синтаксическая схема. Студенты как студенты. Люди как люди. Куда ей + инфинитив? Куда ему ехать/ прыгать? Где там старательный! (типа балбес)
Вот это + Им.п. сущ. Вот это скандал! Вот это девушка!
Ему ли не знать этого!
Нет бы ему постараться.
Моделей таких много. Они заполняются в зависимости от ситуации.
СТРУКТУРНЫЕ особенности разговорного синтаксиса:
1) Раздельное оформление информационных центров. – Именительный темы. А ваши, сколько им лет?
2) Когда формой Им. п. заменяются другие падежные формы. Как доехать до почты? Почта, автобусом можно до неё доехать/ на автобусе надо ехать. Там конфеты есть одна коробка.
3) Конструкции добавления. И сущ. и заменяющее его местоимение в одном предложении. Расстроилась она страшно учительница.
Можно знак паузы вместо знаков препинания поставить |
Фраза разделяется на 2 инт центра с помощью выделительных слов – что как, где, куда, откуда. Особенно в вопросительных предложениях. А она что, огорчилась очень? Он когда, в пять, зайдёт?
Иногда да или нет выполняют эту функцию. Он не уедет, нет, сегодня?
ЭКОНОМИЯ ФОРМАЛЬНЫХ грамматических средств.
1)Слова, не несущие информации, могут опускаться. Для разговорного синтаксиса хар-на бессоюзная подчинительная связь. А где мои папиросы, тут лежали? («которые» заменяются паузой). Тот мальчик, ты лечил, выздоровел?
2) Который может быть в конце придаточной части. Союз или союзное слово в конце придаточной части. Что это за рассказ, понравился ей который?
3) Конструкции, выполняющие роль номинации. Дай мне во что завернуть хлеб.
4) Контаминация синт конструкций. Начинается как простое, а заканчивается как сложное. Хозяйством, нельзя сказать, чтобы он занимался.
Мне бы памятник полагается по чину (сослагательное наклонение + изъявительное)
Надень кофту, там висит.
А я хотела часы обратно принесла.