СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

С., как элементарная единица синтаксиса. Классификация словосочетаний и их функция в языке.

Ломоносов, Буслаев не выделяли, предложение.

Впервые Фортунатов.

Словосочетание как основная единица синтаксиса, а предложение – законченное словосочетание. Шахматов и Пешковский развили. Пешковский о незаконченных словосочетаниях (аудитория для студентов). Постепенно сложилось чёткое представление о роли словосочетании. Виноградов хорошо описал словосочетания. Он исходил из суждений Шахматова, что есть 2 единицы – словосочетание и предложение. Он сопоставил слово и словосочетание, словосочетание и предложение. Слово и словосочетание – номинативные, но словосочетание – это сложное название. Они оба являются строительным материалом для предложений.
Словосочетания и предложения разнятся по функции, предложение – коммуникативная единица, а не номинативная.

Словосочетание – синтаксическая единица, возникающая в результате соединения одного знаменательного слова с формой другого знаменательного слова на основе подчинительной связи.
Сидели и писали – не словосочетание, так как сочинительная связь (но есть разные точки зрения, кто-то сочинительную связь))
Даже не слушали – не знаменательные, не словосочетание
Будут все писать - предложение
сидеть на лекции – словосочетание
будут писать – сложное аналитическое будущее время
Более талантливый – аналитическая форма одного слова
хочу уехать - словосочетание (подчинение, примыкание)

Сочетание подлежащего и сказуемого. Все будут писать. Студенты пишут. Кто-то считают предикативной основой, кто-то предикативным словосочетанием.

Словосочетания не воспроизводимые в отличие от слов, которые зафиксированы в словарях – мы каждый раз заново создаём и комбинируем словосочетания. Но есть модель словосочетания, это понятие ввёл Виноградов. Виноградов ввёл понятие форма словосочетания, которая определяется формой стержневого слова.

Вербум финитум + В.п.

Шведова ввела понятие модели S1+S2 (учитель словесности, дом хозяина), S1 + к + S3 (человек к человеку, любовь к математике) S1+ о + S6 (роман о войне).

Классификация словосочетаний по морфологической принадлежности стержневого слова:
1) Субстантивные (стремление понять)
2) Глагольные (смотреть фильм)
3) Адъективное, выраженное прилагательным (верный отечеству, себе, слову)
4) Адвербиальное, наречное, но их немного (невыносимо, слишком ярко, низко над землёй)
5) Прономенативные (местоимение), их тоже мало. (что-то глупое, неизвестное; нечто необычное)

Классификация по синтаксическими отношениями между компонентами словосочетания:
1) Определительные отношения, не только при согласовании (Новая книга, желание учиться – примыкание. Я помню дом в лесу – определительно-обстоятельственные) Определительно-дополнительные
2) Объектные (необходимость перемен и когда вопрос к падежам)
3) Обстоятельственные (приехал из города, приехал покорять Москву)
- словосочетание Начинаю покорять Москву
4) Комплетивные отношения (восполняющие) - хочу покорять Москву
Предлоги – средства выражения синтаксических отношений.

Порядок слов в предложение показывает, какие отношения. Солнечный день, день солнечный.

Синтаксические отношения можно найти даже в абракадабре Глокая гуздра.

Классификация по количеству компонентов:

- Простые из 2х компонентов стержневое слово + зависимое
- Сложные комбинация простых словосочетаний (1 способ построения (параллельный), всё к одному слову - дарить цветы всегда любимым, 2й способ (последовательный) – Читатьè книгу о великих ç путешественниках. 3й способ – комбинация первых двух способов дарить цветы любимой женщине. )

По степени семантической спаянности компонентов:
1)Свободные, синтаксически членимые (умные студенты литературного института
2)Несвободные (всегда являются одним членом предложения. Прочитал 4 книги. Вошла девушка с длинными ногами с голубыми глазами. Начал учиться.)