СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

 

· Принцип укрупнения контролируемых кадров - позволяет органично переходить от слухового контроля за каждым звуком

· к мысленному созданию целостной формы.

Под "контролем" понимается одновременное представление звука (тембра, штриха), двигательных ощущений (силы веса руки и пальцев), включающих управление клавишами, затем звукоизвлечение и проверка состояния покоя в руке.

Вначале контролируется каждый звук, далее - только звуки, попадающие в пульс (остальные исполняются подсознательно), потом первый звук фразы удерживается в представлении и мысленно соединяется с ее последним звуком. Вся фраза выстраивается как замкнутая целостность в пространстве. То же самое проделывается с предложением, частью. И, наконец, исполнитель контролирует только целостность звучания и единство потока энергии от мышц спины, через руки, ладони, кончики пальцев и клавиши в струны.

Схема работы над произведением и принцип укрупнения осваиваются ребенком постепенно. В результате изучения первой темы "Ритм" ученик приобретает способность создавать гармонию слуховых и двигательных представлений при извлечении одного звука, а также начинает мысленно организовывать звуки в пространстве и во времени (это соответствует подготовительному этапу на схеме и первым двум ступеням принципа укрупнения).

Изучив вторую тему "Интонация", ребенок уже способен оперировать мотивами и фразами (первый этап схемы и третья ступень принципа укрупнения).

Завершив изучение третьей и четвертой тем "Полифония" и "Гармония", ученик мыслит двумя и более голосами, соединяя их в пространстве и во времени (второй этап схемы и четвертая ступень принципа укрупнения).

После освоения пятой, последней, темы "Музыкальная форма" ребенок подготовлен к самостоятельной работе над музыкальным произведением, самостоятельному формированию целостного образа-представления (третий этап схемы и пятая ступень принципа укрупнения).

Каждая тема делится примерно на 4-6 уроков, занимая определённую часть времени от урока. Урок состоит из 4-х аспектов:

· развитие слуховых представлений (тембры, гармоническое тяготение, устой-неустой),

· развитие двигательных представлений (штрих–жест, пластика на основе идеомоторных ощущений)

· формирование слухопсиходвигательных представлений ученика: комплексного ощущения – т.е. условного слухопсихомоторного рефлекса - навыка.

В ежедневные занятия ученика необходимо включать:

· упражнения для развития силы и беглости пальцев

· чтение с листа (одно произведение),

· работу над произведением за инструментом и мысленное его исполнение

· слушание музыки в зоне ближайшего и перспективного развития

Когда начинается цельное исполнение (III – IV этапы в работе) важно активизировать стилевое чувство учащегося - через анализ и сравнение музыкальных средств в других сочинениях этого же автора (метод аналогий), либо с произведением аналогичного жанра другого композитора (Ноктюрн Шопена - ноктюрн Чайковского, или «музыкальный момент» Des Рахманинова). Необходимо сформировать понятия об «общем» (жанре) и «индивидуально-субъективном» (музыкальные средства, ресурсы) в творчестве изучаемого композитора - это даст ключ к пониманию творчества этого композитора.

Чтобы «вжиться в роль», т.е. выиграться в произведении, требуется достаточное длительное время, и постоянно включенное слуховое воображение. В развитии воображения огромную роль играет слуховая база учащегося, его перцептивный опыт, жизненный кругозор и техническое совершенствование аппарата, который может способствовать проявлению творческой инициативы, а может и сдерживать.

Эффективно помогает рефлексивному сознанию и дает импульс к самостоятельности - запись на магнитофон и последующий анализ этого исполнения и др. способы.

· Например: транспорт в другую тональность, аранжировка фактуры по принципу упрощения, игра вдвоем с педагогом в ансамбле и по очереди, пение внутренним слухом и дирижирование, и обязательно игра в медленном темпе, в певучей манере с включенным слуховым контролем;

· Работа «по кадрам» - это как в спорте, в киноиндустрии: отдельную сцену надо довести до совершенства! т.е. сделать несколько разных дублей!!

Правополушарное мышление мозга отвечает за возникновение метафор, аналогий, нюансов, но оно работает в расслабленном состоянии альфа-ритмов, в состоянии медленных мозговых волн, вот почему в репертуар всех юных пианистов я обязательно включаю кантиленные произведения. Они дают возможность и время услышать, почувствовать и выявить тончайшие нюансы вибрации звука, а также лирические, духовные потоки подсознания и воображения. (Созерцание – это простор для Святого Духа).

Моя педагогическая задача создать предпосылки, условия для формирования образа-представления в сознании ученика: раскрыть язык музыки, гармоническую логику, характер звука через яркие метафоры, показ, вариативность туше и другие средства - научить «мысленному» проигрыванию, мысленному чтению музыки сразу ушами: – «вижу – слышу», в отличие от «вижу - играю – слышу». Это способ как бы «беспредметного действия», т.е. работает активный внутренний слух и слуховое воображение исполнителя

Р. Шуман наставлял юных пианистов: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами».