Безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность.
Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов:(сосательным, глотательным, защитным). У новорожденного отмечаются и некоторые примитивные рефлексы, исчезающие со временем(рефлексы опоры, Моро и др.). Образование условных рефлексов в периоде новорожденности ограничено, так как обычные внешние раздражители являются для коры головного мозга сверхсильными, ЦНС быстро утомляется, развивается торможение и ребенок погружается в сон.
В 2-3 недельном возрасте можно выработать простые условные вестибулярные рефлексы на положение тела под грудью и покачивание. С конца 3-го месяца условные рефлексы становятся более сложными, тонко дифференцированными. Их выработка зависит от функциональной зрелости коры головного мозга и развития органов чувств: осязания, вкуса, обоняния, слуха, зрения.
Развитие органов чувств. У новорожденного хорошо развиты вкус и чувство осязания, хуже обоняние, самым сложным является развитие слуха и зрения.
Нервно-психическое развитие. Процесс НПР скачкообразен и неравномерен. Темп и значение разностороннего развития в разные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» линии развития, воздействуя на которые можно развить соответствующие психические процессы и качества, которые трудно сформировать в более позднем возрасте. Оценка Нервно-психического статуса ребенка является обязательным элементом каждого осмотра и является одним из важнейших показателей здоровья.
Цель исследования НПР состоит в том, чтобы адекватно оценить незначительные или ранние его отклонения и во время провести коррекцию. Для контроля врачу и среднему медработнику необходимо обладать знаниями стандартов динамики развития ребенка и владеть методикой исследования НПР с определением его уровня и гармоничности. При этом определяется, какому календарному возрасту ребенок соответствует по каждой линии развития (опережает его или отстает). Оценка НПР проводится по следующим категориям.
- Нормальный уровень НПР (1 группа развития по классификации К.Л. Печоры).
- Незначительные отклонения в НПР ( 2 группа развития)
- Выраженные отклонения В НПР (3-4 группы развития)
На первом году жизни таких ведущих линий 8 –
Аз – зрительные ориентировочные реакции;
Ас – слуховые ориентировочные реакции;
Э- эмоции и социальное поведение;
Др -движения руки и действия с предметами;
До – движения общие;
Пр - понимание речи;
Ар- активная речь; Н- навыки и умения в процессах
На втором – 6 (Пр -понимание речи, Ар-активная речь, С-сенсорное развитие, И- игры, Д- движения, Н-навыки);
на третьем – 7 (Ар-активная речь, , С-сенсорное развитие, И- игры, К- конструктивная деятельность, Д- движения, Н-навыки);