Особенности работы над полифонией И.С. Баха.

Полифония — один из важнейших жанров в репертуаре ученика. Полифония воспитывает и развивает главные профессиональные умения и навыки.

1.Развивает полифонический, многоплановый, «стереофонический» слух;

2. Развивает мобильность и скорость переключений слухового внимания;

3. Развивает горизонтальное мышление, длинное дыхание;

4. Развивает навыки разного, дифференцированного туше в одной руке, исполняющей двухголосие;

5. Развивает восприятие-слышание как горизонтали, так и вертикали.

Характеристика видов полифонии:

— контрастного (танцевально-инструментальные жанры, дуэты, трио);

— подголосочного (народные песни, маленькие прелюдии, прелюдии);

— имитационного (каноны, стретты в фугах);

— старинные вариации - «бассо остинато»;

— смешанных видов полифонического письма (в жанре фуги это – интермедии, стретты, речитативы) .

Изучение уртекста. Анализ редакций Черни, Бузони, Муджеллини, Ройзмана, Бартока. Выбор редакции для ученика.

Авторский инструментарий. Особенности клавикорда, клавесина, «скованная динамика» (террасообразная), артикуляция (смычковая, органная, духовая - их значение в выборе звучности произведения, темпа, характера динамики.

Высокое значение педагогического наследия Баха и его значение для развития пианиста: «Нотная тетрадь А.М. Бах», «Нотная тетрадь В.Ф. Баха», «Маленькие прелюдии и фуги», «2-х голосные инвенции», «3-х голосные инвенции» (симфонии), ХТК, сюиты, партиты, концерты и другие клавирные сочинения.

Образную, музыкально-смысловую символику произведений И.С. Баха следует раскрыть через соответствующие таблицы В.Б. Носиной в книге «Символика музыки Баха и ее интерпретация».

Исполнение сочинений И.С. Баха на фортепиано требует осознания особенностей его музыкально-выразительных средств:

1. Анализ формы в сочинениях танцевального характера (как правило 2-х частная, тональная), так и в сочинениях имитационного характера — фугах, инвенциях (2-х частные репризные; смешанные 3-х частные структуры).

2. Анализ и характеристика элементов формы и их значения в развитии музыкального образа: закрепить в сознании ученика понятия «тема», «ответ», «противосложение», «связка», «интермедия» (развивающего и завершающего типа); «стретты», «обращения», «увеличения» темы - как способы развития музыкальной формы.

Следует подчеркнуть несимметричность Баховской фразировки, «текучесть», «внеквадратность», устремление к длинным звукам и их кульминационная роль во фразировке.

3. Различная роль артикуляции:

— артикуляция — как «дикция» для ясного мотивного и интонационного произношения любого произведения;

— артикуляция — как образная краска, определяемая жанром произведения, инструментальным, оркестровым, вокальным тембром, характером музыки и темы.

Акустические особенности Баховской артикуляции:

— прием «восьмушки» и «фанфар»:длинные звуки стремятся к раздельности, короткие звуки – к слитности

— большие интервалы стремятся к разъединению;

— меньшие интервалы - к объединению;

— подвижные метрические единицы к сближению;

— более спокойные - к расчленению.

Для выявления индивидуальности голосов можно использовать различные приемы артикуляции сопрано и баса, или «темы» и «интермедии».

Преобладающее ямбическое структурирование музыкальной ткани, не исключает и ярко выраженных хореических мотивов, это различные аналогии с движением смычка (итальянский концерт), помеченные автором.

Важно помнить, что:

— хоральные, умозрительные, органные темы исполняются штрихом легато, портато;

— танцевальные, жанровые темы требуют раздельного приема «восьмушки и фанфар».

4. Характер Баховской динамики — вытекает из фактурных, клавесинных особенностей звука. По выводам Бузони, Швейцера, Браудо, Бодки динамика произведений Баха — террасообразная (как по горизонтали, так и по вертикали); либо - контрастное сопоставление элементов формы: «тема-интермедия», что не исключает исполнительскую интонационную микродинамику.

Роль динамики в исполнении скрытого 2-хголосия. (акцентуация срытого голоса)

Роль динамики в исполнении «длинных звуков», «взаимодополнений», эффектов «эхо»; выявлении вступлений тем, «диалогов», «перекличек» и других элементов речи. (сопрано-f , альт - ¹, бас-P)

5. Выбор темпа произведений Баха определяется сложностью и насыщенностью фактурной ткани, жанровыми и артикуляционными особенностями, а также скоростью и мобильностью слуха ученика.

Рекомендуется использовать темповые таблицы Э. Бодки в книге «Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха».

6. Особенности расшифровки и исполнения мелизмов.

Основное правило: за счет основного звука, с верхней вспомогательной ноты.

7. Педализация не должна разрушать ясность голосоведения. Ее функция - связующая; в редких случаях - метро-ритмическая, артикуляционная, динамическая.

8. Характер аппликатуры — смешанный; используются все аппликатурные приемы: «подкладывание», «перекладывание», «беззвучная подмена», «скольжение».

Способы и приемы работы над полифоническим произведением:

а) Отдельно каждый голос — выучить наизусть (в 2-хголосии - обязательно) с пением, дирижированием; сохраняя выразительность «закона темы» - это единство интонационных точек, динамики, артикуляции во всехпроведениях ТЕМЫ.

б) Один голос играть, другой петь (слоги, либо сольфеджио);

в) Два голоса играть, третий петь;

г) «Ролевая» образная игра с педагогом на 2-х инструментах: сопрано — ученик, бас — педагог и наоборот; 2 голоса — педагог, 1 голос — ученик и т.д.;

д) Играть «тематический скелет» (только темы);

е) Играть только противосложения;

ж) Ученик — темы, педагог — интермедии и наоборот;

з) Перенос одного из голосов (или партии руки) выше на октаву, или ниже на октаву;

и) Изменение артикуляции: исполнить в певучей манере, либо, наоборот, в расчлененной манере и т.д.

План составления схемы и анализа

полифонического произведения.

Пример составления схемы по тактам 2-х или 3-хголосной Инвенции:

Сопрано (тема) тональность П1 Т-G Интерм                        
(Альт) (тема) Î Î Î Î   Интерм.                          
Бас (тема) Т-С П2 Интерм                        

 

1.Анализ ТЕМЫ: её интервальная сообразная символика, анализ главного интонационного ядра по таблице Носиной В.Б. ____________________________________________________________________________

· мотивное членение темы: ямбическое________ или хореическое, ________ смешанное____________

· артикуляция ТЕМЫ (штрихи) и её мотивов_______________________________________________

· тембрально-жанровые ассоциации темы: (хорал, танец, токката, наигрыш пастораль, или др.) _____________________________________ ________________________________________________

· возможные образные ассоциации с Евангелическими сюжетами.__________________________________

____________________________________________________________________________________

2.Анализ ПРОТИВОСЛОЖЕНИЙ – контрапунктов:

· интонационное ядро (интервал) ___________________________________________

· вычленение из темы _____________________________________________________

· новое ритмическое и интонационное устройство___________________________ ___

· артикуляция противосложения (штрихи) _____________________________________

· определить удержанное противосложение (№№тактов)_________________________________

· определить не удержанное противосложение: (№№ тактов)________________________

3.Характер ИНТЕРМЕДИЙ- определите интонационную основу интермедий:

· есть ли материал ТЕМЫ (№№тактов) ______________________________________

· есть ли материал ПРОТИВОСЛОЖЕНИЯ (№№тактов)_________________________

· или другой интонационный материал ________________________________________.

· «развивающие» или «завершающие» интермедии (№№ тактов) __________________________

· "удержанные" или построенные всегда на новом материале (неудержанные)_________

4Определите жанровые признаки произведения на основе анализа его размера, ритма и фактуры:

· танцевальные: - __аллеманда,____ куранта,_____ жига,____сицилиана,____гальярда,____

другие танцы_________________________________________________

· хоральные (lachrymose, dies area, agnus deiy,) и др.

· оркестровые: увертюра___ пастораль,___ дуэт,_____трио,____квартет, ______

· ариозо,____ ария,____ ариэтта,______ песня.

· другие признаки._________________________________________

5. Определите ФОРМУ произведения: (указать №№ тактов)

· по тональному плану (строгий раздел и свободный раздел) ________________________

· по наличию КАДАНСИРОВАНИЯ: _____ 2-х ч.,_______ 3-х ч.,_____ 3-х ч.-репризная.

по другим признакам (знаки репризы)_______________________________________

6.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ назначение пьесы:

  • для какого года обучения можно использовать пьесу ______________________________________

с какой целью работать над произведением:

  • развитие интонационного слуха, ______________________________________________
  • развитие ритмического слуха, - развитие полиритмического навыка, -
  • развитие разнообразной артикуляциив одной руке,
  • развитие полифонического слышания,
  • развитие тембрального слышания,
  • развитие дифференциации в исполнении динамики в одной руке, --
  • совершенствование туше (прикосновения) при игре 2-хголосия в одной руке, и т. д.
  • другое назначение _____________________________________________________