Вербальные и невербальные средства общения, используемые для установления психологического контакта.

В процессе речевой коммуникации, как правило, используется комплекс средств общения: вербальные(словесные) – слова, словосочетания, предложения; невербальные (несловесные) – мимика, жесты, позы, интонация и пр. Ученые предполагают, что вербальное (словесное) общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербальным способом.

Вербальное общение – это общение при помощи слов, содержание информации передается с помощью языка.

Вербальное речевое воздействие предполагает учет следующих факторов:

- соблюдение коммуникативной нормы: соблюдайте нормы речевого этикета; соблюдайте нормы культуры речи;

- контакт с собеседником: произведите благоприятное внешнее впечатление; меньше говорите сами, дайте собеседнику поговорить о себе;

- содержание: говорите на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника; больше сообщайте положительной информации; сведите к минимуму негативную информацию;

языковое оформление: разнообразьте используемые слова; используйте синонимы, близкие по значению слова и обороты;

- манера: демонстрируйте дружелюбие, искренность; воодушевление; умеренную эмоциональность; физическую бодрость, подвижность;

- объем: будьте кратки; говорите меньше собеседника; говорите короткими предложениями;

- расположение информации: важную информацию давайте в начале и конце; повторяйте несколько раз в различных местах в речи и разными словами;

- адресат: в большой аудитории надо говорить более эмоционально, в маленькой – спокойно и рационально;

Невербальное общение – это общение при помощи неречевых знаковых систем, несловесных средств (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, дистанция до собеседника и др.). Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов. Невербальные сигналы – это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения. Известный исследователь невербальных сигналов австралийский ученый А. Пиз утверждал, что насчитывается не менее 1000 невербальных сигналов, которые используются людьми. Их роль очень велика: по данным ученых, до 60 – 70% информации в процессе общения передается невербально.

Специалисты выделяют следующие функции невербального общения:

- выражение межличностных отношений;

- выражение чувств и эмоций;

- управление процессами вербального общения;

- обмен ритуалами;

- регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения.