Методические указания к изучению дисциплины

Рег. № М-97/бак

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Методические указания

к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

Направление подготовки 080100 – Экономика

Профили подготовки – для всех профилей

Отраслевая специализация – для всех отраслевых специализаций

 

Квалификация - бакалавр

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. В.В. Сниткин

 

Подготовлено на кафедре

управления трудовыми и социальными процессами

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

© СПбГЭУ, 2013

Общие положения

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для студентов заочной формы обучения выполнены в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению 080100 – Экономика. Профиль подготовки – для всех профилей; отраслевая специализация - все.

Целью методических указаний является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении дисциплины посредством решения конкретных задач, изучения рекомендуемой учебной, методической и научной литературы.

Методические указания предусматривают проработку студентом двух самостоятельных контрольных заданий, входящих в состав контрольной работы:

1) расчет комплексного показателя качества жизни населения страны;

2) расчет и распределение заработной платы рабочих в специализированной бригаде.

Контрольные задания предусматривают 10 вариантов их выполнения; выбор своего варианта студент осуществляет по последней цифре номера зачетной книжки.

Перед выполнением контрольных заданий студент должен по литературным источникам ознакомится с рядом программных вопросов, подлежащих изучению по дисциплине «Экономика труда» (см. Приложение 3).

После ознакомления с этими вопросами студент изучает методические указания к каждому контрольному заданию и приступает к их выполнению и составлению пояснительной записки.

Итоговая форма контроля - зачет.

 

Методические указания к изучению дисциплины

Основой управления любой экономической системой является управление человеческими ресурсами. Его содержание определяется социальными отношениями, объемами производства, технологией и другими факторами.

Предметом изучения дисциплины «Экономика труда» являются важнейшие задачи управления человеческими ресурсами. В их числе:

1) определение потребности в персонале различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы;

2) анализ рынка труда и управление занятостью;

3) обеспечение рациональных условий труда, в том числе создание благоприятной для каждого человека социально- психологической атмосферы;

4) организация трудовых процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп;

5) разработка систем мотивации эффективной деятельности;

6) обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда;

7) организация изобретательской и рационализаторской деятельности;

8) участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей;

9) решение этических проблем труда;

10) управление конфликтами;

11) профилактика девиантного поведения.

Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологический обстановки на предприятии и за его пределами.

Рынок труда оказывает влияние на большинство из перечисленных задач исходя из сложившейся ситуации, в частности, в соответствии с соотношением спроса и предложения по различным группам персонала.

Из приведенной общей характеристики задач управления человеческими ресурсами следует, что их решение должно осуществляться на основе учета комплекса технических, экономических, психофизиологических, социальных и правовых факторов. При относительной обособленности каждой из задач (расчет численности, установление ставок оплаты, аттестация персонала, анализ рынка труда и т.д.) все они тесно взаимосвязаны. Учет этой взаимосвязи является одним из условий эффективной деятельности персонала предприятия.

Начинать изучение дисциплины следует с разделов учебника, характеризующих структуру модели человека в социально-экономических системах, понятие качества жизни и его показателей. Затем ознакомиться с компонентами трудового потенциала человека и мотивами деятельности человека, показателями эффективности экономической деятельности (продуктивностью и рентабельностью труда).

Следует обратить внимание на то, что при решении задач организации и нормирования труда в качестве основного принят метод оптимизации структуры производственных ресурсов.

При изучении вопросов оплаты труда основное внимание обратить на структуру заработной платы, формы и системы оплаты труда.

Заканчивается изучение дисциплины вопросами управления человеческими ресурсами, начиная от системы общегосударственных органов до функциональных служб предприятия. Важное место в системе управления занятостью играет рынок труда. В условиях рыночной экономики на каждом предприятии необходимо управлять динамикой продуктивности и заработной платой, производимыми преобразованиями, в том числе в управлении человеческими ресурсами.