Ленин и марксизм-ленинизм

«Наша ленинская партия стояла и стоит на по­зициях творческого марксизма-ленинизма. Она исходит при этом из основных, незыблемых по­ложений марксизма-ленинизма, проверенных и подтвержденных громадным опытом революци­онной борьбы, полувековым опытом коммуни­стического строительства». («Коммунист» № 17, Москва, ноябрь 1967 г.)

 

Так называемый «марксизм-ленинизм» выдумал Ста­лин в своей борьбе против Троцкого: Ленин в действи­тельности не создал никакой выдержанной теории. В од­но время он говорил одно, в другое время другое и очень часто себе противоречил. Как увидим ниже, Ленин ни одной новой мысли и в марксистскую теорию не внес.

Знаменитый русский ученый экономист, профессор Михаил Иванович Туган-Барановский, автор многочи­сленных книг и брошюр, вышедших до революции в Рос­сии и переведенных на многие языки, в конце 19 и в на­чале 20 столетия был одним из самых выдающихся легальных марксистов в России. Потом он отошел от марксиз­ма, но остался до конца дней своих демократом и уме­ренным социалистом.

В 1903 году он говорил Н. В. Ва­лентинову, автору книги «Мои встречи с Лениным», о Ле­нине, с которым вместе сотрудничал в разных марксистских журналах и которого хорошо знал:

«Я не буду касаться Ленина, как политика и органи­затора партии. Возможно, что здесь он весьма на своем {267}месте, но экономист, теоретик, исследователь — он ни­чтожный. Он вызубрил Маркса и хорошо знает только земские переписи. Больше ничего. Он прочитал Сисмонди и об этом писал, но, уверяю вас, он не читал как сле­дует ни Прудона, ни Сен-Симона, ни Фурье, ни остальных французских утопистов. История развития экономической науки ему почти неизвестна. Он не знает ни Кенэ, ни даже Листа. Он не прочитал ни Менгера, ни Бем-Баверка, ни одной книги, критиковавшей теорию трудовой стоимо­сти Маркса... Он сознательно отвертывается от них, бо­ясь, что они просверлят дыру в теории Маркса. Говорят о его книге «Развитие капитализма в России», но ведь она слаба, лишена настоящего исторического фона, пол­на грубых промахов и пробелов».

Другой выдающийся экономист и философ П. Б. Струве, один из первых русских легальных марксистов, тоже в течение ряда лет сотрудничал с Лениным в марк­систских журналах и сборниках и хорошо знал его. Как и Туган-Барановский, Струве в начале столетия посте­пенно отошел от марксизма. В 1907 году он назвал ле­нинский большевизм«черносотенным социализмом».

Знаменитый русский философ Н. А. Бердяев — тоже бывший видный марксист и не менее, чем Туган-Бара­новский и Струве понимавший толк в марксизме, — писал о ленинском марксизме:

«Маркс и Энгельс говорили о буржуазном характере грядущей русской революции, были за народовольцев, которые сосредоточились исключительно на свержении самодержавной монархии и в этом отношении были го­раздо менее предшественниками Ленина, чем Ткачев...

Очень решительно и резко уже в 80-е годы полемизиро­вал против Ткачева основатель русского марксизма и со­циал-демократии Г. В. Плеханов. Это один из основных мотивов его книги «Наши разногласия». Полемика Пле­ханова с Ткачевым представляет большой интерес, пото­му что она звучит совсем так, как будто Плеханов полемизирует с Лениным и большевиками, в то время, как их {268}еще не существовало. Плеханов восстает, главным обра­зом, против идеи захвата власти революционной соци­алистической партией. Он считает такой захват власти ве­личайшим несчастьем, чреватым грядущей реакцией». (Бердяев. «Истоки и смысл русского коммунизма». Па­риж, 1955 г., стр. 60).

В своей последней книге Бердяев писал:

«Ленин философски и культурно был реакционер, человек страшно отсталый, он не был даже на высоте диалектики Маркса, прошедшей через германский иде­ализм». (Бердяев. «Самопознание». Париж, стр. 161).

Не только бывшие марксисты, но и основоположник русского марксизма Г. В. Плеханов, которого сам Ленин считал крупнейшим теоретиком марксизма во всем мире, в 1906 году, когда они еще были в одной партии, писал:

«Ленин с самого начала был скорее бланкистом, чем марксистом. Свою бланкистскую контрабанду он проно­сил под флагом самой строгой марксистской ортодоксии». (Г. Плеханов. Заметки публициста «Современная жизнь». Москва, декабрь 1906.).

В большевистской партии с первого дня ее существо­вания не было даже намека на какую-либо демократию. С самого начала Ленин представлял себе партию не ина­че, как тайную, строго конспиративную организацию, по­строенную по военному образцу. Центральный комитет должен руководить всей работой и постоянно стоять на страже, чтобы не допускать в партии никаких оппози­ций или «уклонов» от марксистского учения в ленинской формулировке. Об этом еще после второго съезда Рос­сийской социал-демократической рабочей партии в 1903 году, когда произошел раскол на большевиков и меньше­виков, Троцкий, бывший делегатом на этом съезде, писал:

«Товарищ Ленин проявляет явную волю к власти. Осадное положение в партии, на котором так настаивает Ленин, требует твердой власти, железной руки...

И то­варищ Ленин пришел к заключению, что этой железной рукой является он сам и только он сам... Для Ленина {269}хорошие члены партии — это те, которые принимают его “план”. Плохие те, которые не согласны с теми или иными деталями его “плана”. Их нужно воспитать? Нет, — по­давить, ослабить, уничтожить, устранить...

Ленин пришел к энергичному выводу, что для того, чтобы сделать ра­боту успешной, необходимо устранить все мешающие элементы и поставить их в такое положение, где они не могли бы вредить партии. Другими словами, для благополучия партии необходимо установить в ней режим, “осадного положения” с диктатором во главе». (Троцкий. «Наши политические задачи». Женева, 1904 г. стр. 95, 96, 97).

В том же году Г. В. Плеханов в № 70 «Искры» писал о Ленине:

«Ленин объявил социалистическую интеллигенцию демиургом (верховным разумом) социалистической ре­волюции, а самого себя и своих верных беспрекословных последователей — социалистической интеллигенцией по преимуществу, так сказать,сверхинтеллигенцией. Всех “несогласно-мыслящих” он обвиняет в анархическом ин­дивидуализме и в борьбе с ними апеллирует к той самой массе, которая в его теории играет роль пассивнойма­терии. У Ленина народная масса служит, главным обра­зом, для того, чтобы пугать и “покорять под нози” всякого — внутреннего и внешнего врага и супостата... Но пред­положим, что Ленин повременит с объявлением вне за­кона меньшевиков. Он оставит право на жизнь меньше­вистской оппозиции. Но его терпимость не пойдет дальше Щедринского принципа: “Оппозиция не вредна, если она не вредит!”»

При Ленине никогда никакой демократии и свободы мнений в партии большевиков не было. Ленин сам ре­шал, кто должен быть в ЦК и в Политбюро, и те комму­нисты, которые резко критиковали его политику и тре­бовали реформ, не только устранялись от партийного руководства, но и снимались с ответственных должно­стей, которые они занимали в партии или в {270}правительстве. При такой системе только и мог появиться Сталин.

Далее приводятся некоторые из многочисленных вы­сказываний Ленина в разные периоды его деятельности, — из них легко можно увидеть, что проповедовал Ленин до захвата власти в России и как он противоречил своим проповедям после того, как стал диктатором. Эти выска­зывания позволяют видеть, чему в действительности слу­жила работа Ленина и что можно было бы называть «ле­нинизмом».