грамоте в школе слепых

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные этапы становления процесса чтения.

2. Какие трудности встречаются у детей с нарушением зрения в
процессе овладения чтением и с чем они связаны?

3. Проанализируйте основные трудности, возникающие у детей
с нарушением зрения в ходе овладения технической стороной про­
цесса чтения.

4. Охарактеризуйте своеобразие процесса письма рельефно-то­
чечным шрифтом.

5. Проанализируйте основные трудности, возникающие у незря­
чих школьников в процессе овладения письмом.


ГЛАВА 2

Современные подходы к организации

И содержанию процесса обучения

грамоте в школе слепых

В методике процесс обучения грамоте традиционно де­лится на три периода: добукварный (доазбучный), буквар­ный (азбучный) и послебукварный (послеазбучный)1.

Каждый из периодов обучения грамоте незрячих школь­ников направлен на формирование определенных умений и имеет специфическое содержание.

Так, в ходе добукварного периодаосновное внимание уделяется работе по таким направлениям:

1) развитие осязательного восприятия;

2) развитие слухового восприятия;

3) охрана и развитие остаточного зрения;

4) развитие ориентировки в малом пространстве;

5) подготовка руки к письму и чтению рельефно-точеч­
ного шрифта;

6) развитие речи незрячих школьников.

В ходе работы по развитию осязательного восприятия у слепых учащихся формируются следующие умения:

— умение обследовать предмет двумя руками (при веду­
щей роли правой руки) на рабочей поверхности стола;

— умение последовательно (сверху вниз) и активно об­
следовать предмет;

— умение использовать все способы осязательного вос­
приятия: пальцевый, ладонный, кистевой;


1 В условиях реализации четырехлетней программы начальной ступени об­разования, предусмотренной для школ слепых, в ходе процесса обучения ис­пользуется «Русская азбука».


       
 
 
   

 

— умение различать признаки предметов по факту
(гладкость, шероховатость), температурным качествам и др.

— умение определить материал, из которого сдела
предмет.

В ходе работы по развитию слухового восприятия у не зрячих школьников формируются следующие умения:

— выделять звуки из окружающей действительности;

— различать звуки из окружающей действительности;

— соотносить звук с источником звука;

— локализовать звук (по направлению, по расстояни
до источника звука, по силе звука).

В ходе работы по охране и развитию остаточного зре ния у учащихся формируются такие умения, как:

— различать и узнавать по цвету, форме, величин
предметы — натуральные, муляжи, игрушки — и предме
ты, изображенные на цветных рельефных рисунках, апп­
ликациях, крупных, четких, не перегруженных мелкими
деталями иллюстрациях;

— соотносить по цвету, форме, величине указанные
предметы и изображения предметов;

— оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, ве­
личина) в самостоятельной деятельности.

В ходе развития ориентировки в малом пространстве у учащихся формируются умения:

— ориентироваться на рабочей поверхности стола;

— ориентироваться на странице;

— ориентироваться в книге;

— ориентироваться в кассе и работать с ней;

— ориентироваться в брайлевском приборе и работать с
ним.

В ходе подготовки руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта внимание учителя должно быть на­правлено:

— на развитие кожной чувствительности пальцев рук;

— на умение воспринимать и различать рельефные точки;

— на развитие мелкой моторики рук;

— на умение работать грифелем.


В ходе развития речи у незрячих учащихся формиру­ются следующие умения:

— принимать участие в беседе (по жизненным впечат­
лениям, по содержанию рассказа или сказки);

— пересказывать прослушанное по вопросам учителя;

— сопоставлять предметы по их признакам;

— группировать предметы (исключать лишний предмет);

— классифицировать предметы по их видовым поня­
тиям;

 

— классифицировать названия предметов;

— подбирать слова, характеризующие действия и при­
знаки предметов;

— выделять из устной речи предложения в 2—3 слова;

— определять количество слов в предложении;

— составлять короткие предложения по опорным словам;

 

— делить (устно) слова на части (слоги);

— выделять гласные и согласные звуки;

— осуществлять звуковой анализ слов;

— осуществлять правильную артикуляцию звуков;

— выделять гласные в слоге;

— читать рельефные рисунки;

 

— коллективно составлять рассказ по сюжету;

— разучивать стихотворение с голоса учителя;

— соотносить слова и образы;

— пополнять словарный запас.

В добукварный период учитель использует на уроках чтения и письма натуральные предметы, чучела, изделия из папье-маше, муляжи, аппликации, рельефные рисун­ки» разнообразный занимательный материал: загадки, игры «Доскажи словечко», «Узнай по описанию (по голо­су, по запаху)» и т. д.

Широко применяются звукозаписи сказок, стихов, не­сен, звуков, голосов животных, шумов улицы.

Задания на уроках в этот период могут давать Незнай­ка, Вуратино, Карлсон и другие герои детских книг. Они присутствуют на уроке в виде игрушек, аппликаций.


На первых этапах работы со словами учащимся пред лагается записать по памяти одно-два слова, а звуко-сло говой анализ проводится под руководством учителя.

По мере формирования данного навыка работа услож няется: звуко-буквенный анализ слова делает вызванные учителем ученик, и только на третьем этапе формирова ния данного навыка списывание проводится учащимися самостоятельно.

4. При работе с предложениями проводится чтение каж дого предложения, осуществляется его анализ (выясняет ся количество слов, анализируется каждое слово). Затев предложение прочитывается еще раз и записывается ш памяти.

В процессе организации работы по списыванию (с кар точек, с учебника) необходимо обращать внимание на со блюдение учащимися правил чтения и письма: чтение осу ществляется двумя руками, в процессе письма участвую' обе руки.

В целях достижения необходимой техники чтения целе сообразным является чтение незрячими учащимися вслу> в послеурочное время.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные положения, лежащие в основе организа
ции процесса обучения грамоте на начальной ступени образования

2. Перечислите основные задачи (дидактические и коррекцион
ные), стоящие перед процессом обучения грамоте в школе слепых.

3. Охарактеризуйте основные направления коррекционной ра
боты, реализуемые в ходе обучения грамоте в школе слепых.

4. Перечислите общие методические приемы, используемые
различные периоды обучения грамоте незрячих школьников.