грамоте в школе слепых
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные этапы становления процесса чтения.
2. Какие трудности встречаются у детей с нарушением зрения в
процессе овладения чтением и с чем они связаны?
3. Проанализируйте основные трудности, возникающие у детей
с нарушением зрения в ходе овладения технической стороной про
цесса чтения.
4. Охарактеризуйте своеобразие процесса письма рельефно-то
чечным шрифтом.
5. Проанализируйте основные трудности, возникающие у незря
чих школьников в процессе овладения письмом.
ГЛАВА 2
Современные подходы к организации
И содержанию процесса обучения
грамоте в школе слепых
В методике процесс обучения грамоте традиционно делится на три периода: добукварный (доазбучный), букварный (азбучный) и послебукварный (послеазбучный)1.
Каждый из периодов обучения грамоте незрячих школьников направлен на формирование определенных умений и имеет специфическое содержание.
Так, в ходе добукварного периодаосновное внимание уделяется работе по таким направлениям:
1) развитие осязательного восприятия;
2) развитие слухового восприятия;
3) охрана и развитие остаточного зрения;
4) развитие ориентировки в малом пространстве;
5) подготовка руки к письму и чтению рельефно-точеч
ного шрифта;
6) развитие речи незрячих школьников.
В ходе работы по развитию осязательного восприятия у слепых учащихся формируются следующие умения:
— умение обследовать предмет двумя руками (при веду
щей роли правой руки) на рабочей поверхности стола;
— умение последовательно (сверху вниз) и активно об
следовать предмет;
— умение использовать все способы осязательного вос
приятия: пальцевый, ладонный, кистевой;
1 В условиях реализации четырехлетней программы начальной ступени образования, предусмотренной для школ слепых, в ходе процесса обучения используется «Русская азбука».
— умение различать признаки предметов по факту
(гладкость, шероховатость), температурным качествам и др.
— умение определить материал, из которого сдела
предмет.
В ходе работы по развитию слухового восприятия у не зрячих школьников формируются следующие умения:
— выделять звуки из окружающей действительности;
— различать звуки из окружающей действительности;
— соотносить звук с источником звука;
— локализовать звук (по направлению, по расстояни
до источника звука, по силе звука).
В ходе работы по охране и развитию остаточного зре ния у учащихся формируются такие умения, как:
— различать и узнавать по цвету, форме, величин
предметы — натуральные, муляжи, игрушки — и предме
ты, изображенные на цветных рельефных рисунках, апп
ликациях, крупных, четких, не перегруженных мелкими
деталями иллюстрациях;
— соотносить по цвету, форме, величине указанные
предметы и изображения предметов;
— оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, ве
личина) в самостоятельной деятельности.
В ходе развития ориентировки в малом пространстве у учащихся формируются умения:
— ориентироваться на рабочей поверхности стола;
— ориентироваться на странице;
— ориентироваться в книге;
— ориентироваться в кассе и работать с ней;
— ориентироваться в брайлевском приборе и работать с
ним.
В ходе подготовки руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта внимание учителя должно быть направлено:
— на развитие кожной чувствительности пальцев рук;
— на умение воспринимать и различать рельефные точки;
— на развитие мелкой моторики рук;
— на умение работать грифелем.
В ходе развития речи у незрячих учащихся формируются следующие умения:
— принимать участие в беседе (по жизненным впечат
лениям, по содержанию рассказа или сказки);
— пересказывать прослушанное по вопросам учителя;
— сопоставлять предметы по их признакам;
— группировать предметы (исключать лишний предмет);
— классифицировать предметы по их видовым поня
тиям;
— классифицировать названия предметов;
— подбирать слова, характеризующие действия и при
знаки предметов;
— выделять из устной речи предложения в 2—3 слова;
— определять количество слов в предложении;
— составлять короткие предложения по опорным словам;
— делить (устно) слова на части (слоги);
— выделять гласные и согласные звуки;
— осуществлять звуковой анализ слов;
— осуществлять правильную артикуляцию звуков;
— выделять гласные в слоге;
— читать рельефные рисунки;
— коллективно составлять рассказ по сюжету;
— разучивать стихотворение с голоса учителя;
— соотносить слова и образы;
— пополнять словарный запас.
В добукварный период учитель использует на уроках чтения и письма натуральные предметы, чучела, изделия из папье-маше, муляжи, аппликации, рельефные рисунки» разнообразный занимательный материал: загадки, игры «Доскажи словечко», «Узнай по описанию (по голосу, по запаху)» и т. д.
Широко применяются звукозаписи сказок, стихов, несен, звуков, голосов животных, шумов улицы.
Задания на уроках в этот период могут давать Незнайка, Вуратино, Карлсон и другие герои детских книг. Они присутствуют на уроке в виде игрушек, аппликаций.
На первых этапах работы со словами учащимся пред лагается записать по памяти одно-два слова, а звуко-сло говой анализ проводится под руководством учителя.
По мере формирования данного навыка работа услож няется: звуко-буквенный анализ слова делает вызванные учителем ученик, и только на третьем этапе формирова ния данного навыка списывание проводится учащимися самостоятельно.
4. При работе с предложениями проводится чтение каж дого предложения, осуществляется его анализ (выясняет ся количество слов, анализируется каждое слово). Затев предложение прочитывается еще раз и записывается ш памяти.
В процессе организации работы по списыванию (с кар точек, с учебника) необходимо обращать внимание на со блюдение учащимися правил чтения и письма: чтение осу ществляется двумя руками, в процессе письма участвую' обе руки.
В целях достижения необходимой техники чтения целе сообразным является чтение незрячими учащимися вслу> в послеурочное время.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные положения, лежащие в основе организа
ции процесса обучения грамоте на начальной ступени образования
2. Перечислите основные задачи (дидактические и коррекцион
ные), стоящие перед процессом обучения грамоте в школе слепых.
3. Охарактеризуйте основные направления коррекционной ра
боты, реализуемые в ходе обучения грамоте в школе слепых.
4. Перечислите общие методические приемы, используемые
различные периоды обучения грамоте незрячих школьников.