Методика формирования понимания у школьников закономерностей исторического процесса

Формирование понимания закономерностей общественно-исторического развития осуществляется на основе прочного усвоения системы исторических знаний. Учитель постоянно руководит этой работой. При этом учитель должен знать типичные ошибки школьников при изучении закономерностей:

- путают причину и повод;

- не умеют располагать причины про степени важности;

- подменяют перечисление и раскрытие причин описанием явления;

- часто усваивают начало и конец изменений, не видят сам процесс.

Таким образом, учителю важно знать методические приёмы формирования понимания закономерностей, учитывая эти трудности.

Усвоение закономерностей базируется на усвоении причинно-следственных связей, следовательно, необходимо:

  1. Учить детей разделять причину и повод явления, выделять главные и второстепенные причины, различать причины и условия, которые необходимы для свершения события. Такая работа начинается с 5 класса, постановкой на уроке вопроса «Почему?», данный вопрос будит мысли ученика. В старших классах работа усложняется, необходимо фиксировать внимание на соотношении причинно-следственных и закономерных связей.
  2. Следующим усложнением эффективности усвоения является установление круга вопросов и последовательности их изучения составление плана при изучении однородного материала, эффективны памятки, например, как проводить анализ деятельности личности в обществе. С 6 класса полезно начинать изучение новой страны с вопроса «С рассмотрения какого вопроса начнем изучение…?» или позже «Составьте план изучения…». Данные вопросы приводят к пониманию повторяемости явлений, связей между явлениями.
  3. Формирование понимания закономерностей требует от учащихся определенных интеллектуальных умений: обобщать, сравнивать, абстрагировать, устанавливать связи, делать выводы, находить признаки и др. Сравнение лежит в основе обобщения. Следовательно, эффективным приёмом формирования понимания закономерностей является прием сравнения (установление общего и различного). Обучение сравнивать начинается с 5 класса. Сначала учим учащихся находить и группировать только общие черты или только различные, для сравнения дается небольшое количество объектов.

Постепенно в средних и старших классах увеличивается количество объектов, усложняются сами объекты, требуется одновременно найти черты сходства и различия. Овладеть приёмом сравнения помогают текстовые сравнительные таблицы.

Устойчивые, существенные связи помогают уяснить сравнение карт. Например, сопоставить карты «Европа в VIII-X вв.» и «Европа в X-XII вв.»; сравнить карты «Киевская Русь в X в.» и «Русь в XIII в.» (6 класс).

В старших классах используются задания на сравнение статистических данных, для этого используются диаграммы и графики. Они помогают увидеть внутренние, существенные связи.

Необходимо учитывать, что раскрытие исторических закономерностей проходит на разных уровнях:

1 уровень – подведение учащихся к пониманию закономерностей исторического процесса без введения термина (средние классы). Учащиеся учатся объяснять причины и следствия, видеть связь событий и явлений. Систематическое сопоставление однородных явлений подводит их к выводам об устойчивости, повторяемости, объективности и необходимости связей. Осознание значимости связей приучает школьников прослеживать развитие как движение по формуле «было-стало», устанавливать периодизацию исторических процессов. На этом уровне происходит овладение умением разумно сочетать усвоение фактических знаний с выводами и обобщениями на основе группировки фактов. В основном на этом этапе используется индуктивный путь, но некоторые вопросы в средних классах можно изучать и дедуктивным путем. Более широкое применение он находит в старших классах.

Методические приемы: строго последовательное изложение учителя, беседа на сравнение исторических явлений, использование преемственных связей, текстовых таблиц, логических схем, работа с хронологией, сравнение карт, статистических данных.

2 уровень – раскрытие исторических закономерностей сопровождается формулировкой обобщающих выводов, вводится и разъясняется термин «закон» (9-10 классы). Необходима более высокая степень обобщения фактов.

Методические приемы используются те же, что при работе на первом уровне. Однако, шире используется условная наглядность, проблемные задания, задания типа: «докажи», «обобщи», «сделай выводы».

3 уровень – ученики подводятся к пониманию закономерностей, формулируются мировоззренческие выводы (старшие классы). Широко используется термин (как учителем, так и школьниками) «закон общественного развития». В разъяснении основных законов общественного развития и заключается качественное отличие формирования научного понимания истории у старшеклассников.

Таким образом, работа над раскрытием закономерностей общественно-исторического развития должна проходить на всех этапах урока. Формирование понимания закономерность – это сложный и длительный процесс, который не заканчивается в школе.

Для более эффективного раскрытия и усвоения школьниками причинно-следственных связей, закономерных связей учитель должен соблюдать определенные условия:

1. Работа над раскрытием закономерных связей исторического процесса должна вестись целенаправленно, системно и систематично.

2. Учителю необходимо хорошо знать программный материал, видеть опорные уроки, на которых будет проходить подведение школьников к пониманию закономерностей общественно-исторического развития.

3. Обеспечение умственной активности учащихся при работе над причинно-следственными связями на всех этапах урока. Необходимо чаще задавать вопросы, начинающиеся со слов «почему», «к чему это привело» и добиваться от учеников полных ответов.

4. Система специальных вопросов, требующих отбора и воспроизведения нужных сведений для раскрытия причинно-следственных связей.

5. Эвристический путь в обучении, т. е. подведение учащихся при помощи специальных вопросов к самостоятельному нахождению причинно-следственных связей на основе сопоставления новых сведений с уже известными.

6. Подведение учащихся к осознанию многозначности причинно-следственных связей исторического характера. Это означает, что нельзя ограничиваться указанием учениками какой-то одной причины изучаемого события или явления. Объясняя новый материал, учитель сам раскрывает все причины и добивается того же от учащихся при закреплении и повторении материала на следующем уроке. Иногда учитель прямо ориентирует их на поиск точного количества причин исторического события. Например, предлагает задание: «Укажите четыре причины поражения крестьянской войны XVIII в. В случае затруднения обратитесь к тексту учебника».

7. Создание интереса к материалу, содержащему причинно-следственные связи. С этой целью учителю необходимо использовать различные приемы в ходе изложения исторических фактов, например:

а) разъяснение значения получаемых знаний («Для чего нам надо это знать?»);

б) сообщение интересных фактов, чтобы у школьников возникло желание узнать о них больше и понять их причины;

в) создание определенных противоречий между имеющимися у учеников знаниями и условием решения интеллектуальной задачи, требующим больших знаний;

г) постановка проблемных задач перед изложением нового материала и решение их на основе изложенных учителем фактов.

8. Составление логических схем, причинно-следственных цепочек в процессе изучения исторического материала.

Целесообразно на уроке «создавать» схему постепенно, на глазах у школьников. Слушая объяснение учителя и зрительно воспринимая конкретный образ, учащиеся глубже усваивают последовательность звеньев в общей цепи.

РОЛЬ НАРО́ДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТО́РИИ - одна из коренных проблем философии и социологии. Домарксистская и современная буржуазная социология рассматривает народные массы как пассивную толпу, как объект воздействия выдающихся личностей. Социальное неравенство и отстранение трудящихся от участия в управлении государством оправдывается утверждением, что народные массы неспособны к интеллектуальному творчеству в силу своей "косности" и "отсталости".

Марксистский анализ роли народных масс и личности в истории органически связан с основными теоретическими и методологическими принципами исторического материализма. Решающая роль народных масс в истории обусловлена прежде всего тем, что они являются главной производительной силой общества. Классовая борьба трудящихся масс против исторически определенных форм угнетения и эксплуатации – движущая сила развития и смены антагонистических формаций; борьба народных масс за свое освобождение составляет основное содержание истории. Политические и социальные завоевания, демократические свободы в условиях капитализма вырваны у господствующих классов борьбой народных масс. Эта борьба активно влияет на идейную жизнь общества, на развитие культуры. Воздействие народных масс на общественную жизнь особенно возрастает и проявляется открыто в переломные периоды истории – в ходе революций, национально-освободительных движений. "Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом общественных порядков, как во время революции" (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 93).

Влияние широчайших народных масс на прогресс культуры проявляется в многообразных формах, как непосредственно, так и опосредствованно. Основа всякой духовной культуры – язык – создан народными массами. Сокровищница народного творчества – постоянная питательная среда подлинного искусства. Величайшие творения искусства и литературы подлинно народны, в них получают отражение актуальные общественные проблемы. В развитии естественных науки и техники важную роль играет обобщение производственного опыта масс. Науки об обществе развиваются на основе обобщения данных общественной практики, освободительной борьбы масс.

Марксизм вместе с тем не умаляет роль выдающихся личностей в истории. Только на основе научного понимания решающей роли народных масс в истории, роли классов и классовой борьбы можно правильно раскрыть значение исторических личностей, вождей тех или иных классов, партий, общественных деятелей, выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства. Великие мыслители, художники оказывают огромное влияние на ход культурного развития общества. Но творчество художника превращается в пустоцвет, если оно не отражает противоречий и потребностей реальной действительности, не уходит своими корнями в жизнь народа.

Марксизм опроверг антинаучные измышления идеалистов о том, что выдающиеся личности могут по своему произволу творить историю; он объективно оценивает роль отдельных личностей, их творческие инициативы, пределы их влияния на ход исторических событий, показывая, какие условия определяют успех и значение их деятельности. Общий ход и направление исторического развития не зависит от отдельных личностей. Личность может влиять на исторические события, но она не может ни отменить, ни изменить объективные общественные закономерности. Результаты деятельности той или иной личности в конечном итоге определяются исторической необходимостью. Но "...идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей" (там же, т. 1, с. 142). Великие люди появляются в результате потребностей исторического развития, и деятельность их тем успешнее, чем глубже они выражают эти потребности, воплощающиеся в интересах определенных классов. При прочих равных условиях, индивидуальные качества лица, стоящего во главе движения, могут ускорить или замедлить, облегчить или затруднить необходимый ход развития событий, наложить на них определенный индивидуальный отпечаток.

При исследовании роли личности в истории следует различать категории исторической и великой личности. Исторической можно назвать личность, с именем которой связаны крупные исторические события и которая наложила свой отпечаток на эти события. При этом еще не учитывается в каком направлении – прогрессивном или реакционном – действует данная личность. Но не всякая историческая личность является великой. Великая личность – та, которая своей деятельностью ускорила прогрессивное закономерное течение общественного процесса. Ни один класс не может прийти к власти, не выдвинув своих политических руководителей, вождей. Каждой общественной эпохе и каждому классу присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения вождей, организации руководителей и руководства, взаимоотношения вождей, класса и масс. Идеологи и вожди эксплуататорских классов стремятся стать над массами и их выборными органами, командовать массами. Вожди рабочего класса, напротив, выражают коренные интересы трудящихся масс. Основоположники марксизма-ленинизма глубоко верили в разум и творческие силы народа, решительно выступали против культа личности политического вождя.

Характер и формы творчества народных масс всегда исторически обусловлены. Марксизм, во-первых, учитывает исторические условия развития и положения масс в различные эпохи; во-вторых, требует уяснения соотношения народных масс, классов, партий и их вождей применительно к каждому этапу общественного развития.

Исследование роли народных масс и личности в истории связано с изучением диалектики объективных и субъективных факторов общественного развития. При этом необходимы: уяснение природы общественной силы, которая обеспечивает действие закона определяющей роли материального производства; исследование структуры и роли тех классовых сил, которые превращают объективные возможности общественного прогресса в действительность. Если при рассмотрении проблемы в первом аспекте понятие "народные массы" равнозначно понятию "трудящиеся классы", то рассмотрение проблемы во втором аспекте раскрывает исторически конкретную роль в развитии и смене каждой формации определенных социальных групп, классов, составляющих народ. В классовой политической борьбе понятие "народные массы" уже не связывается только с создателями материальных благ, а охватывает все социальные силы, которые на данном этапе исторического развития объективно содействуют прогрессивному развитию общества.

Марксизм придает огромное значение активной роли народных масс, классов, партий, отдельных личностей в историческом процессе, в реализации различных возможностей, таящихся в конкретной исторической ситуации. Он отличается от всех других социальных теорий соединением научности, трезвости в анализе объективного хода истории "... с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, – а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами" (там же, т. 13, с. 22).

Марксизм-ленинизм требует конкретного анализа роли народных масс и личности в истории в различные эпохи общественного развития. Слабое развитие производительных сил, связанные с этим неразвитые формы классовой борьбы, низкий уровень классового самосознания трудящихся (рабовладельческая, феодальная формации) предопределяют медленные темпы развития общества. Ленин указывал, что когда "... историю творили горстки дворян и кучки буржуазных интеллигентов, при сонных и спящих массах рабочих и крестьян... История могла ползти в силу этого только с ужасающей медлительностью" (там же, т. 27, с. 136). Относительно быстрый прогресс в период капитализма связан с развитием могучих производительных сил, с тем, что капитализм обнажил классовые отношения, выдвинул на историческую арену рабочий класс. Марксизм установил, что чем глубже объективно назревшее преобразование, тем более широкие народные массы выступают его сознательными творцами. Ленин писал, что это "... одно из самых глубоких положений марксизма, в то же время являющееся самым простым и понятным. Чем больше размах, чем больше широта исторических действий, тем больше число людей, которое в этих действиях участвует, и, наоборот, чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов" (там же, т. 31, с. 467). Закон возрастания роли масс в истории дает руководящую нить для понимания существенных причин ускорения темпов обществ. прогресса. Гигантское возрастание роли народных масс в современную эпоху связано с ростом могущества и международного влияния СССР, мировой социалистической системы, распадом колониальной системы под ударами национально-освободительного движения, обострением классовых противоречий в странах капитала и расширением социальной базы антимонополистической борьбы.

Социалистическая революция впервые в истории освобождает народные массы от социального, национального и духовного гнета, раскрепощает их творческие силы. Без широкого участия народных масс в политической, хозяйственной и культурной жизни общества невозможно построить социализм и перейти к коммунизму. "Живое творчество масс – вот основной фактор новой общественности...

Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (там же, т. 26, с. 254–55). Опыт СССР и других социалистических стран опровергает вымысел идеологов эксплуататорских классов о "неспособности" народных масс к управлению государством, к руководству общественной жизнью. В условиях социализма наступает качественно новая ступень исторического творчества масс, характеризуемая их осознанной деятельностью. Коммунизм – общество, до конца преодолевающее культурную и духовную придавленность народных масс, ограниченность человеческих интересов и возможностей раскрытия творческих сил личности. Ликвидация частнособственнических отношений, старого разделения труда, превращение достижений мировой культуры в достояние миллионов, растущее единство интересов личности и общества создают предпосылки для развития каждого труженика в исторически деятельную, активную личность. Объективные закономерности становления высшей фазы коммунизма требуют всестороннего развертывания социальной энергии масс, роста их культуры и знаний, всемерного учета накопленного ими практического опыта при решении сложнейших задач экономики, культуры, организации и регулирования общественной жизни. Поэтому первостепенное значение приобретают развитие социалистической демократии, совершенствование общественной самодеятельности масс, научная организация и управление социальными процессами, воспитание научного мировоззрения и коммунистической нравственности у всех членов общества.

Серьезной помехой росту активности народных масс при социализме и переходе к коммунизму являются нарушения принципов социалистической демократии, бюрократизм и формализм в работе государственных органов и общественных организаций, недооценка принципа материальной заинтересованности в результатах труда, невнимание к данным практического опыта масс, к запросам общественного мнения. Коммунистическая партия решительно борется против подобных методов руководства.

Положения марксистско-ленинской теории о возрастании роли народных масс при социализме и коммунизме конкретизируются и развиваются в ходе коммунистического строительства. Центр тяжести проблемы все более переносится на изучение и раскрытие механизма действия этой общей закономерности. Первостепенное значение приобретают вопросы совершенствования науки политического руководства и организации масс, системы воспитательной работы среди трудящихся, принципов демократического централизма в управлении, научная разработка проблем управления социальными процессами, рациональной организации труда.

Переход к высшей фазе коммунизма будет означать преодоление остатков опосредствованного влияния народных масс на ход общественного развития, утверждение общественного коммунистического самоуправления.

Глобальные проблемы современности и пути их решения. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. (Какова роль науки и техники в возникновении проблем и в их решении? Возможно ли, что возникнет единая цивилизация и общая для всех стран культура?)

Мы вели речь о будущем и его предвидении. Но сегодня на повестке дня вопрос: а будет ли оно вообще? Дело в том, что перед человечеством встал ряд проблем, которые принято называть глобальными. Это жизненно важные проблемы. Под угрозу поставлено не просто качество жизни — сама жизнь. Современный человек не имеет согласия ни с самим собой, ни с окружающей средой. Никогда еще за всю историю люди не имели такой власти над своей судьбой и над судьбой планеты. Сохранить человечность в человечестве — это актуальная задача современного общества.

Ее нельзя решить, если не поставить в основу национальной и международной политики благо человека.

Глобальные проблемы современности — тема необъятная. Ни одна наука не может претендовать на их всестороннее рассмотрение, но каждая имеет свой аспект изучения. Имеет такой аспект и философия. Она в этой области, во-первых, разрабатывает методологию и мировоззренческие аспекты глобальных проблем, способствует правильной их постановке; во-вторых, философия исследует научные и социальные пути решения этих проблем, обеспечивает комплексный системный подход, интеграцию науки и практики; в-третьих, философия концентрирует внимание на гуманистических аспектах глобальных проблем. Философское осмысление глобальных проблем современности составляет важный аспект философской культуры человека, является показателем его цивилизованности и широты рационального восприятия реальности нынешней действительности.

Что охватывается понятием ≪глобальные проблемы≫? Сам термин ≪глобальный≫ ведет свое происхождение от латинского слова ≪глобус≫, т. е. Земля, земной шар, и в буквальном смысле означает ≪пространственно-планетарное измерение≫. Далеко не все проблемы на нашей планете можно отнести к числу глобальных, поэтому есть необходимость определить их критерии.

Таких критериев четыре:

а) глобальными являются проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, сами основы существования цивилизации. В этом смысле можно сказать, что они имеют общечеловеческий характер;

б) глобальными являются проблемы, нерешенность которых создает угрозу для будущего человечества. Эти проблемы обязательно следует решить, чтобы обеспечить дальнейший прогресс общества;

в) глобальными являются проблемы, которые проявляются как объективный фактор развития общества во всех регионах мира;

г) глобальными являются проблемы, которые требуют для своего решения сотрудничества в общемировом масштабе.

Итак, глобальные проблемы современности — это комплекс жизненно важных общечеловеческих проблем, наличие которых представляет угрозу для всего человечества и которые требуют для своего решения международного сотрудничества.

Какие же конкретно проблемы относятся к числу глобальных? Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что количество глобальных проблем не является величиной постоянной. Их число может увеличиваться или уменьшаться в ходе развития человечества. Бесспорно, что в современную эпоху их число возрастает. Кроме того, необходимо иметь в виду, что объективное состояние глобальных проблем и их субъективное восприятие могут существенным образом расходиться. Человек может находиться в опасной ситуации и не знать об этом. И наоборот, опасной ситуации уже нет, а человек говорит об опасности. Поэтому очень важно, чтобы объективное состояние и субъективное восприятие

глобальных проблем совпадали. Это может предостеречь людей от множества ошибок, например таких просчетов, какие допускались в оценке экологического состояния Байкала, Аральского и Азовского морей и т. п.

Существующие сегодня точки зрения относительно количества глобальных проблем значительно расходятся. Одни ученые очень суживают круг глобальных проблем, сводя все их разнообразие до двух-трех. Другие прибегают к противоположным крайностям, относя к ним проблемы, которые не имеют ничего общего с мировыми процессами, а касаются только определенных стран или отдельных социальных групп. Например, в книге ≪Глобальные проблемы общественного прогресса≫ ее автор Л.Н. Самойлов называет около сотни таких проблем. Иными словами, в научном мире нет единой точки зрения по этому вопросу.

Однако большинство ученых выделяет следующие глобальные проблемы: предотвращения ядерной войны, экологическую, сырьевую, энергетическую, продовольственную, демографическую, преодоления опасных болезней, мирного освоения космоса и богатств Мирового океана, преодоления экономического отставания развивающихся стран, статуса человека в современном мире и его будущего. Некоторые ученые называют также международный терроризм, наркоманию, алкоголизм и др.

Авторами не преследуется цель дать всеобъемлющую характеристику каждой из названных проблем. Дело в том, что по всем этим проблемам есть достаточно много литературы. Кроме того, в разделе 12 уже затрагивались противоречия в системе ≪человек — природа≫. В то же время, очевидно, есть необходимость сделать акцент на следующих моментах.

Во-первых, все глобальные проблемы современности настолько тесно связаны между собой, что их изолированное решение практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономическогоразвития человечества природными ресурсами предполагаетпредотвращение загрязнения окружающей среды, иначе это в будущемприведет к экологической катастрофе в планетарном масштабе.

Для решения экологической проблемы важное значение имеют демографические процессы. Чрезмерное возрастание народонаселения в отдельных регионах мира отрицательно сказывается на условиях жизни и работы людей. Как показывает мировой опыт, сознательное регулирование рождаемости, прироста населения является составным компонентом современной цивилизации, повышает качество жизни. Это требует, в свою очередь, совершенствования как демографической политики, так и политики в области здравоохранения и развития культуры. Тесно

связаны также сырьевая и энергетическая, экологическая и продовольственная и прочие проблемы. Поэтому попытки человечества решать какую-то одну из глобальных проблем самым отрицательным образом влияют на возможность решения всех других.

Во-вторых, в системе современной глобалистики важное место занимает проблема войны и мира. По мнению специалистов, современныймир стал слишком чувствительным к войнам и силовойполитике. На планете, где размещены десятки тысяч ядерныхзарядов, не может быть гарантии того, что любая война, даже начатаяс применением обычных средств уничтожения, не приведетк случайному или намеренному открытию ≪ящика Пандоры≫.А если на планете вспыхнет ядерный пожар, то он неминуемо уничтожит все живое на Земле. Причем самоуничтожение может произойти за сравнительно короткий промежуток времени. Отсюда следует необходимость отказа от войны как средства решениямежгосударственных конфликтов и использования в международных

отношениях только мирных, дипломатических средств.

Приоритетность проблемы предотвращения мировой термоядерной войны определяется не только ее последствиями, но также и тем, что мир без ядерного оружия создает необходимые предпосылки и гарантии для практического решения всех других глобальных проблем в условиях международного сотрудничества. Достаточно сказать, что на вооружение человечество ежегодно тратит более 1,2 триллиона долларов, не говоря уже об отвлечении от производительного труда десятков миллионов наиболее подготовленных, высококвалифицированных специалистов, которые заняты службой в армии или производят оружие уничтожения.

Эти средства могли бы окупить затраты на решение значительной части глобальных проблем.

В-третьих, важно осознать, что сегодня опасность для человечества представляют не только военные конфликты, применение современной военной техники, но и мирная техника. В работающеймирной технической системе, например АЭС, случайное повреждениевероятнее, чем в ≪работающей≫ военной технике. Представленияоб экологической чистоте АЭС оказались мифом. Отличиемежду военной и мирной ядерной техникой состоит лишьв том, что первая уничтожает все живое быстро, а вторая — постепенно,но и та и другая неминуемо угрожают его существованию.Радиоактивное заражение людей и среды их проживания происходит относительно медленно и скажется в полной мере вбудущем.

В-четвертых, в центре всех глобальных проблем стоит человек, его жизнь, здоровье. Проблема человека как особое выражениеизвечных философских вопросов приобрела еще один оттенок:она активизировалась с точки зрения проблемное™ человеческогосуществования вообще. Чтобы иметь будущее, человек долженвыжить как вид. Вопросы смысла человеческой жизни, значениякультуры, содержания человеческой деятельности имеют уже несугубо академическое звучание, а требуют конкретных социально-практических решений. Поэтому неслучайно все большее количестволюдей принимает участие в экологических и другихдвижениях, придавая им политический характер. Например, вомногих странах партии ≪зеленых≫ в центр своей деятельностиставят проблему экологии человека, т. е. создания необходимыхсоциально-экономических и правовых регуляторов, которыеспособны обеспечить условия для нормальной жизни и развитиясовременного человека. В связи с этим в международном планевыдвигаются задачи проведения ≪экологической революции≫ сцелью объединить усилия мировой общественности на борьбупротив ≪технологической шизофрении≫ отдельных государственныхчиновников и бизнесменов, за обеспечение экологическойбезопасности народов планеты.

Большое значение для понимания сути глобальных проблем имеет выяснение времени их появления, причин обострения на протяжении последних десятилетий. Что касается времени появления глобальных проблем, то по этому вопросу существует две позиции. Сторонники первой считают, что с ними, но не в глобальном, а в локальном (или региональном) масштабе, человечество столкнулось еще во времена своей молодости и уже тогда вынуждено было искать пути их решения. Другие ученые полагают, что глобальные проблемы возникли в последние десятилетия. Эта позиция более близка к истине. Первыми забили тревогу по поводу существования глобальных проблем западные исследователи в конце 60-х годов XX в. За ними об этом стали писать и некоторые ученые бывшего Советского Союза. В период с 1955 по 1967 г. по данной тематике публиковалось ежегодно около десяти исследований. А в 1968 г. таких публикаций было уже около 55.

Что касается причин возникновения глобальных проблем, то и здесь не существует единства среди ученых и философов. Некоторые из них считают, что глобальные проблемы порождены самим человеком, его порочной природой. Так, Аурелио Печчеи писал: ≪Корень глобального кризиса в человеке... Могущество без мудрости сделало его современным варваром, обладающим огромной силой, но не имеющим никакого понятия о том, как применять эту силу≫. Есть философы, которые убеждены, что глобальные проблемы порождены научно-технической революцией.

Своеобразная точка зрения на причины глобальных проблем существовала у советских ученых. Прежде всего, большинство не признавали их общих причин. Считалось, что глобальные проблемы порождены исключительно империализмом. В любом советском учебнике по обществоведению нетрудно найти цитаты типа: ≪Главный источник военной опасности — империализм≫; ≪Империализм —виновник загрязнения окружающей среды≫ и т. п.

Касаясь роли техники в обострении глобальных проблем, советские ученые убеждали, что дело не в технике, а в том, кто ее применяет, какой социальный строй. Социализму как общественному строю тем самым выдавалась индульгенция от глобальных проблем. Такой подход отрицательно повлиял на прогнозирование глобальных проблем в СССР и формирование нового миропонимания, фактически изолировал нас от объективного исследования и решения многих социальных проблем, которые заняли соответствующее место в деятельности мирового сообщества и исследованиях западных социологов и футурологов.

Преобладающей в современной философии является точка зрения, согласно которой глобальные проблемы носят социально-исторический, комплексный характер. Каждая из них — это сложный сплав природообразующих, научно-технических и социальных аспектов. Ясно, что это проблемы общества, а не техники или природы. Они являются объективным симптомом потери человеком контроля над результатами своей деятельности, итогом предшествующего всемирно-исторического процесса во всей его противоречивости. Глобальные проблемы порождены не ≪биологической природой≫ человека, а колоссальными техническими средствами влияния общества на природу, огромными масштабами хозяйственной деятельности, стихийностью и неравномерностью общественного развития, неэквивалентными экономическими отношениями между странами. Глобальные проблемы выступают специфическим порождением именно современной эпохи как следствие неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития.

В трудах большинства западных ученых, посвященных глобальным проблемам и прогнозированию ближайшего и отдаленного будущего человечества, единства нет. Сегодня существуют как пессимистические, так и оптимистичные футурологические концепции. Первую глобальную модель мирового развития предложил в 1971 г. Дж. Форрестер (США) в своей работе ≪Мировая динамика≫. Выход этой книги совпал с началом работы Римского клуба, Предложившего группе учеников Дж. Форрестера выполнить контрактные исследования. Возглавил группу доктор Д. Медоуз. В 1972 г. ученые подготовили отчет (он был опубликован в книге ≪Пределы роста≫), где рассмотрели пять тенденций развития, которые могут иметь катастрофические последствия. Речь шла о быстром приросте населения, ускорении темпов индустриализации, исчерпании невосстановимых ресурсов, увеличении зон недостаточного питания, ухудшении окружающей среды.

Как хорошо видно на схеме, наступление ≪экологического коллапса≫ детерминируется ограниченностью ресурсов. Они берутся в максимальном количестве на исходном этапе эксперимента в 1900 г., и предполагается, что развитие человечества ведет к уменьшению этого показателя. На основе опытов группа Медоуза сделала такой вывод: ≪Если современные тенденции возрастания населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства пищевых продуктов и использования ресурсов останутся в дальнейшем неизменными, то пределы этого возрастания на нашей планете будут достигнуты в какой-либо из моментов следующего столетия≫. Выход — ≪нулевое возрастание≫ использования естественных ресурсов, промышленного производства. Человечество может выбирать между материальным прогрессом и продолжением жизни на Земле.

Действительно, пределы развития человечества на планете существуют.

В этом отношении с Римским клубом можно спорить только о времени наступления этих границ или об условиях их достижения. В полемику с группой Медоуза вступил известный американский физик Дж. К. О'Нейл. Он высказал мысль, что абсолютная величина границы для человечества в свете перспектив освоения космоса по меньшей мере в 20 000 раз больше, чем они сейчас оцениваются. Подобный подход дает возможность сделать принципиальный вывод: с началом космической эры в истории человечества открывается потенциальная возможность бессмертия цивилизации, реальность жизни человека в космосе, а в связи с этим — беспредельность его возможностей и способностей. Следует также заметить, что в поле зрения группы Медоуза не вошли другие существенные моменты, такие, как взаимосвязь между экономикой и политикой, возможность совершенствования методов организации и управления, которые предполагают дальнейшее развитие науки и техники.

Диалектика современного развития проявляется в объединении соревнования, противоборства различных политических и экономических сил и возрастающей тенденции к взаимосвязи государств и народов, человеческого общества. В связи с этим можно говорить о том, что в мире формируются элементы глобального, планетарного мышления. Это проявляется во все более широком осознании отрицательных следствий природопользования, проблем возрождения культуры.

В мире разворачивается движение за устранение глобальной экологической катастрофы. Реформирование многих государств на гуманных и демократических началах также выступает неотъемлемым фактором общечеловеческого поиска альтернативы будущего.

Такой подход к решению глобальных проблем дает возможность, с нашей точки зрения, стать на позиции оптимистичного пессимизма.

В настоящее время ученые многих стран делают небезуспешные попытки теоретически осуществить комплексный подход к решению глобальных проблем. Но пока, к сожалению, теория отстает от практики. И говорить о наличии межгосударственной стратегии еще рано. Хотя ради справедливости нужно сказать, что основные направления деятельности по созданию такой стратегии уже названы. Своеобразный пакет таких направлений разработал, например, один из ведущих современных американских философов Т. Парсонс. В книге ≪Человек в современном мире≫ он предлагает неотложную программу действий, включая следующие задачи:

1. Мы должны быть бдительны и предупреждать максимально большее число людей об опасности разрушения.

2. Мы должны усвоить сами и передать максимально большему числу людей сведения о жизни: о космической, биологической и исторической эволюции, экологии, о ≪бесконечном путешествии≫ человека и его глубокой связи с другими людьми и другой природой в большой цепи бытия. Такого рода обучение должно иметь экологический, психосоциологический и философский характер.

3. Следует таким образом организовать и направить усилия разных социальных групп, ответственных за рациональное и планомерное использование природных ресурсов, чтобы сохранить их во имя дальнейшего благосостояния человечества.

4. Необходимо сознательно регулировать возрастание населения нашей планеты в соответствии с критериями качества жизни как на данном этапе, так и в отдаленном будущем, а также с учетом имеющихся ресурсов и тех, которые могут стать доступными.

5. Надо сокращать и в итоге ликвидировать те миллиарды долларов ежегодных военных затрат, бремя которых несет сегодня все человечество.

6. Трудиться для достижения взаимопонимания между народами.

7. Направить огромные средства, расходуемые на вооружение, для осуществления программ по искоренению бедности, голода, болезней, расизма, классового господства, неравноправия женщин и других форм дегуманизации.

8. Поставить основные производственные силы человечества и ресурсы планеты — землю, воду, воздух и космическое пространство — под демократический контроль народов, населяющих ее.

9. Выработать новую ориентацию относительно нас самих, нашего общества, планеты и нашей истории. А силу рассматривать в ее гуманистическом содержании — не как конечную ценность или средство удовлетворения антропоцентричных устремлений к господству, а как средство, которое должно быть использовано для того, чтобы человек мог жить, удовлетворяя свои сугубо человеческие потребности и осуществляя свои человеческие возможности.

ВЫВОДЫ

1. Предвидение как многоплановая проблема содержит в себе исследование теоретико-познавательной компоненты, которая связана с изучением законов материального мира и сфер их практического применения. Практическая сторона предвидения состоит в получении социальных прогнозов относительно различных сфер жизнедеятельности общества.

2. Глобальные проблемы современности обусловлены неравномерностью экологического, демографического, экономического, политического, научно-технического и культурного развития. Выживание человечества, его дальнейший прогресс при условии взаимосвязанного и целостного мира, формирование единой цивилизации на Земле требуют не только признания таких основополагающих гуманистических принципов, как свобода выбора народами собственного будущего, возрастающая многовариантность социального прогресса и т, д., но и их практической реализации.

3. Свое будущее человек создает сам. Размышляя о перспективах развития человеческой цивилизации, следует не только развивать существующие, но и ломать старые догматы и стереотипы. Если не будет нового в современности, если человечество не решит сегодняшних глобальных проблем, то оно лишено будущего.