Классификация закономерностей (законов) общественного развития.

Сторонники формационного подхода к пониманию истории предлагают классификацию, где критерием выступает степень общности:

1) Общесоциологические законы. Они проявляются на всех этапах истории (например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил).

2) Законы, действующие в группе общественно-экономических формации (например, закон общественного распределения труда).

3) Законы отдельных формаций (например, закон производства прибавочной стоимости).

Сторонники цивилизационного подхода к изучению истории считают, что каждой цивилизации свойственны, по крайней мере, 3 типа закономерностей: статические, динамические, генетические.

Статические – характеризуют структуру, внутренние и внешние взаимодействия элементов общей системы в состоянии покоя (например, чтобы нормально функционировать, обществу необходимы строго определённые пропорции занятых физическим и умственным трудом). В каждой сфере нужен определённый уровень квалифицированной рабочей силы. Гипертрофия или недоразвитость любого из этих элементов болезненно сказывается на всем обществе, т.е. свобода выбора каждого элемента ограничена его местом и связями с другими элементами системы.

Динамические – это закономерности неравномерных изменений в обществе. Динамические закономерности помогают выявить упорядоченность в хаотичном движении общественных систем. Они характеризуют последовательность изменений данной общественной системы (например, чередование кризиса – депрессии – оживления, подъёма, стабильного развития и снова кризиса).

Генетические – это закономерности и механизмы наследственности, изменчивости и отбора в динамике социальных систем. Т.е. эти закономерности вскрывают внутренние пружины и механизмы саморазвития общественных систем (в генотипе общества заложены возможности всего социального организма: т.е. его способность адаптироваться к окружающей среде, его реакция на отдельные изменения в окружающей среде и т.д., его потенциал).

Рассмотрение различных типов закономерностей общественно-исторического процесса осуществляется более полно в курсе обществознания. В курсе истории целесообразно учить школьников прослеживать определенные группы связей между историческими явлениями, событиями: локальные, временные, причинно-следственные (рабочая классификация исторических закономерностей).

 

Итак, чтобы усвоить закономерности исторического процесса, учащиеся должны прослеживать определённые группы связей:

I)локальные – связи между природными условиями, географической средой и видами хозяйственной деятельности, хозяйственной жизни определённого региона, страны. На уроках истории школьники подводятся к следующим выводам:

1. природные условия оказывают определенное влияние на жизнь общества;

2.в более ранние времена человек больше зависел от природы;

3.научившись управлять природой, человек должен ее беречь и охранять.

II) временные связи – установление последовательности или одновременности происходящих событий и процессов в определённый исторический период. Например, закономерность наступления феодальной (политической) раздробленности или образования централизованного государства на определённом этапе развития феодального общества.

III) причинно-следственныесвязи. Сознательное усвоение таких связей требует четких, конкретных представлений о каждом звене цепи, понимания связей между отдельными историческими фактами, умения обобщать последовательные звенья (события) в единую причинно-следственную цепь. Важно, чтобы были выделены все звенья цепи. В старших классах процесс установления причинно-следственных связей усложняется. Раскрываются связи со многими промежуточными звеньями. Старшеклассники учатся применять знания об уже известных связях для объяснения новых причин и следствий.

Установление причин и следствий явлений исторической действительности – объективно сложная умственная работа для учащихся, т. к. существуют особенности причинно-следственных связей между историческими явлениями:

1. В возникновении исторических явлений и событий переплетаются объективные факторы, основанные на закономерностях развития исторического процесса, и субъективные факторы – целенаправленные действия и поступки людей, среди которых есть выдающиеся исторические личности. Это выражено ярче и легче понимается учениками.

2. Большинство исторических причинных связей носит многозначный характер, т. е. определенное событие возникает вследствие действия не одной, а нескольких причин, среди которых есть главные, существенные; в то же время то или иное явление становится причиной не одного, а нескольких следствий.

3. Для познания причинно-следственных связей исторического характера важно четкое знание хронологической последовательности событий, ведь по времени причина всегда предшествует следствию.

4. Исторические события часто происходят не сразу после действия причины, а через определенное время, временной разрыв также затрудняет понимание причинно-следственных связей.

Т.о. изучение закономерностей базируется на усвоении причинно-следственных связей.

Закономерность понимается как результат действия многих законов. Для подведения учащихся к пониманию закономерностей необходимо разъяснить понятие «закон». Это понятие методисты рекомендуют вводить в 9 (10) классе. Практика преподавания и экспериментальные исследования показали еще в советской школе, что ученики часто правильно и полно перечисляют и объясняют причинно-следственные связи, но не могут указать и раскрыть закономерных, а ответ на вопрос о закономерностях явления подменяют ответом о его причинах. Это объясняется тем, что школьники не владеют понятием «закон общественного развития».

Для этого целесообразно перечислить признаки закона, а затем каждый из них объяснить. Закон – это особая связь между явлениями, которая является объективной и выражает сущность явления, устойчивой, необходимой и всеобщей.

Исследования показывают, что легче ученики усваивают признак всеобщности. Дело в том, что с младших классов присутствует вопрос «Что общего….?». Всеобщность разъясняется как повторяющаяся черта. Для раскрытия признака «необходимость» В.О. Пунский предлагает ввести термин «неизбежность», который наиболее понятен школьникам. А «связь явлений» заменить термином – «черты общественного развития». Он более широкий, но не требует дополнительных разъяснений.

Наиболее трудны для школьников признаки «объективность» и «существенность». Их усвоение особенно важно, т.к. именно они отличают закономерные связи от прочих причинно-следственных связей. Предлагается заменить вопросом: «Каково значение …данного явления? Какая общая черта исторического развития в нем проявилась?».

Термин «существенное» следует раскрыть как основное, определяющее в жизни общества. От них зависят другие общественные явления.

Знание о законе формируется на основе конкретного исторического материала, системы понятий и теоретических обобщений. Степень глубины раскрытия теоретических знаний зависит от возраста учащихся и уровня их развития. Она неодинакова в разных классах