Бытие для других

Сартр утверждает, что многие взаимоотношения создаются не из-за влечения к другому, а потому, что посредством другого человек может определённым образом взглянуть на себя самого. Люди имеют склонность идентифицировать себя со взглядом других. Последствием этого является конфликт. Чтобы обозначить собственное бытие, человек должен контролировать других, но также контролировать свободу другого, "как свободу". Эти взаимоотношения и есть главная манифестация самообмана когда для-себя заменяется на свободу другого.

СУЩНОСТЬ (лат. essentia) — та сторона индивидуального предмета, которая определяет все другие его стороны. Например, сущность атома является его зарядовое число, сущность организма — его генотип. Сторону предмета, определяемую сущностью называют явлением, проявлением или формой проявления сущности. Сам предмет, включающий и сущность, и все формы ее проявления, называют формой существования сущности. Например, формами существования углерода являются уголь, графит и алмаз.

Исторически первое значение термина «сущность» принципиально отличалось от современного. У Аристотеля сущность «в самом основном, первичном и безусловном смысле», или первая сущность — это индивидуальный предмет во всем богатстве его содержания, «например, отдельный человек или отдельная лошадь» (Аристотель. Категории. 2а). От первых сущность Аристотель отличал вторые — признаки предметов, а также их роды и виды. Фома Аквикский прямо отождествляет сущность с аристотелевским качеством, утверждая, что сущность объекта — это то, что выражается его дефиницией. То же самое, по существу, делает и Т. Гоббс, когда говорит, что сущность — это «те акциденции тела, которые дают ему определенное имя» (Гоббс Т). Ведь эти акциденции как раз и фиксируются в дефиниции имени. У Б. Спинозы намечается отход от отождествления сущности и качества. Сущность для него — это то, «без чего вещь, и, наоборот, что без вещи, не может ни существовать, ни быть представлено» (Спиноза Б.). Завершил переход к современному пониманию сущности Дж. Локк: сущность вещи — это «основа, из которой вытекают все ее свойства, с которой все они неразрывно связаны». (Локк Дж). Итак, всякая сущность — качество, но не любое качество — сущность например, и простолюдин, и «асовщик укажут признак, присущий всем башенным' тсам и только им. Но лишь часовщик укажет на их сущность.

Из определения Локка вытекают и другие дефинитивные характеристики сущности. Прежде всего, ее устойчивость. Именно устойчивость к внешнему воздействию позволяет зарядовому числу атома не только обуславливать все другие его стороны, но и существовать на всем протяжении существования атома. С исчезновением сущности перестает существовать и сам предмет. Именно это имеет в виду Г. В. Ф. Гегель когда говорит, что сущность — это определенность вещи, тождественная с ее бытием.

Из устойчивости сущности вытекает еще один ее дефинитивный признак — повторяемость. Именно в силу своей защищенности от внешнего воздействия сущность не только сохраняется, пока существует предмет, но и повторяется во многих предметах.

Сущность называют внутренней стороной предмета, но не в пространственном, а в гносеологическом смысле: она скрыта от познающего субъекта и лишь «намекает» на свое существование через формы своего проявления. Анализ форм проявления сущности позволяет открыть сущность, а знание сущности — объяснить формы ее проявления. Познавательный переход от внешних, открытых, к внутренним, скрытым, сторонам предмета не всегда совпадает с переходом от второстепенного к главному в нем: внешний вид доисторического животного, который палеонтолог восстанавливает по сохранившимся костям, когда-то можно было созерцать непосредственно.

Начиная, по крайней мере, с Р. Декарта, найти сущность природного явления значило объяснить его законами механики. Эссенциализм, мировоззрение, использующее категорию «сущность» как форму мышления, был слит с механицизмом. Открытие в XIX в. электромагнитных явлений знаменовало крах механицизма. Вместе с ним из методологии науки «выплеснули» и эссенциализм. Само употребление термина «сущность» воспринималось тогда как обскурантизм. Задачу науки позитивисты, авторы этого методологического переворота, свели к описанию функциональных зависимостей между явлениями, доступными эмпирическому наблюдению. Постпозитивизм частично реабилитировал категорию сущность К. Поппер, например, проповедует «модифицированный эссенциализм», который он противопоставляет и традиционному эссенциализму, и позитивизму (Поппер К.). Из его рассуждений следует, что для окончательной реабилитации «сущности» эссенциализм необходимо привести в соответствие с результатами современной науки.