Философия Аристотеля

Два века развития древнегреческой философии дали такой обильный урожай различных мнений и идей, теорий и гипотез, наконец, догадок о проблемах существования мира и человека, что со временем встала задача систематизации уже имеющегося философского знания. Нужно было привести в порядок хаотически существующие разнообразные ветви этого знания - сравнить между собой различные точки зрения, выделить из них наиболее достоверные, разработать более или менее единый философский язык и т.д. Иначе говоря, философскому знанию необходимо было придать уже окончательную форму науки.

Платон, стремившийся к созданию подобной системы, в силу своего образа мысли не смог исполнить поставленной перед собой цели.

Идею систематизации античной философии смог воплотить в жизнь его лучший и по общему признанию гениальный ученик - Аристотель.

Главная часть философии Аристотеля - учение о сущем. Аристотель называл это учение "первая философия", т.е. наука, изучающая самые главные, основные проблемы бытия, "сущее вообще".

Свою философскую деятельность Аристотель начинал как искренний платоник. Однако позднее пришел к выводу, что философия Платона внутренне противоречива, причем данную противоречивость Платон не в силах преодолеть. И основное противоречие заключается в платоновском учении об идеях.

В различном понимании взаимоотношения идеи и вещи и заключается главное расхождение между Платоном и Аристотелем, из него и выросла впоследствии вся аристотелевская система философии. Аристотель выстроил целую систему доказательств ошибочности платоновского учения об идеях.

Аристотель соглашался с Платоном в одном - в самом деле, каждая вещь является результатом соединения идеи и материи. Идея в этом случае представляет собой смысл вещи (по Аристотелю - "суть бытия" вещи), материя - средство воплощения идеи. Но вот платоновское толкование взаимоотношения идеи и самой вещи Аристотеля не устраивали совершенно.

Продолжая развивать свое понимание философской сущности мира, Аристотель, естественно, пришел к вопросу -- как возникают вещи?

Аристотель выделял четыре принципа всякой вещи. Эти принципы являются, с одной стороны, причинами возникновения вещи, а с другой стороны - составными структурными частями вещи.

Первый принцип - форма. Форма - это суть бытия всякой вещи. В этом смысле, нет никакой вещи без формы. Кроме того, когда форма мыслится без материи, т.е. когда форма не воплощена в материальную оболочку, то это первая сущность вещи, форма как таковая.

Второй принцип - материя. Материя, в понимании Аристотеля, состоит из двух уровней. В первом случае, материя не является веществом, конкретным физическим материалом. Материя - это потенциальная предпосылка осуществления вещи, возможность осуществления вещи. Во втором случае, материя - это уже реальное вещество, обладающее физическими характеристиками, то, собственно из чего, изготовлена данная вещь.

Всякая вещь представляет собой единство формы и материи. Нет вещи без материи, как нет вещи без формы.

Третий принцип - движущая причина (или движение). Т.е. форма может существовать и двигаться сама по себе (например, в мысли) и материя может существовать сама по себе. В этом случае и форма, и материя являются только возможностями возникновения вещи. Сама реальная вещь появляется тогда, когда форма и материя соединяются. Причина такого соединения и есть движение, или движущая причина.

Четвертый принцип - целесообразность, цель. Нельзя мыслить движение в чисто абстрактном виде, то есть без результата, который оно дает. Цель - это такой же принцип возникновения и существования вещи, как и форма, материя и движение.

После определения четырех принципов всякой вещи по отдельности, мы можем дать и определение вещи, с позиций Аристотеля - каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Общефилософские представления Аристотеля позволили ему создать своеобразную систему наук, в которую входили метафизика, физика, психология, логика. Кроме того, в эту систему включаются и так называемые практические науки, которым Аристотель также посвятил ряд своих сочинений - этика ("Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика"), эстетика ("Поэтика", "Риторика"), история ("Афинская полития"), политика ("Политика"), биология ("О частях животных", "История животных", "О происхождении животных").

В целом же, учение Аристотеля, став завершением и вершиной развития античной науки, оказало и оказывает до сих пор огромное влияние на развитие науки вообще. После Аристотеля философских систем подобного рода и такого уровня обобщения античными мыслителями создано уже не было. Систематизированное знание, к которому стремился великий античный мыслитель, легло в основу всего здания дальнейшего европейского знания -- и научного, и религиозного. При этом Аристотель не просто систематизировал уже имеющееся философское знание, не только превратил философию в науку, но и в процессе этой работы создал свое, крайне интересное и оригинальное философское учение.

 

ПЛАТОНИЗМВНАУКЕ — мировоззренческие и методологические установки научного познания, в той или иной степени ориентированные на следование основным тенденциям философии Платона. Учение греческого мыслителя, как известно, противопоставляло мир чувственно воспринимаемых вещей особому «сверхчувственному» миру идей. Платон и его последователи считали телесные формы несовершенными, временными, рассматривали эмпирически воспринимаемую действительность как множество дробных и неустойчивых проявлений скрытых от человека идеальных прообразов. С этой точки зрения, знание о вещах никогда не может быть истинным, оно всегда остается лишь приблизительным, т.е. тем, что греки называли «мнением». Философия же, полагали платоники, должна стремиться к постижению «вечных истин», которые воплощены в неизменных и совершенных образцах, составляющих содержание идеального мира. Исходя из подобных представлений, последователи Платона отрицали эффективность эмпирического познания, предпочитая «физике» математику. Именно она, по их мнению, способна открыть человеку «чистые формы», лежащие в основании мирового устройства. Как считал сам Платон, такая особенность математического познания обусловлена тем, что оно базируется на аксиомах — положениях, не требующих доказательства, поскольку они являются результатом воспоминания души о ее прошлом пребывании в мире сущностей.

Хотя первая форма научного познания — классическое естествознание — формировалась под влиянием, главным образом, идей философии эмпиризма, тем не менее стремление исследователей обнаружить некие универсальные свойства и закономерности, проявляющиеся в реальных познавательных ситуациях, способствовали тому, что идеи платоновской философии существенно влияли на понимание учеными своих целей и действий (например, основатель программы эмпиризма Ф. Бэкон видел важнейшую задачу науки в выявлении конечного набора «форм», лежащих в основе всего многообразия явлений чувственно воспринимаемой реальности). Поэтому достаточно быстро, уже в рамках классической науки, пришло понимание того, что научное мышление оперирует не образами конкретно воспринимаемых в опыте объектов и явлений, а создает их обобщенные варианты, соотнося с ними результаты каждого конкретного акта исследования. Оказалось, что законы, устанавливаемые наукой, в сфере реальной практической деятельности людей всегда проявляются с определенными отклонениями, обусловленными конкретными особенностями сиюминутной частной ситуации.

Осознанию данного обстоятельства существенно способствовало и распространение в практике естествознания языка математических описаний действительности, оперирующего абстрактными средствами отображения результатов практических действий человека. Кроме того, ученые использовали в своих теоретических концепциях представления о различных «идеальных объектах», являющихся результатом сложной конструктивной деятельности интеллекта. «Точки», «прямые», «абсолютно чистые газы» или «идеальный тип» в социологии

М. Вебера — все представления такого рода являются интеллектуальными конструктами, не существующими непосредственно в эмпирически воспринимаемой действительности. Математик, используя понятие «прямая линия», отвлекается от многих характеристик, реально присущих линии (напр., от ее толщины), так же, как биолог, рассуждающий о сущности «вида», или физик, использующий понятие «цветность кварка». Идеальные объекты существуют исключительно в сфере теоретического сознания, получая объективное выражение лишь в соответствующих языковых структурах. Они играют роль эталонных образцов, с которыми соотносятся предметы и явления, непосредственно присутствующие в чувственно-практическом взаимодействии людей с окружающей их действительностью.

В этом смысле научное познание (по крайней мере в сфере теории) представляет собой своеобразную реализацию традиции платонизма, поскольку осмысление и содержательная интерпретация результатов конкретного эмпирического исследования обязательно предполагает его соотнесение с каким-то «идеальным образцом» в качестве его частного проявления. Подобные образцы отличаются от «идеализированных» и гипотетических сущностей тем, что им ни при каких условиях не может приписываться статус реального существования. В самом деле, «идеализированный объект» является результатом схематизации образа вещей и явлений, непосредственно представленных в эмпирической действительности, отвлечения мысли исследователя от каких-то их реальных свойств и сторон. Гипотеза о существовании некой вещи может подтвердиться, и эта вещь окажется элементом объективной действительности. Тогда как идеальный конструкт всегда обладает лишь «виртуальной» природой, никогда не приобретая статуса непосредственного бытия. Поскольку в современном познании виртуальные объекты приобретают все большую значимость, постольку разные формы платонизма по-прежнему оказывают существенное воздействие на реальную познавательную практику.