Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности. И хотя исторические типы рациональности — это своего рода абстрактные идеализации, все же историки и философы науки выделяют несколько таких типов.
Нужно отметить, что рациональность не сводится только к научной. Вся европейская культура формировалась и развивалась под знаком рациональности, которая явилась формообразующим принципом жизненного мира европейского человека, его деятельности, его отношения к природе и к другим людям.
В силу того, что ключевую роль в европейской рациональности стали играть наука и техника, возникла уникальная индустриальная цивилизация. В настоящее время ясно стало осознаваться, что все глобальные проблемы современности порождены этой цивилизацией, которая трансформировалась, переходя от индустриального этапа к постиндустриальному и информационному.
Поскольку европейская рациональность преимущественно была ориентирована на науку, которая вплоть до середины XX в. рассматривалась как образец рациональности, то обсуждение вопроса о научной рациональности стало одной из главных тем философов науки. Философы постпозитивисты Т. Кун, Дж, Агасси, И. Лакатос, Ст. Тулмин и др., пытаясь создать историко-методологические модели науки, вышли на проблему исторических типов рациональности.
Но, прежде чем говорить об исторических типах научной рациональности, рассмотрим ту исторически первичную рациональность, которая была открыта в Древней Греции. Это время (период между 800 и 200 гг. до н. э.) характеризуется резкими изменениями в духовной жизни трех стран: Китая, Индии, Греции. Для Греции это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида, ученого Архимеда. В этот же временной период Конфуций и Лао-Цзы создали китайскую философию, а в Индии жил Будда и возникли «Упанишады». Следует добавить, что одновременно в Иране появляется учение Заратустры о борьбе добра и зла, а в Палестине пророчествуют Илия, Исайя, Иеремия, Второисайя. Это было время зарождения разума, осознание человеком своей способности мыслить. Но так как европейская рациональность уходит корнями в культуру античной Греции, рассмотрим специфику рациональности, рожденной в этой культуре.
Открытие рациональности в философии античности
Скрытым или явным основанием рациональности является признание тождества мышлении и бытия. Само это тождество впервые было открыто греческим философом Парменидом, который выразил его так: «Мысль всегда есть мысль о том, что есть. Одно и то же — мышление и то, о чем мысль». Мысль никогда не может быть пустой. Отметим сущностные характеристики открытого Парменидом тождества мышления и бытия.
Во-первых, Бытие — это истинно сущее Единое (Бог, Абсолют). Сам Парменид характеризовал Единое как полноту, в которой все есть, как сферу, как свет, как то, что тождественно Истине, Добру и Благу. Рациональность — работа с истиной, т.е. с устойчивым, неизменным содержанием, например, с идеями.
Поэтому, во-вторых, тождество мышления (ума) и бытия означало способность мышления выходить за пределы чувственного мира и «работать» с идеальными «моделями», которые не совпадают с обыденными житейскими представлениями о мире. Античная рациональность признала возможность умозрительного постижения принципиально ненаблюдаемых объектов, таких как бытие (Парменид), идеи (Платон), Перводвигатель (Аристотель). Идеальный план деятельности вообще стал в дальнейшем одной из главных характеристик рационального типа отношения к реальности, и, прежде всего, научной рациональности. Открытая греками работа мысли с идеальными объектами заложила основы традиции теоретизма. В теории человек выходит в мир вечного, теоретическое движение мысли не знает преград и перед ней открыты бесконечные перспективы. Открытое античностью идеальное измерение мышления стало судьбоносным для европейской культуры и науки.
В-третьих, эту свою способность «работать» с идеальными моделями мышление может реализовать только в слове. Рациональность нуждается в слове, выражающем не сиюминутную ситуацию в жизни человека, а нечто всеобщее, превышающее эмпирический ряд значений слов в обыденном языке, Аристотель утверждал, что всякое определение и всякая наука имеют дело с общим. Отсюда в европейской культуре, начиная с античности, повышенное внимание к слову, к его артикуляции. Появляется возможность «работать» с отсутствующим через его представленность в слове. Это и есть рациональное познание.
В-четвертых, мышление понималось античными философами как «созерцание, уподобляющее душу Богу» (Плотин), как интеллектуальное озарение, уподобляющее ум человеческий уму божественному. Парменид наделил мысль космическими масштабами. Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду космический Разум. Не человек открывает Истину, а Истина открывается человеку.
В-пятых, основная функция разума усматривалась в познании целевой причины. Только разуму доступны понятия цели, блага, наилучшего. Все, что существует, существует ради чего-то. Разум, как высшая познавательная способность человека, был ориентирован прежде всего на понимание целесообразности природных явлений в их целостном единстве. Все сущее в природе, согласно Аристотелю, всегда движется по направлению к объективной цели, реализуя при этом свое природное предназначение. Цель выступала принципом организации природы. В этой связи современные философы науки приходят к выводу, что математика не могла быть фундаментом аристотелевской физики, так как в математике нет понятия «цель».
Первая научная революция и формирование научного типа рациональности.
Все типы рациональности объясняются как через факты и идеи естествознания, так и через философию. Лишь взятые вместе естествознание и философия дают возможность реконструировать тот тип мышления и тот тип рациональности, которые складывались в ходе научных революций.
Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного. Он стал результатом того, что европейская наука отказалась от метафизики. Произошло удвоение бытия на религиозное и научное. Научный и религиозный подходы к миру обособились, создав соответственно религиозное и научное мировоззрения.
Тип рациональности, сложившийся в науке, невозможно реконструировать, не учитывая тех изменений, которые произошли в философском понимании тождества мышления и бытия. Рассмотрим эти изменения.
Во-первых, бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое. Величественный античный Космос был отождествлен с природой, которая рассматривалась как единственная истинная реальность, как Естественный универсум. Первые естественные науки — механика и физика — изучали этот вещественный универсум как набор статичных объектов, которые не развиваются, не изменяются. Объекты рассматривались преимущественно в качестве механических устройств. Во-вторых, человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе и наделялся статусом суверенности. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. В-третьих, наука Нового времени сузила спектр идеальных вещей : к идее идеальности присоединилась идея артефакта (сделанной вещи). Галилей ввел теоретически спроектированный эксперимент вместо эмпирического фиксирования наблюдаемых явлений природы. Мыслительным инструментом теоретических вопросов, управляющих таким экспериментом, стала математика. В классической философии существовало убеждение, что «если слово что-нибудь обозначает, то должна быть какая-то вещь, которая имеется им в виду.
Непосредственную связь мышления и языка отстаивал Гегель. Он считал, что логические категории мышления отложились прежде всего в языке, а потому логика и грамматика взаимосвязаны: анализируя грамматические формы, можно открыть логические категории. А это значит, что язык обладает способностью адекватно выражать свойства, структуры, законы объективной реальности. В-пятых, наука отказалась вводить в процедуры объяснения цель вообще. Такая позиция науки была поддержана и оправдана философами того времени. Так, Р. Декарт философски обосновывал мысль о том, что к физическим и естественным вещам нельзя применять понятие целевой причины, а Спиноза утверждал, что «природа не действует по цели». Научная рациональность стала объяснять все явления путем установления между ними механической причинно-следственной связи.
Таким образом, итогом первой научной революции было формирование особого типа рациональности. Наука изменила содержание понятий «разум-, «рациональность», открытых в античности. Механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии. Принципы и идеи этой картины мира выполняли основную объяснительную функцию.
Вторая научная революция и изменения в типе рациональности
Вторая научная революция произошла в конце XVIII—первой половине XIX в. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Специфика объектов, изучаемых в биологии, геологии, требовала иных, по сравнению с классическим естествознанием, принципов и методов исследования. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механистической картине мире, а потому нужны были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития. Отношение к механистической картине мира как единственно возможной и истинной было поколеблено.
Так, главная проблема биологии «что такое жизнь?» с неизбежностью включает в себя понятие цели. Идеалы и нормы классической рациональности не выполнялись для наук о живом, так как изучение жизни включает эмоционально и ценностно окрашенное отношение к жизни самого исследователя.
Появление наук о живом подрывало претензии классической научной рациональности на статус единственной и абсолютной. Происходит дифференциация идеалов и норм научности и рациональности. Так, в биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, формируется новая картина мира. Но вторая научная революция была вызвана не только появлением дисциплинарных наук и их специфических объектов. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки.
Третья научная революция и формирование нового типа рациональности
Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в, и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Специфика этих объектов потребовала переосмысления прежних классических норм и идеалов научного познания. Уже само название «неклассическое» указывает на принципиальное отличие этого этапа науки от предыдущего. Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания.
Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности
Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Она связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира и др.). Формируется рациональность постнеклассического типа. Ее основные характеристики состоят в следующем.
Во-первых, в постнеклассической науке: историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.
Во-вторых, в ходе разработки идей термодинамики неравновесных процессов, характерных для фазовых переходов и образования диссипативных структур, возникло новое направление в научных дисциплинах — синергетика. Она стала ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем.
В-третьих, воздействия субъекта познания на такого рода системы должны отличаться повышенной ответственностью и осторожностью, так как они могут стать тем «небольшим случайным воздействием», которое обусловит необратимый переход системы с одного уровня организации на другой. Субъект познания в такой ситуации становится главным участником протекающих событий.
В-четвертых, постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек. Это объекты экологии, включая биосферу (глобальная экология), медико-биологические и биотехнологические (генетическая инженерия) объекты и др.
В-пятых, при изучении такого рода сложных систем, включающих человека с его преобразовательной производственной деятельностью, идеал ценностно-нейтрального исследования оказывается неприемлемым. Объективно истинное объяснение и описание такого рода систем предполагает включение оценок общественно-социального, этического характера
Особо важным моментом четвертой научной революции было оформление в последние 10—15 лет XX в. космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.
36.Компьютеризация науки и её социальные последствия.
Математизация в науке—это взаимодействие математики с какой-либо областью знания. Однако не любое взаимодействие математики с наукой может быть названо математизацией. В строгом смысле слова это процесс, когда с помощью оперативных систем математики решаются не собственно математические задачи, а достигает цели наука, которая использует математический аппарат. Эта «привязка» возможна лини, втом случае, если задачи втой же мере соответствуют используемым математическим средствам, что и те проблемы, для решения которых эти средства были первоначально созданы. Область исследования должна соответствовать условиям математизации: исходный материал должен быть объективным, достоверным, достаточно полным и точным, исключать всякий субъективный произвол.
С математизацией тесно связана компьютеризация научных исследований. Развивающаяся кибернетика имеет не только предметное, но и общенаучное значение. Как наука, кибернетика базируется на достижениях техники и многих отраслей знания. Принципиальное значение имеют: теория автоматизированного управления, термодинамика, статистическая теория, теория игр, математическая логика, лингвистика, системный анализ. Важнейшее значение имело развитие компьютерной техники: быстродействующих электронно-вычислительных машин ряда поколений и необходимой периферии для обработки полученных результатов. В XX веке благодаря кибернетике стала перерабатываться и накапливаться информация о природе, технике, обществе с математической точностью. Вплоть до настоящего времени кибернетика как наука находится в стадии оформления. В нее входят такие сферы знания, как теория регулирования и управления, теория автоматов, информационных систем. Кибернетика развивается на стыке естественнонаучного, технического и гуманитарного знания. Так, материальная база состоит из ЭВМ, периферийных устройств; принципы существования этих устройств разработаны на базе естественнонаучных достижений, а основные категориальные связи возникли благодаря гуманитарному знанию (философии, лингвистики).
Кибернетика как синтез прикладного и фундаментального знания бурно развивается. Пройдя несколько уровней сложности, кибернетические системы приобретают черты самоорганизации, самообучения, самовоспроизведения. Реальная возможность дальнейшего совершенствования подобных свойств определяется философскими принципами саморазвития и самодвижения по мере усложнения форм материальной организаций-объектов.
Компьютеризация представляет собой не только могучий вычислительный инструмент и средство хранения и переработкиинформации, но и способ интеллектуальной деятельности человека. Взаимодействие ученого и компьютера определяется системой «субъект труда — орудие труда». При этом машина выполняет разносторонние задачи: обеспечение информацией, выбор модели решения проблем, самостоятельный поиск нового знания. Достижение выполнения подобных функций стало возможным путем создания машин,осуществляющих вычислительные и другие формально-логические операции, имитирующие решение эвристических проблем.
Однако сколь бы не была совершенна машина, она не гарантирует достижение результатов, которых добивается ученый путем живого творчества. ЭВМ способна сформулировать различные варианты решения, однако ответственность за выбор конкретного из них ложится на человека. В ряде сфер, таких как человек, общественная жизнь, компьютеры предлагают вероятностноезнание. Машинное мышление не способно превзойти человеческое при решении оперативных задач. Что касается организации научной работы в системе «ученый-машина», то здесь заметна тенденция адаптации машины к человеку. Так, совершенствование информационной техники, программного обеспечения направлено на облегчение деятельности субъекта. Впрочем, полного тождества между машиной и человеком нет, хотя и поднимается проблема диалога.
Кибернетика имеет принципиальное значение для развития наукии техники. В деле обеспечения научно-техническогопрогресса. кибернетические машины находят применение в управлении технологическими процессами. Ни одна из наукоемких технологий не обходится без компьютеров. Компьютерные средства используются для выполнения трудоемких расчетов в науке и технике. Например, любойполет космического корабля не обходится без контроля компьютерными средствами.
В области научных разработок использование компьютеров приводит к значительной экономии материальных средств и времени при решении проблем создания новой техники. Вычислительныемашины нашли широкое применение в естествознании. Современные физические и химические эксперименты предварительно модельно прорабатываются при помощи вычислительной техники. При помощи компьютеров удается наблюдать и воздействовать на скоротечные физические и химические процессы. В биологии возникла новая отрасль знания— бионика, основанная на изучении чувствительности животных в целях использования принципов ихфункционирования в технических устройствах. Кибернетические машины оказывают существенную помощь медицине в борьбе за здоровье людей. Так, благодаря кибернетике проводится ранняя диагностика заболеваний, определяются наиболее эффективные способы их лечения. Компьютерные исследования нашли применение в психологии и нейрофизиологии. Изучение головного мозга, физиологических процессов, протекающих в нем, проводится при помощи томографии. Подобный способ исследования позволяет изучить механизмы распознавания человеческих образов, способы переработки информации, тайны памяти и многое другое.
В гуманитарном знании достижения кибернетики находят практическое применение в языкознании, автоматизированных переводов с иностранных языков. Кибернетические модели используются в экономике, истории, педагогике и других науках. Так, только при помощи глобального моделирования удалось получить системные данные взаимосвязи природы и общества. Ряд существенных проблем общественного развития (экономические процессы, политические изменения, катастрофы, революции) также подвергаются компьютерному моделированию. В целом применение компьютеров способствует повышению культурного, интеллектуального, творческого потенциала общества.