Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Авария опасное событие, состоящее во внезапном разрушении каких-либо эле­ментов технических устройств и/или строительных сооружений или в опасном нарушении нормального режима работы или течения каких-либо процессов, представляющее угрозу жизни и здоровью людей, наносящее ущерб имуществу граждан и организаций, природной среде.Авария – это происшествие в технической системе без гибели людей. При этом восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.Авария– непредвиденный выход из строя, разрушение, повреждение или крушение здания, сооружения, транс­портного средства, машины, станка. Аварии происходят в техносфере и являются следствием нарушений техно­логических процессов, вызванных различными, чаще субъективными (зависящими от человека) факторами.

Акустические колебания упругие колебания среды с акустическими частотами

Алкоголизм – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физическая и психическая зависимость от алкоголя, психическая и социальная деградация, патология внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы.

Анализ риска – систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей и количественной оценки риска

Бандитизм – организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения, либо на отдельных лиц, а также участие в таких бандах и совершенных ими нападениях.

БЖД (безопасность жизнедеятельности) – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой и окружающей природной средой.

Безопасность– это состояние объекта и системы, при котором риск не превышает приемле­мое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды

Безопасность жизнедеятельности– наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания

Безопасность производственная – состояние производственного процесса, при котором риск не превышает величин, приемлемых для данного производства, и уровень вредных фак­торов установленных предельно-допустимых значений.

Безопасность труда – состояние трудовой деятельности (труда), обеспечивающее приемлемый уровень ее риска

Безопасность радиационная– состояние объекта или системы, при котором обеспечивается защита от радиации (ионизирующего излучения)

Безопасность экологическая– совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая эколо­гический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важ­ным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку

Биоритмология– это наука о ритмичности биологических процессов в нашем организме. Все биохимические процессы протекают с определенной скоростью. В каждом из нас функционируют биологические часы, которые заставляют нас в одно время спать, питаться и справлять естественные надобности.

Взрыв– процесс освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.

Вибрация– упругие механические колебания малой амплитуды

Виброболезнь– заболевание, вызванное длительным воздействием на организм человека вибрации

Возгорание– явление возникновения горения под действием источника зажигания

Воспламенение – возгорание, сопровождающееся появлением пламени

Вред – утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты

Гелиобиология– это наука изучающая влияние деятельности Солнца на биологические процессы на Земле.

Геронтология – это наука о продлении жизни человека.

Гигиена труда – область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и произ­водственную среду с точки зрения их влияния на организм, разрабаты­вающая меры и нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний.

Горение– быстро протекающее химическое превращение, окислительно-восстановительный процесс, сопровождающееся выделением значитель­ного количества тепла и обычно ярким свечением (пламенем).

Горючесть – способность веществ и материалов к горению

Горючие материалы – это материалы, обладающие горючестью, горение которых продолжается по­сле удаления источника огня, которым они были подожжены.

Жизнедеятельность – совокупность всех форм человеческой активности в процессе которой осуществляется взаимодействие со средой обитания для удовлетворения потребностей человека. Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, а также способ существования человека.

Заземление – преднамеренное электрическое соединение с землей металлических нетоковедущих частей электроустановок, которые могут оказаться под напря­жением.

Заложничество – представляет собой форму преступления. Суть заложничества состоит в захвате людей одними лицами с целью заставить выполнить определенные требования другими лицами, из числа которых взяты заложники.

Зануление – преднамеренное электрическое соединение с нулевым защитным провод­ником металлических нетоковедущих частей электроустановок, которые могут оказаться под напряжением

Звук – это упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Это узкий диапазон частот. Человек различает низкие и высокие ноты. Различают: инфразвук, ультразвук, гиперзвук.

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Про психически больного человека можно сказать, что он здоров, как бык, а дурак дураком. Здоровье – первая и важнейшая потребность человека. Оно определяет способность его к труду и обеспечивает гармоническое развитие личности. Различают физическое, психическое и нравственное (социальное) здоровье.

Идентификация – процесс обнаружения и установления пространственных, количественных, временных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Идентификация опасности – выявление, оценка возможного воздействия, вероятности опасности, ее пространственно-временных и количественных характеристик, оценка возможных последствий ее реализации

Изнасилование – половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Ионизирующее излучение – это излучение, которое, проходя через среду, вызывает ионизацию или воз­буждение молекул среды

Источник чрезвычайной ситуации– опасное природное явление или техногенное происшествие, широко распро­страненная инфекционная болезнь людей, сельскохозяй­ственных животных и растений, а также применение со­временных средств поражения, в результате чего про­изошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ 22.0.02-94).

Катастрофа – явление природы, крупная авария, действия человека, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разруше­ния или уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшие к огромному ущербу природной среде.

Культура безопасности (ноксологическая культура) – готовность и способность личности использовать в жизни и деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышле­ния и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рас­сматриваются в качестве приоритета.

Массовые беспорядки– нарушения общественного по­рядка на определенной территории, носящие массовый характер, представляющие угрозу жизни и здоровью лю­дей, дезорганизующие работу предприятий, учреждений и
организаций либо направленные на разрушение или уничтожение государственного и личного имущества гра­ждан.

Мониторинг – процесс систематического или непрерывного сбора информации о пара­метрах сложного объекта или процесса.

Мошенничество – преступление, заключающиеся в завладении государственным, общественным или личным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием.

Наркомания – (оцепенение, безумие) зависимость человека от приема наркотиков. Заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне при условии приема наркотического вещества и ведет к глубокому истощению физических и психических функций. Резкое прекращение приема наркотиков вызывает нарушение многих функций организма - абстиненцию.

Несчастный случай – неожиданное и незапланированное событие, сопровождающееся травмой или смертью.

Ноксология – учение об опасностях

Ноксосфера – сфера опасностей.

Объектом защитыможет быть предмет (например, автомобиль), живой организм (например, человек), нематериальная субстанция (например, информация) либо сложный, ком­бинированный объект, состоящий из множества иных объектов (например, курорт).

«Озоновая «дыра» Озон – это газ, состоящий из трех атомов кислорода (О3). В основном он располагается в стратосфере на высоте 25-30 км (озоносфера). Озоновая «дыра» – это утоньшение слоя озона.

Опасная зона – пространство, в котором риск, превышает допустимый и уровень вредных факторов постоянно превышает допустимые уровни.

Опасность – потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, про­являющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого мо­жет выступать и сам источник опасности.

Оценивание риска – основанная на результатах анализа риска процедура проверки, не превы­шен ли приемлемый (допустимый) риск.

Охрана труда– система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Пожар – неконтролируемое горение вне специального очага, причиняющее мате­риальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Предельно-допустимая концен­трация – такая максимальная концентрация химических элементов и их соедине­ний в окружающей среде (среде обитания), которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызыва­ет патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых совре­менными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и по­следующего поколений, утвержденный в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив.

Предельно-допустимый уровень – такое максимальное значение негативного фактора, которое при повсе­дневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений, утвержденный в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив.

Производственная деятельность совокупность действий работников с применением средств труда, необхо­димых для превращения ресурсов в готовую продукцию.

Производственная санитария– система организационных мероприятий и технических средств, предот­вращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов, возникающих в рабочей зоне в процессе трудовой деятельности.

Профессиограмма– система признаков, описывающих ту или иную профессию, включающих перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специ­альностью к работнику, перечень характеристик, кото­рым должны соответствовать представители конкретных профессиональ­ных групп.

Профессиональное заболевание – заболевание, причиной которого явилось воздействие на человека вред­ных производственных факторов в процессе трудовой деятельности.

Рабочая зона – пространство высотой до 2 метров над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабо­чих мест

Рабочее место – часть рабочей зоны, в которой постоянно или временно находятся рабо­тающие в процессе трудовой деятельности.

Радиация – синоним ионизирующего излучения.

Радиоактивное загрязнение – это загрязнение местности и объектов радионуклидами.

Радионуклид – это нестабильные нуклиды, превращающиеся в другие нуклиды в результате спонтанных радиоактивных превращений.

Разбой – преступление, заключающиеся в нападении с целью завладения государственным, общественным или личным имуществом, соединенном с насилием или угрозой насилия, опасном для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению.

Риск – мера опасности, характеризующая вероятность или частоту проявления опасности и последствий ее реализации.

Риск немотивированный – это риск, превышающий приемлемый и необоснованный действиями, связан­ными с предотвращением аварии или спасением людей и материальных ценностей.

Риск антропогенный – сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного со­бытия, обусловленного жизнью и деятельностью человека.

Риск индивидуальный – сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного со­бытия для личности.

Риск мотивированный – это риск, превышающий приемлемый и обоснованный мотивами, связанными с предотвращением аварии или спасением людей и материальных ценно­стей.

Риск приемлемый (допустимый)– минимальная величина риска, которая достижима по техническим, эконо­мическим и технологическим возможностям.

Риск производственный – это риск, связанный с конкретным производством, производственной дея­тельностью предприятия.

Риск профессиональный – индивидуальный риск, связанный с профессиональной деятельностью че­ловека.

Риск социальный – это риск для коллектива людей, человеческого общества в целом.

Риск техногенный – сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного со­бытия, обусловленного работой технических объектов.

Риск экологический – это риск, связанный с воздействие на природную среду.

Селенобиология– это наука о влиянии фаз Луны на самочувствие людей, да и животных (собаки и волки воют на полную Луну). Луна расположена на удалении 400 тыс. км от Земли. Оказывает влияние на приливы и отливы воды в морях. При движении Луны вокруг Земли изменяются центр тяжести системы «Земля – Луна» относительно Солнца. Существует мнение, что в период полнолуния и новолуния люди наиболее раздражительны, ухудшается сон. Общеизвестны лунатики. Это больные люди, которые встают ночью и ходят.

Система вентиляции – комплекс устройств, обеспечивающих воздухообмен в помещении, т.е. удаление из помещения загрязненного, нагретого и влажного воздуха и подачу в помещение свежего и чистого воздуха.

Среда обитания – окружающая человека среда, способная оказывать на него прямое или косвенное воздействие.

Стихийные бедствия – это происшествия, связанные с природными явлениями на Земле и приводящие к разрушению биосферы и гибели людей. Стихийное бедствие - опасное природное или природно-антропогенное явление, вызывающее чрезвычайные ситуации. В отличие от аварии и катастрофы стихийное бедствие чаще всего явление объективного характера.

Страхование ответственности – страхование имущественных интересов, жизни и здоровья третьих лиц.

Стресс – это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.

Субъектом защиты – выступает лицо, которое обеспечивает достижение и поддержание состояния безо­пасности. Иногда объект может совпадать с субъектом (когда человек самостоятельно обеспечивает свою безо­пасность).

Террор – физическое насилие вплоть до физического уничтожения людей.

Техносфера – совокупность элементов среды в пределах географической оболочки Зем­ли, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей чело­века и не имеющих аналогов в девственной природе.

Токсикология – медицинская наука, изучающая свойства ядовитых веществ, механизм их действия на живой организм, сущность вызываемого ими потологического процесса (отравления), методы его лечения и предупреждения.

Токсикология– промышленная область токсикологии, изучающая действие химических веществ на чело­века в условиях производства.

Токсичность – способность веществ оказывать вредное действие на живые организмы.

Травма – повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внеш­ней среды.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих жизнен­ных потребностей.

Устройство защитного отключения – быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое отключе­ние электроустановки при возникновении опасности поражения электри­ческим током.

Ущерб – лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; уничтожение или повреждение имущества, повреждение природной сре­ды.

Фактор вредный – фактор, воздействие которого на человека может привести к заболеванию, снижению работоспособности и/или отрицательному влиянию на здоро­вье потомства.

Фактор негативный – фактор, отрицательно воздействующий на человека, вызывая ухудшения состояния здоровья, заболевания или травмы, и на природу, ухудшая ее состояние.

Фактор опасный (травмирую­щий, травмоопасный) – фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях при­водит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти.

Чрезвычайная ситуация(ЧС)– это обстановка на определен­ной территории, сложившаяся в результате аварии, сти­хийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедея­тельности людей.

Чрезвычайное положение(ЧП) – правовой режим временного государственного управления на определенной террито­рии или в отдельных местностях, вводимый в соответст­вии с законодательством Российской Федерации «...в це­лях обеспечения безопасности населения».

Шантажразличают физический и моральный. Физический – похищение и требование выкупа. Моральный - личную тайну собирается рассказывать всему свету или заинтересованным лицам.

Шум – это акустические, беспорядочные звуковые колебания разной физической природы. Он характеризуется случайными изменениями амплитуды, частоты и других показателей, смешение широкого диапазона частот. Он может быть низкочастотный и высокочастотный. Шум оказывает вредное влияние на организм человека.


Тесты, для осуществления текущего и рубежного контроля

Тесты, для осуществления текущего контроля по теме 2.2.

ВАРИАНТ 1

Задание 1.Дополните фразу: «Личность – это человек, взятый в системе ___________________________________, которые социально обусловле­ны, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка, имеющие существенное значение дли него самого и окружающих

а) природных явлений;

б) психологических характеристик;

в) экономики, религии и природы;

г) человек – техносфера.

Задание 2.Особенности стенических эмоций:……….

а) умеренно влияют на актив­ность и энергию человека в сложных экстремальных, условиях;

б) повышают актив­ность и энергию, вызывают подъем, возбужде­ние и бод­рость, радость выражается бурно, при опасности наступает боевое возбуждение, побуждают человека к активным действиям, что и нужно в экстремальных ситуациях;

в)уменьшают актив­ность, ослабляют энергию человека, заторма­живают жиз­недеятельность, а все это в сложных экстремальных, условиях приводит, к катастро­фическим по­следствиям.

Задание 3.Образ жизни – это……………………………

а) реальное поведение человека в оп­ределенной роли;

б) модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей;

в) совокупность всех требований, ко­торые предъявляют к нам окружающие;

г) устойчивая совокупность всего того свое­образно-отличительного, типичного, что присуще жизнедеятель­ности именно данной конкретной личности, группы и общества.

Задание 4. Стресс – это………………….

а) состо­яние психического напряжения;

б) состояние фрустрации;

в) состояние медитации;

г) состояние неопределенности.

Задание 5.Внутриличностные, или личностные, конфликты воз­никают между:

а) несовместимыми или трудносовме­стимыми интересами, потребностями и представле­ниями человека;

б) учас­тниками, имеющими разные цели, интересы, пред­ставления, способы поведения;

в) группа­ми с разными целями и интересами.

Задание 6.Слухи и эмоциональное кру­жение (циркулярная реакция) – это..а) повседневная реальность;б) механизмы образования толпы;в) механизмы создания группы единомышленников.

Задание 7. Суицидальное поведение – это…………………..

а) средства суицида;

б) место суицида;

в) суицидаль­ные покушения, попытки и проявления;

г) коммуникативные, эмоциональные и биологические индикаторы.

Задание 8. Какое положение не входить в главные принципы оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

а) безотлагательность;

б) эмоциональность и возбужденность;

в) приближенность к месту событий;

г) ожидание, что нормальное состояние восстановится;

д) единство и простота психологического воздействия.

Задание 9. Основные способы преодоления кризисов и конфликтов.

а) суицид и алкоголизм;

б) умственная деятельность и работа;

в) конструктивный и деструктивный.

Задание 10. Гипертимный тип акцентуации подростка это:

а) склонность к постоянной эмоциональной напряженности с элементами тоскливости и озлобленности, периодическая взрывчатость, аффективные разряды гнева, нередко без всякого повода;

б) эгоцентризм, стремление всегда, во всех ситуациях быть в центре внимания;

в) отсутствие способности к более или менее волевому усилию;

г) чрезмерная активность, подвижность, приподнятое настроение, стремление всегда верховодить.

ВАРИАНТ 2

Задание 1.Темперамент – это:

а) совокупность свойств, характери­зующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникно­вение, прекращение и изменение;

б) совокупность эмоций и чувств человека;

в) совокупность сформировавшихся в результате влияния общественной среды, семьи и школы качеств личности;

г)совокупность устойчивых черт личности, оп­ределяющих отношение человека к людям, к выполняемой ра­боте.

Задание 2. Особенности астенических эмоций:……….

а) повышают актив­ность и энергию, вызывают подъем, возбужде­ние и бод­рость;

б) радость выражается бурно, при опасности наступает боевое возбуждение, ярко вспыхивает гнев и ненависть: это побуждает человека к активным действиям, что и нужно в экстремальных ситуациях;

в)уменьшают актив­ность, ослабляют энергию человека, заторма­живают жиз­недеятельность, а все это в сложных экстремальных, условиях приводит, к катастро­фическим по­следствиям.

Задание 3.Понятие социальный статус характеризует………….а) место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействии, ее деятельности в различных сфе­рах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества;б) положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой со­циальной группы (расы, нация, пола, класса, слоя, религии, про­фессии и т.д.);в) положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе свер­стников и т.д.).

Задание 4. Критическая жизненная ситуация – это……..

а) эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые чело­век воспринимает как серьезную, трудноразрешимую проблему: стресс, конфликт и кризис;

б) взаимное заражение, то есть пе­редача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами;

в) устойчивая совокупность всего того свое­образно-отличительного, типичного, что присуще жизнедеятель­ности именно данной конкретной личности, группы и общества.

Задание 5.Формы фрустрации:

а) мотивационная, когнитивная, деятельностная;

б) гармоническая, импульсивная, конфликтная;

в) экстрапунитивная, интрапунитивная и импунитивная.

Задание 6. Разновидности (подвиды) действующей толпы:

а) экспрессивная, экстати­ческая, ритмичная;

б) окказиональная, конвенциональная, неуправляемая;

в) стяжательная, повстанческая, агрессивная, паническая

Задание 7. Суицидальные покушения относят:

а) суицидальные акты, не за­вершившиеся смертью по причине, не зависящей от суицидента;

б) акты суицида завершившиеся летальным исходом, включая попытки;

в) суицидальным мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, на­правленными на лишение себя жизни.

Задание 8. Что не входит в основные признаки психологического состояния плач:

а) подрагивают губ;

б) ощущение подавленности;

в) наличие признаков возбужденности и агрессии.

Задание 9. Эпилептоидный тип акцентуации подростка это:

а) склонность к постоянной эмоциональной напряженности с элементами тоскливости и озлобленности, периодическая взрывчатость, аффективные разряды гнева, нередко без всякого повода;

б) эгоцентризм, стремление всегда, во всех ситуациях быть в центре внимания;

в) отсутствие способности к более или менее волевому усилию;

г) чрезмерная активность, подвижность, приподнятое настроение, стремление всегда верховодить.

Задание 10. Основные начальные проявления астенического синдрома:

а) ригидность мышления, бескомпромиссность суждений и оценок, склонность к образованию систематизированных сверхценных идей (мысли, суждения, умозаключения), когда субъективно-эмоциональная значимость фактов и частностей чрезмерно преувеличены и занимают в сознании доминирующее место;

б) снижение интеллекта и памяти, эмоциональная лобильность, то есть невозможность сдержать слез радости, ни вспышки гнева;

в) повышенная утомляемость, раздражительность, непереносимость громких звуков, яркого света, нарушение сна.

ВАРИАНТ 3

Задание 1.Характер– это:

а) совокупность свойств, характери­зующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникно­вение, прекращение и изменение;

б) совокупность эмоций и чувств человека;

в) совокупность сформировавшихся в результате влияния общественной среды, семьи и школы качеств личности;

г)совокупность устойчивых черт личности, оп­ределяющих отношение человека к людям, к выполняемой ра­боте.

Задание 2.Какие понятия не входят в классификация типов личности по общению с другими людьми:

а) холерик, флегматик, меланхолии, сангвиник;

б) гармонический, импульсивный, конфликтный;

в) привязчивый, агрессивный, отчужденный.

г) манипулятор, актуализатор.

Задание 3.Социально-групповой статус – это………………………

а) модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей;

б) положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой со­циальной группы: расы, нация, пола, класса, слоя, религии, про­фессии;

в) положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе свер­стников и т.д.).

Задание 4. Фрустрация – это………………………

а) модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей;

б) психическое состояние, вы­званное неуспехом в удовлетворении потребно­сти, желания;

в) совокупность неблагоприят­ных, значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних воздействий, ведущих к воз­никновению стрессовых состояний.

Задание 5.Какие сферы не входят в противоречия личностных и внутриличностных конфликтов: а) мотивационная;б) когнитивная;в) деятельностная;г) техносфера, биосфера.

Задание 6. Толпа – это……………….

а) сосредоточение индивидов связанных между собой общим центром внимания и эмоциональ­ным состоянием;

б) скопление людей, объединенных различными целями и организационно-ролевой структурой;

в) скопление людей, не объединен­ных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональ­ным состоянием.

Задание 7. К суицидальным проявлениям относят:

а) акты суицида, включая суицидаль­ные покушения и попытки;

б) все суицидальные акты, не за­вершившиеся смертью по причине, не зависящей от суицидента;

в) соответствующие мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, на­правленными на лишение себя жизни.

Задание 8. К основным принципам оказания психологической помощи относятся:

а) безотлагательность; приближенность к месту события; ожидание, что нормальное состояние восстановится; единство и простота психологического воздействия;

б) единство, простота, эмоциональность, индивидуальность, непосредственность, практичность;

в) методичность профилактики, безотлагательность при возникновении аварий и стихийных бедствий; управляемость.

Задание 9. Истероидный тип акцентуации подростка это:

а) склонность к постоянной эмоциональной напряженности с элементами тоскливости и озлобленности, периодическая взрывчатость, аффективные разряды гнева, нередко без всякого повода;

б) эгоцентризм, стремление всегда, во всех ситуациях быть в центре внимания;

в) отсутствие способности к более или менее волевому усилию;

г) чрезмерная активность, подвижность, приподнятое настроение, стремление всегда верховодить.

Задание 10. Основные проявления параноидального состояния:

а) повышенная утомляемость, раздражительность, непереносимость громких звуков, яркого света, нарушение сна;

б) снижение интеллекта и памяти, эмоциональная лобильность, то есть невозможность сдержать слез радости, ни вспышки гнева;

в) ригидность мышления, бескомпромиссность суждений и оценок, склонность к образованию систематизированных сверхценных идей (мысли, суждения, умозаключения), когда субъективно-эмоциональная значимость фактов и частностей чрезмерно преувеличены и занимают в сознании доминирующее место.

Тесты, для осуществления рубежногоконтроля

Вариант 1

1. В 1915 году у города Ипр (Бельгия) при первой газобаллонной атаке немецких войск был впервые использован химический элемент

а. фтор

б. селен

в. теллур

г. хлор

2. Мельчайшими внутриклеточными паразитами, размножающимися только в живых клетках, являются

а. вирусы

б. бактерии

в. риккетсии

г. спирохеты

3. ЧС военного характера по продолжительности действия, как правило, являются

а. долговременными

б. кратковременными

в. незначительными

г. крупномасштабными

4. Основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства определяют

а. национальные интересы РФ

б. техногенную безопасность

в. экономическую безопасность

г. социальные интересы населения

5. Одной из задач в области гражданской обороны является

а. руководство коммунальными службами в мирное и военное время

б. тушение пожаров в жилых и общественных зданиях в мирное время

в. эвакуация раненных с места военных действий в безопасные районы

г. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

6. Мгновенное высвобождение большого количества энергии в ограниченном объеме называется

а. ударной волной

б. разрывом

в. горением взрывчатого вещества

г. взрывом

7. Вторичными последствиями ураганов называется

а. эпидемии

б. аварии на производстве

в. разрушение жилищ, линий электропередач

г. пожары

8. Способами управления такими рисками, как травмы и болезни, являются

а. соблюдение законодательной базы в области защиты от ЧС

б. соблюдение безопасных правил поведения, техники безопасности и санитарной гигиены

в. знание основных положений охраны труда

г. своевременное посещение лечебных учреждений

9. Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, - это

а. стихийное событие природного происхождения

б. природные катаклизмы

в. несчастный случай

г. стихийное бедствий

10. Документ, который является основной работы ГОЧС на случай возникновения ЧС в районе расположения данного учебного заведения, - …

а. закон

б. распоряжение

в. Постановление

г. план

11.Объект, при аварии на котором может произойти выход радиоактивных отходов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации значения называется

а. экологически опасным объектом

б. объектом экономики особой опасности

в. радиационно опасным объектом

г. объектом повышенной опасности

12. Целью терроризма может быть

а. политика сотрудничества с противниками различными методами

б. противоречие двух противоборствующих группировок

г. нарушение общественной безопасности, население экономического ущерба

13. Падающая или сползающая с горных склонов масса снега под влиянием какого-либо воздействия и увлекающая не своем пути новые массы снега, называется

а. обвалом

б. лавиной

в. селем

г. оползнем

14. К неверным действиям человека, оказавшегося в зоне лесного пожара, относятся

а. определить направление ветра и распространения огня, быстро выходить из леса в наветренную сторону

б. быстро выходить из зоны пожара

в. выйти из опасной зоны и переждать пожар

г. попытка самостоятельно потушить пожар

15. Рассредоточение и эвакуация населения из категорированных городов в загородную зону называется

а. защитным мероприятием

б. эвакомероприятием

в. вывозом населения

г. мероприятием ГО

16. Если во время движения поезда в вашем вагоне появился сильный запах гари и дыма, то необходимо

а. потребовать, чтобы пересилили в другой вагон

б. дернуть за рукоятку стоп-крана

в. сообщить об этом проводнику, собрать вещи и ждать в купе указаний

г. сообщить об этом проводнику, собрать вещи и перейти в другой вагон

17. При захвате заложники руководителям и педагогам образовательных учреждений необходимо

а. стараться не противоречить преступникам, выполнять их требования, если это не связанно с причинением ущерба жизни и здоровья учащихся

б. потребовать от преступников незамедлительного освобождения

в. организовать и устроить побег, хотя бы нескольким группам учащихся

г. спровоцировать бандитов на вооруженное столкновение

18. К физическим опасным и вредным факторам природного происхождения относятся…

а. ядовитые растения

б. уровень солнечной радиации и радиоактивности

в. применяемые не по назначению лекарственные средства

г. недостаточность очистки стоков

19. В зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба наводнения подразделяются на

а. низкие, высокие, катастрофические

б. малые, средние и большие

в. слабые, среднее и сильные

г. мелкие, крупные, катастрофические

20. Изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека, называются

а. антропогенными

б. естественными

в. экологическими

г. природными

21. По данным Всемирной Организации Здравоохранения средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет _______ лет

а. 59

б. 80

в. 75

г. 65

22. К ЧС экономического характера относится

а. незаконное присвоение недвижимости физического лица

б. взяточничество

в. коррупция

г. недостаточная обеспеченность продовольствием

23. Противогаз ГП-5 имеет следующие размеры (ростовку)

а. 1,3,5,7,9

б. 0,2,4,6,8

в. 1,2,3,4,5

г. 0,1,2,3,4

24. Для образовательных учреждений наиболее характерны

а. военные проявления ЧС социального характера

б. политические проявления ЧС социального характера

в. социально-экономические проявления ЧС социального характера

г. криминальные и бытовые проявления ЧС социального характера

25. В зоне химического заражения при выбросе аммиака необходимо защитить органы дыхания, предварительно пропитав ватно-марлевую повязку 2-х % раствором

а. питьевой соды

б. лимонной кислоты

в. йода

г. раствором марганца

26.Комиссию по ЧС в среднем образовательном учреждении возглавляет

а. директор школы

б. заведующий хозяйственной частью

в. учитель физкультуры

г. учитель курса «Безопасность жизнедеятельности»

27. К обеспечению интересов общества в области национальной безопасности относится

а. политическая и экономическая социальная стабильность

б. укрепление демократии

в. развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества

г. обеспечение законности и правопорядка

28. Если в квартире вы одни и услышали, сто Вашу входную дверь пытаются взломать, то нужно

а. открыть дверь со словами: ”Видимо вы ошиблись адресом, здесь живы я ”

б. включить громкую музыку и не обращать внимание

в. спрятаться в ванной, туалете или кладовой

г. заблокировать дверь, позвонить в милицию, в окно сообщить об этом соседям или прохожим

29. Отрытая щель снижает облучение в зоне радиоактивного заражения в _______ раза

а. 5,6-6,0

б. 2,0-3,0

в. 3,0-4,0

г. 4,0-5,0

30. Основными субъектами безопасности являются

а. Президент РФ и его помощники

б. «силовые» министры правительства РФ

в.Премьер-министр правительства РФ и его помощники

г. органы законодательной, исполнительной и судебной властей

ВАРИАНТ 2

1. Противогаз ГП-5 служит для защиты органов дыхания, лица и глаз от

а. высоких температур внешней среды

б. дыма

в. хлора и аммиака

г. отравляющих веществ

2. Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая называется

а. степенью риска

б. опасной ситуацией

в. опасным фактором

г. непредвиденной ситуацией

3. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии

а. ветра и верхнего слоя Земли

б. ветра и воды

в. атмосферного давления и ветра

г. воды и атмосферного давления

4. Руководителям штаба ГО учебного заведения являются

а. начальник Гражданской Обороны

б. начальник воинского подразделения

в. первый заместитель начальника Гражданской Обороны

г. начальник охраны учреждения

5. Разрушение зданий и сооружений после взрыва подразделяются на

а. мелкие, крупные

б. полные, неполные

в. слабые, средние, сильные

г. твердые, газообразные

6. Широкое распространение заболеваемости людей с охватом ряда стран и континентов называется

а. эпизоотия

б. панзоотия

в. эпидемия

г. пандемия

7. Подразделения, обеспечивающие защиту учащихся и персонала в условиях чрезвычайной ситуации, состоящих из учащихся старших классов, это

а. группа обороны

б. совет по охране окружающей природы

в. группа общественного порядка

г. совет по охране школы

8. К биологическим опасностям и вредным факторам природного происхождения относятся …

а. патогенные микроорганизмы

б. ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве

в. биогенные микроэлементы

г. биологическое загрязнение окружающей среды вследствие аварий на очистных сооружениях

9. К методам управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций экономического характера относятся

а. информационная политика

б. политическая стабильность и отсутствие военной угрозы

в. хранение сбережений в валюте

г. страхование, денежные компенсации ущерба, платежи за риск

10. Противорадиационные укрытия защищают от

а. светового излучения и электромагнитного импульса

б. проникающей радиации

в. химического и бактериологического оружия

г. ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия

11. Совокупность явлений, связанных с перемещением магмы в земной коре и на ее поверхности, называется

а. оползнем

б. извержением вулкана

в. землетрясением

г. расколом земли

12. По характеру воздействия на организм хлор относится к веществам

а. нейротропного действия

б. общеядовитого действия

в. удушающего действия с выраженным прижигающим эффектом

г. удушающего действия со слабым прижигающим эффектом

13. Обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону определяют

а. военную безопасность РФ

б. экономическую безопасность РФ

в. промышленную безопасность РФ

г. политическую безопасность РФ

14. Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи называется

а. потоком невидимых нейтронов

б. скоростным потоком продуктов горения

в. световым излучением

г. электромагнитными колебаниями

15. В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на такие виды, как

а. горные

б. половодье

в. приливы

г. отливы

16. Если телефонный звонок имеет угрожающий характер или аналогичные звонки повторяются, следует

а. постараться выяснить у звонящего цель звонка и договориться с ним

б. сразу же повесить трубку

в. сообщить в милицию

г. уточнить правомерность угроз

17. К чрезвычайным ситуациям военного характера относятся

а. попадание в уличную перестрелку

б. локальный вооруженный конфликт

в. захват заложников (похищение людей)

г. неосторожное обращение с оружием, повлекшее за собой гибель людей

18. Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия,- это

а. непредвиденные обстоятельства

б. катастрофа

в. несчастный случай

г. чрезвычайная ситуация

19. Опасной зоной на железнодорожном транспорте является

а. железнодорожные пути

б. железнодорожный вокзал

в. привокзальная площадь

г. железнодорожные виадуки

20. Согласно Стратегии обеспечения национальной безопасности РФ до 2020 г. к интересам государства относятся

а. обеспечение личной безопасности

б. суверенитет и территориальная целостность

в. упрочение демократии

г. создание правового государства

21. Население, попавшее в зону распространения радиоактивного облака, подвергаются __________ облучению

а. только внутреннему

б. смешанному

в. только внешнему

г. внутреннему и внешнему

22. Оказавшись заложником, необходимо придерживаться следующих правил поведения…

а. не переносить лишения, оскорбления и унижения, гордо смотреть преступникам в глаза, действовать по принципу «лучшая защита – это нападение»

б. не падать духом, постараться отобрать у них оружие, а в случае удобной и безопасной возможности бежать

в. по возможности выполнять требования преступников, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, не допускать истерик и паники

г. вести себя покладисто, спокойно и по возможности миролюбиво, внимательно следить за поведением преступников, но требования их не выполнять под любым предлогом

23. Средняя продолжительность крупных лесных пожаров составляет _______ суток

а. 100-150

б. 50-100

в. 10-15

г. 30-50

24. Стихийные бедствия характеризуются

а. материальным ущербом

б. продолжительностью и материальным ущербом

в. масштабом и материальным ущербом

г. значительными масштабами и различной продолжительности

25. Приоритетным направлением государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС являются

а. организация обучения населения

б. организация эвакуации населения

в. создание и развитие соответствующей нормативной правовой и методической базы

г. организация оповещения населения

26. Если в квартире вы один и услышали, что Вашу входную дверь пытаются взломать, то нужно

а. открыть дверь со словами: ”Видимо вы ошиблись адресом, здесь живы я ”

б. включить громкую музыку и не обращать внимание

в. спрятаться в ванной, туалете или кладовой

г. заблокировать дверь, позвонить в милицию, в окно сообщить об этом соседям или прохожим

27. Предметом исследования в теории безопасности являются

а. ЧС природного, техногенного и социального характера

б. опасности и ЧС различного характера

в. ЧС природного и техногенного характера

г. ЧС экологического, техногенного и социального характера

28. Основная цель Гражданской обороны - …

а. обеспечение национальной безопасности и сохранение обороноспособности страны

б. идентификация негативных факторов среды обитания человека

в. создание комфортных условий жизнедеятельности человека в мирное и военное время

г. защита от опасностей и ликвидации последствий ЧС

29. Анонимные телефонные звонки с угрозами относятся к …

а. ЧС социального характера

б. вымогательству

в. шантажу

г. мелкому хулиганству

30. Вывоз транспортом и вывод пешим порядком рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих работу в условиях ЧС, называются

а. организацией

б. объективизацией

в. распределением

г. рассредоточением

ВАРИАНТ 3

1. Согласно Стратегии обеспечения национальной безопасности РФ до 2020 г. к угрозам национальной безопасности в международной сфере относятся

а. резкое сокращении рождаемости, продолжительность жизни в стране

б. возникновение конфликтов вблизи государственных границ

в. кризис систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических средств

г. рост бедности и безработицы, и глубокое расслоение общества на богатых и малообеспеченных граждан

2. К средствам коллективной защиты относят

а. рвы и окопы

б. доты и дзоты

в. легкие сооружения для защиты населения от побочного действия атмосферы

г. инженерные сооружения, защищающие от оружия массового поражения

3. Для уменьшения вероятности захвата заложников и террористического акта в образовательном учреждении необходимо

а. организовать и проводить инструктажи и практические занятия с учащимися и персоналом

б. осуществлять более тщательный подбор и проверку кадров

в. подать заявку в соответствующие службы (ФСБ,МВД,МЧС)

г. ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию образовательного учреждения

4. Орган, который руководит деятельностью по ГО учебного заведения, - …

а. штаб

б. санитарная комиссия

в. объектовая комиссия

г. эвакуационная комиссия

5. Взрыв всегда сопровождается

а. значительным дробящим действием

б. большим количеством выделяемого дыма и пыли

в. световой вспышкой, резким звуком и неприятным запахом

г. большим количеством выделяемой энергии

6. На территории РФ в результате опасных природных явлений по оценкам Всемирной организации здравоохранения ежегодно возникает около ______ ЧС

а. 500

б. 1000

в. 800

г. 300

7. Отличительной особенностью ЧС социального характера является

а, значительные материальные проблемы

б. техническая безграмотность

в. конфликтность

г. национальная неприязнь

8. Для обеспечения безопасности квартиры от проникновения посторонних лиц, необходимо

а. переделать входную дверь, чтобы она открывалась наружу

б. установить шикарную дверь с табличками и ручками

в. прикрепить к ключам брелок с фамилий и адресом

г. заключить договор с вневедомственной охраной

9. Оптимальную систему мер защиты от ЧС можно создать при

а. участии Организации Объединенных Нации

б. достаточно высоком уровне научного и технического обеспечения

в. международной поддержке

г. участии специалистов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий

10. При комбинированном способе эвакуации населения

а. марш-бросок чередуется с элементами преодоления препятствий

б. марш-бросок чередуется с отработкой навыков ползания по местности

в. все слои населения вывозятся различными видами транспорта из опасной зоны

г. все население выводиться из зоны пешим порядком

11. ЧС военного характера по продолжительности действия, как правило, являются

а. долговременными

б. кратковременными

в. незначительными

г. крупномасштабными

12. Риски могут быть

а. политическими, экономическими, бытовыми

б. промышленными, сельскохозяйственными, природными

в. социальными, промышленными, природными

г. юридическими, этническими, разведывательными

13. Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют после выпадения

а. первые часы

б. течение трех суток

в. первые сутки

г. течение недели

14. Предметом исследования в теории безопасности являются

а. ЧС экологического, техногенного и социального характера

б. ЧС природного и техногенного характера

в. ЧС природного, техногенного и социального характера

г. опасности и ЧС различного характера

15. К химически опасным и вредным факторам техногенного происхождения относятся

а. лекарственные средства, применяемые не по назначению

б. загрязнение окружающей среды

в. недостаточность очистки стоков

г. микро и макро элементы

16. Снежный обвал, при котором масса снега, падающая или спадающая с горных склонов под влиянием какого-либо воздействия и увлекающая на своем пути новые массы снега, называется

а. снежной бурей

б. селем

в. снежным обвалом

г. лавиной

17. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии

а. воды и атмосферного давления

б. ветра и верхнего слоя земли

в. атмосферного давления и ветра

г. ветра и воды

18. К основным поражающим факторам радиационных аварий не относятся …