Альтернативные теории стоимости.

Везде, где продукты труда выступают как товары, функционирует экономический закон, именуемый законом стоимости. Его история насчитывает тысячи лет, а выяснению сущности и функций данного закона посвящены все известные экономические теории. Марксистская теория исходит из того, что в основе этого закона лежит трудовая теория стоимости. Закон стоимости определяется как закон товарного производства, согласно которому обмен товаров совершается в соответствии с количеством общественно необходимого абстрактного труда, затраченного на их производство.

Следовательно, закон стоимости выступает как закон движения товаров. Однако за движением товаров скрываются отношения людей в процессе купли-продажи, которые наиболее ярко проявляются в их спросе и предложении.

Спрос – это общественная потребность в каком-либо товаре, выраженная в деньгах.

Предложение – масса продукции, находящейся на рынке, или которая может быть доставлена на него. Изменения в спросе и предложении на рынке способствуют постоянному колебанию рыночных цен. Так, если спрос выше предложения, то цена будет выше стоимости, а если спрос ниже предложения, то цена будет меньше стоимости. При равенстве спроса и предложения цена будет равна стоимости.

Поскольку цена товара не может долго удерживаться на одном уровне, т.к. производство постоянно развивается, то ее движение можно представить и в виде колебаний вокруг стоимости.

 

 

 

Рис. 5.1

 

Чем больше несоответствие между спросом и предложением, тем больше отклонение цены от стоимости. Стоимость создается в процессе производства, но проявляется при обмене продуктов труда и приобретает форму цены благодаря существованию денег. Таким образом, закон стоимости на рынке действует как закон цен.

Колебание рыночных цен определяет важнейшие функции закона стоимости: регулирующую, стимулирующую, дифференцирующую.

Функция закона стоимости как стихийного регулятора производства состоит в том, что посредством механизма цен он способствует распределению материальных, трудовых и финансовых ресурсов между различными отраслями и сферами производства, устанавливает пропорции между ними, влияет на масштабы и темпы общественного производства. Например, если определенного блага производится меньше, чем существует общественная потребность в нем, то спрос на него будет расти, и соответственно цена будет выше, чем стоимость. Тот, кто будет производить подобные блага, будет получать большие прибыли, что приведет к переливу капитала в эту отрасль. Производство товаров будет расширяться. Но, как только выпуск этой продукции превысит платежеспособный спрос, цена упадет ниже общественной стоимости, что приведет к сокращению производства и переливу капитала в те отрасли, где общественные потребности не удовлетворяются.

Стимулирующая функция закона стоимости состоит в том, что он способствует постоянному развитию производительных сил общества. Известно, что одни и те же товары производят разные предприятия, отличающиеся разным уровнем совершенства применяемой техники, организации производства, квалификации работников. В силу этого они затрачивают на изготовление единицы продукции неодинаковое количество рабочего времени. На одних предприятиях производительность труда выше и индивидуальная стоимость товара ниже общественной, а на других, наоборот, труд менее производителен и стоимость выше общественной. Но на рынке все товаропроизводители продают одинаковые товары по одной рыночной цене.

Собственники предприятий, которые производят продукцию с затратами ниже общественных, получают дополнительный доход от реализации. А те собственники, у которых индивидуальные затраты больше общественно-необходимых, терпят убытки. Чтобы получать наибольшей доход, каждый товаропроизводитель стремиться совершенствовать технику, технологию и организации. Производства, квалификацию рабочих, что способствует повышению производительности общественного труда, снижению общественно необходимых затрат труда, техническому и экономическому прогрессу.

Как следствие действия первых двух функций закон стоимости приводит к дифференциации, расслоению товаропроизводителей, т.е., к обогащению одних и к обнищанию и разорению других. Обогащаются те, кто организовывает производство таким образом, что его индивидуальные затраты ниже общественно необходимых. Разоряются те, кто не может этого сделать и работает в худших условиях, где затраты труда на создание товара превышают общественно-необходимое рабочее время, образующее стоимость или цену. Дифференциация товаропроизводителей – это объективный результат действия закона стоимости, закона цен.

Таким образом, закон стоимости регулирует общественное производство, способствует его развитию, влияет на совершенствование общественных потребностей, ускоряет научно-технический и общественный прогресс.

 

В науке существует несколько теорий стоимости, в том числе факторов (затрат) производства, спроса и предложения, трудовой стоимости, предельной полезности и др.

Теория факторов (затрат) производства определяет стоимость по затратам на производство товаров

Теория трудовой стоимости оценивает стоимость товаров в зависимости от затрат общественно-необходимого труда на их производство.

Теория предельной полезности определяет стоимость товаров степенью полезности последней единицы товара для потребителя.

Теория спроса и предложения определяет стоимость товаров по соотношению спроса и предложения на них в процессе обмена.

 

Кроме трудовой теории стоимости, к «затратным» концепциям принадлежат также теория издержек производства и теория трех факторов производства.

Основателем теории издержек производства был Ф.Кенэ. Он и его сторонники (Р. Торренс, Н. Сениор, Дж. Милль, Дж. Мак-Куллох) рассматривали затраты производства как основу меновой стоимости и цен, считая, что новая стоимость создается не только живым, но и овеществленным трудом. Они исходили из того, что поскольку величина затрат производства зависит от цен на отдельные их элементы (предметы и средства труда, рабочую силу), то и использование затрат, как основы ценообразования, означает, по сути, объяснение цен на товары ценами на элементы затрат.

В первой половине XIX века французские экономисты Ж. Б. Сэй и Ф. Бастиа создали теорию трех факторов производства. В соответствии с этой теорией величина стоимости товара представляет собой суммарное выражение затрат его трех основных факторов: труда, капитала, земли.

В последней трети XIX века приобретает широкое распространение принципиально новый подход к анализу стоимости – с позиций теории предельной полезности.

Ее основными представителями были К. Менгер, Ф.Визер, Е. Бем-Баверк, а также экономисты-математики У. ДжевонсиЛ. Вальрас.

Теория предельной полезности утверждает, что человеку, чтобы жить, нужна определенная совокупность материальных благ. Способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека есть его полезность. Полезность последней единицы блага, способной удовлетворять потребность человека, называется предельной полезностью.

Блага, удовлетворяющие потребности людей, имеются в разных количествах: есть блага изобильные, есть редкие. Как уже ранее отмечалось, изобильные блага экономическая наука не рассматривает. Ее интересуют лишь блага, имеющие ту или иную степень редкости. Именно эти блага надо экономить. Субъективная оценка блага потребителем образует стоимость (ценность) этого блага. Субъективная оценка, и, следовательно, стоимость, определяется, с одной стороны, степенью полезности блага, с другой – редкостью. Следовательно, авторами теории предельной полезности за исходный пункт определения стоимости товара принимается субъективная мотивация, субъективная оценка экономического поведения индивидуумов, а не объективные факторы, т.е. общественно необходимые затраты труда.

В 80-е годы XX века в западной экономической науке появилась информационная теория стоимости. Один из авторов этой теории Д. Бэлл пишет: «Если знания в своей системной форме используются в практической переработке существующих производственных ресурсов то можно сказать, что именно они, а не труд выступают как источник стоимости».

Охарактеризованные теории стоимости, и особенно трудовую теорию и теорию полезности не следует противопоставлять, как это традиционно делалось ранее, ибо каждая из них отражает разные стороны экономической жизни.

Трудовая теория стоимости отражает объективную сущность стоимости (затраты труда), а теория полезности – форму ее проявления (видимые факторы, влияющие на цены товаров и их выбор покупателями). Движение же стоимости есть единый процесс, содержащий в себе объективный и субъективный моменты. Поэтому и объективные затраты труда, и субъективная полезность лишь формы проявления единого - процесса образования стоимости. Следовательно, эти теории нет смысла противопоставлять, их следует рассматривать в диалектическом единстве.