Административно-казуальными мерами обеспечения безопасности.

Под таковыми следует понимать нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

В зависимости от основания, целевой направленности и вызываемых административно-правовых последствий административно-казуальные меры обеспечения безопасности можно подразделить на такие однородные группы, как предупредительные, ограничительные, поисково-спасательные и меры административно-казуального расследования.

1.Предупредительные административно-казуальные меры обеспечения безопасности. Они представляют собой нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения физических и юридических лиц общеобязательным условия и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях предупреждения ожидаемых post priory (на основе опыта) общественно опасных природных и техногенных ситуаций.

В зависимости от основания и целевой направленности представляется обоснованным в качестве унифицированных видов предупредительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности рассматривать:

· административно-казуальные меры обеспечения безопасности по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, например согласование и утверждение паспортов безопасности, согласование и утверждение планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· административно-казуальные меры обеспечения безопасности, по предупреждению иных общественно опасных ситуаций техногенного и природного характера, например утверждение декларации безопасности объектов[42].

2.Ограничительные административно-казуальные меры обеспечения безопасности. Это есть нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения физических и юридических лиц общеобязательным условия и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях предотвращения распространения наступивших в действительности общественно опасных ситуаций природного и техногенного характера и получивших распространение среди физических и юридических лиц.

В зависимости от основания и целевой направленности в качестве унифицированных видов ограничительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности логично признать:

· ограничительные административно-казуальные меры обеспечения безопасности, связанные с чрезвычайной ситуацией техногенного и природного характера, например: установление особого противопожарного режима;[43] остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации; ограничение доступа людей в зоны чрезвычайной ситуации[44];

· ограничительные административно-казуальные меры обеспечения безопасности, связанные с иными общественно опасными ситуациями техногенного и природного характера, например: введение карантина, направленного на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, отстранение от работы инфицированного лица[45]; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду[46].

3.Поисково-спасательные административно-казуальные меры обеспечения безопасности. Они представляют собой нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях обнаружения наступивших в действительности общественно опасных ситуаций природного и техногенного характера, а также в целях оказания необходимой помощи участникам данных ситуаций.

В зависимости от основания и целевой направленности в качестве унифицированных видов ограничительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности обоснованно рассматривать:

· поисково-спасательные административно-казуальные меры обеспечения безопасности, связанные с чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера, например: беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности[47].

· поисково-спасательные административно-казуальные меры обеспечения безопасности, связанные с иными общественно опасными ситуациями техногенного и природного характера, например: проникновение на территорию и в помещения, принадлежащие коммерческим и некоммерческим организациям, гражданам с целью обнаружения пожара, аварии, взрыва, эпидемии, иных происшествий[48]; эвакуация людей и имущества из зоны затопления, аварии, эпидемии[49] и т.д.

4. Меры административно-казуального расследования. Пол ними следует считать нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-пуб­личного обеспечения безопасности в целях выявления и устранения причин и условий, способствовавших возникновению и развитию общественно опасных ситуаций природного и техногенного характера.

В зависимости от основания и целевой направленности в качестве унифицированных видов мер административно-казуального расследования обоснованно выделить:

· меры административно-казуального расследования, связанные с чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера, например: запрос у соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также у граждан и юридических лиц документов и материалов, связанных с авиационным происшествием; проведение исследования психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала; поручение организациям независимо от их организационно-правовой формы проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного происшествия[50];

· меры административно-казуального расследования, связанные с иными общественно опасными ситуациями техногенного и природного характера, например: производство осмотра места аварии; составление протокола осмотра места аварии; опрос очевидцев аварии; определение размера причиненного вреда[51].

18.3. Формы административно-
публичного обеспечения безопасности

Под формой административно-публичного обеспечения безопасности следует понимать действия органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, их системных образований и должностных лиц по изданию административно-правовых актов и заключению административно-правовых договоров, а также иные действия указанных органов (системных образований и должностных лиц), влекущие административно-правовые последствия, в которых находят внешнее выражение функции и методы административно-публичного обеспечения безопасности. Говоря иначе, формы административно-публичного обеспечения безопасности есть внешнее выражение практической реализации органами исполнительной власти и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, их системными образованиями и должностными лицами функций и методов административно-публичного обеспечения безопасности.

В целях уяснения природы выделяемых административно-правовых форм деятельности органов публичной власти можно сформулировать основные, характерные признаки, раскрывающие сущность предлагаемой административно-правовой категории.

1. Формы административно-публичного обеспечения безопасности представляют собой внешне выраженные действия специализированных государственных органов и органов местного самоуправления — органов административно-публичного обеспечения безопасности. Такого рода действия совершаются органами исполнительной власти и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, их системными образованиями и должностными лицами, наделяемыми специальными полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

2. Под формами административно-публичного обеспечения безопасности следует понимать не всякие действия органов административно-публичного обеспечения безопасности, а лишь те из них, которые совершаются на основании общеобязательных условий и требований безопасности по отношению к физическим и юридическим лицам, не подчиненным им организационно, и которые связаны с непосредственным вмешательством в административно-хозяйствен­ную, организационно-распорядительную и иную деятельность указанных лиц.

3. Формы административно-публичного обеспечения безопасности имеют определенную целевую направленность. Выделяемые административно-правовые формы представляют собой действия органов административно-публичного обеспечения безопасности по изданию административно-правовых актов и заключению административно-правовых договоров, а также иные влекущие административно-правовые последствия действия указанных органов, которые направлены на обеспечение исполнения общеобязательных условий и требований безопасности физическими и юридическими лицами в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных факторов и условий (ситуаций) окружающей среды, которые подвержены воздействию административного права не в полной мере и, следовательно, создают высокую вероятность причинения вреда данным интересам в сфере административно-пра­вового регулирования.

4. Формы административно-публичного обеспечения безопасности вызывают определенные административно-правовые последствия. Данные административно-правовые формы влекут возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений между органами административно-публичного обеспечения безопасности, гражданами и организациями, которые складываются по поводу выявления, предупреждения и нейтрализации вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемыми и контролируемыми правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию предметов, явлений и процессов — техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также влекут административные правоотношения, складывающиеся по поводу выявления, предупреждения и нейтрализации административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды.

На основании изложенного, специфика охранительного содержания форм административно-публичного обеспечения безопасности, может быть раскрыта, если выделить однородные формы административно-публичного обеспечения безопасности, адекватные формально определенным типизированным ситуациям, связанным с возникновением и (или) развитием вредоносных природных и техногенных факторов в сфере административно-правового регулирования. При таком подходе следует говорить о таких основных формах административно-публичного обеспечения безопасности как:

· принятие (издание) административно-правовых актов по обеспечению безопасности;

· заключение административно-правовых договоров по обеспечению безопасности;

· совершение иных административно-правовых действий по обеспечению безопасности.

Под административно-правовым актом по обеспечению безопасности следует понимать подзаконное одностороннее формально определенное властное волевое решение органа административно-публичного обеспечения безопасности, которое принято по отношению к организационно не подчиненным им физическим и юридическим лицам, на основании и во исполнение общеобязательных условий и требований безопасности, и которое влечет непосредственное вмешательство данных органов в деятельность указанных лиц в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерным использованием физическими и юридическими лицами техногенных и природных источников опасности, а также в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

Административно-правовой акт по обеспечению безопасности характеризуют следующие признаки.

1. Административно-правовой акт по обеспечению безопасности представляет собой подзаконное формальное определенное одностороннее властное волевое решение специализированного государственного органа или органа местного самоуправления, его системных образований и должностных лиц — органа административно-публичного обеспечения безопасности. Выделяемые административно-правовые акты принимают (издают) на основании, в порядке и формах, установленных законом, исполнительные органы государственной власти или исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, их системные образования и должностные лица, наделяемые специальными полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности.

2. Административно-правовой акт по обеспечению безопасности является разновидностью административно-правовых актов. Данный акт применяется (издается) органами исполнительной власти, а также исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, их системными образованиями и должностными лицами на основании общеобязательных условий и требований безопасности адекватно вредоносным природным и техногенным факторам окружающей среды, связанным с правомерным использованием физическими и юридическими лицами техногенных и природных источников опасности, а также адекватно административным правонарушениям и административно-правовым казусам, способствующим возникновению и (или) развитию данных факторов.

3. В административно-правовом акте по обеспечению безопасности находят внешнее выражение властные полномочия органов исполнительной власти, а также исполнительно-распоряди­тельных органов местного самоуправления, их системных образований и должностных лиц, которые связаны с непосредственным вмешательством в деятельность физических и юридических лиц и которые направлены на предупреждение, выявление и нейтрализацию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства техногенных и природных источников опасности, а также на предупреждение, выявление и нейтрализацию административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

4. Административно-правовые акты по обеспечению безопасности адресованы специальным субъектам административного права. Указанные административно-правовые акты адресованы персонифицированным физическим и юридическим лицам, на которых возлагаются административные обязанности по предупреждению, выявлению и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды и которые организационно не подчинены государственным органам и органам местного самоуправления.

5. Административно-правовой акт по обеспечению безопасности имеет определенную целевую направленность. Выделяемый административно-правовой акт направлен на обеспечение исполнения физическими и юридическими лицами общеобязательных условий и требований безопасности, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных факторов и условий (ситуаций) окружающей среды, которые подвержены воздействию административного права не в полной мере и, следовательно, создают высокую вероятность причинения вреда данным интересам в сфере административно-правового регулирования.

6. Административно-правовой акт по обеспечению безопасности вызывает специфические административно-правовые последствия. Данный правовой акт влечет возникновение, изменение и прекращение конкретных административных правоотношений, складывающихся между органами административно-публичного обеспечения безопасности, физическими и юридическими лицами, связанные с возникновением и (или) развитием вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды. Такие административные правоотношения, по нашему мнению, складываются по поводу выявления, предупреждения и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерным поведением граждан и организаций по использованию предметов, явлений и процессов — техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, требующим официальной оценки со стороны государства, а также по поводу выявления, предупреждения и нейтрализации административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

В целях уяснения отдельных особенностей охранительного содержания административно-правовых актов по обеспечению безопасности их можно классифицировать на отдельные виды по ряду специальных критериев, раскрывающих охранительное содержание данных актов.

В зависимости от издавшего их органа административно-пра­вовые акты бывают:

1) государственными, т.е. они приняты (изданны) государственными органами административно-публичного обеспечения безопасности;

2) муниципальными исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, наделяемых отдельными государственными полномочиями по обеспечению безопасности.

В зависимости от адресата можно выделить:

1)акты, адресованные физическим лицам;

2) акты, адресованные юридическим лицам.

В зависимости от целевой направленности выделяют:

1) административно-санкционирующий акт по обеспечению безопасности, представляющий собой решение, принятое органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерным поведением физических и юридических лиц по использованию техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, которое требует официальной оценки со стороны государства, например: решения, принятые органами административно-публичного обеспечения безопасности, о выдаче физическому или юридическому лицу технико-правовой лицензии; запись о регистрации транспортного средства, здания, сооружения, природного объекта; разрешение на строительство здания или сооружения и т.д.;

2) административно-юрисдикционный акт по обеспечению безопасности, под которым понимается решение органов административно-публичного обеспечения безопасности в целях предупреждения, выявления и нейтрализации административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, например: предписание по снятию товаров с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям безопасности; постановление о приостановлении действия технико-правовой лицензии; постановление о приостановлении либо отмене действия сертификата безопасности; предписание об устранении требований безопасности; представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, связанного с нарушением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности; предписание об обеспечении безопасности товара (работ, услуг) и т.д.;

3) административно-казуальный акт по обеспечению безопасности, который представляет собой решение, органов административно-публичного обеспечения безопасности в целях предупреждения, выявления и нейтрализации административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, например: приказ о создании комиссии по техническому расследованию аварии; приказ об утверждении акта расследования техногенной аварии; приказ об объявлении карантина и др.

В зависимости от характера вызываемых административно-правовых последствий административно-правовые акты по обеспечению безопасности подразделяются так:

1) разрешительные (например, решение органа исполнительной власти о выдаче технико-правовой лицензии);

2) регистрационные (например, запись органа исполнительной власти о регистрации техногенных и природных источников опасности — автомобиля, воздушного судна, опасного производственного объекта и т.д.);

3) согласительные (например, акт приемки в эксплуатацию здания, законченного строительства и т.д.);

4) удостоверительные;

5) контрольно-надзорные;

6) восстановительные;

7) превентивные;

8) поисково-спасательные;

9) ограничительные;

10) административно-казуального расследования.

Под административно-правовым договором по обеспечению безопасностиследует понимать формально определенное многостороннее соглашение между органами административно-публичного обеспечения безопасности и иными субъектами административного права, которое выработано на основании и во исполнение общеобязательных условий и требований безопасности, и которое влечет непосредственное вмешательство органов административно-публичного обеспечения безопасности в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, организационно неподчиненных данным органам, в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерным использованием физическими и юридическими лицами природных и техногенных источников опасности, а также в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

На основании анализа данного определения можно сформулировать характерные признаки административно-правового договора по обеспечению безопасности.

1. Обязательной стороной административно-правового договора по обеспечению безопасности выступают специализированные государственные органы и органы местного самоуправления — органы административно-публичного обеспечения безопасности.

2. Административно-правовой договор по обеспечению безопасности является специфическим многосторонним соглашением, в котором выражена согласованная воля органов административно-публичного обеспечения безопасности и иных субъектов административного права.

3. Административно-правовой договор по обеспечению безопасности имеет формально определенную целевую направленность. Он направлен на обеспечение исполнения физическими и юридическими лицами общеобязательных условий и требований безопасности, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных факторов и условий (ситуаций) окружающей среды, которые подвержены воздействию административного права не в полной мере и, следовательно, создают высокую вероятность причинения вреда данным интересам в сфере административно-правового регулирования.

4. Административно-правовой договор по обеспечению безопасности имеет специфическое охранительное содержание. Такой административно-правовой договор устанавливает, изменяет и прекращает взаимные права и обязанности персонифицированных органов административно-публичного обеспечения безопасности, граждан и организаций по предупреждению, выявлению и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию природных и техногенных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также по предупреждению, выявлению и нейтрализации административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов.

5. Административно-правовой договор по обеспечению безопасности заключается на основании специальных правовых актов. Данные договоры заключаются на основании административно-правовых норм законов, принятых по вопросам обеспечения безопасности, а также на основании подзаконных нормативных правовых актов по обеспечению безопасности.

6. Административно-правовой договор по обеспечению безопасности приводит к специфическим административно-пра­вовым последствиям. Такого рода административно-правовой договор вызывает конкретные административные правоотношения между органами административно-публичного обеспечения безопасности, физическими и юридическими лицами, обусловленные вредоносными природными и техногенными факторами окружающей среды, а также типизированными ситуациями, способствующими возникновению и развитию данных факторов. Такие административные правоотношения складываются по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерным поведением физических и юридических лиц по использованию природных и техногенных источников опасности, которое требует официальной оценки со стороны государства, а также по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению или развитию данных факторов окружающей среды.

В целях уяснения отдельных особенностей административно-правовых договоров по обеспечению безопасности их можно классифицировать на отдельные виды по ряду специальных критериев.

В зависимости от статуса обязательной стороны, заключившей договор, обоснованно выделить:

1) государственныеадминистративно-правовые договоры по обеспечению безопасности;

2) муниципальные административно-правовые договоры по обеспечению безопасности.

В зависимости от субъектного состава логично назвать:

1) договоры, участниками которых являются органы административно-публичного обеспечения безопасности;

2) договоры, участниками которых являются органы административно-публичного обеспечения безопасности и физические лица;

3) договоры, участниками которых являются органы административно-публичного обеспечения безопасности и юридические лица.

В зависимости от целевой направленности можно выделить:

1) административно-санкционирующие договоры по обеспечению безопасности, заключаемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерной деятельностью физических и юридических лиц (например, соглашение о проведении государственной экологической экспертизы);

2) административно-юрисдикционные договоры по обеспечению безопасности, заключаемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях предупреждения, выявления и нейтрализации административных правонарушений, связанных с невыполнением или ненадлежащим выполнением общеобязательных условий и требований безопасности (например, соглашение о проведении мероприятий по контролю (надзору) за выполнением общеобязательных условий и требований безопасности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами);

3) административно-казуальные договоры по обеспечению безопасности, заключаемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях предупреждения, выявления и нейтрализации административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды (например, соглашение о взаимодействии органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, а также их системных образований и должностных лиц, заключенное в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций);

4) комплексные административно-правовые договоры по обеспечению безопасности, заключаемые органами административно-публичного обеспечения безопасности как в целях предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерной деятельностью физических и юридических лиц, так и в целях предупреждения, выявления и нейтрализации административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды (например, договор о создании специального или объектного подразделения пожарной охраны, заключенный между МЧС России и предприятием, включенным в перечень особо важных объектов, предусмотренных распоряжением Правительства РФ).

Подадминистративно-правовым действием по обеспечению безопасностиследует понимать односторонний властный волевой акт поведения органа административно-публичного обеспечения безопасности, который предшествует принятию (изданию) административно-правового акта по обеспечению безопасности, или совершается во исполнение такого акта, либо предшествует заключению административно-правового договора по обеспечению безопасности или совершается во исполнение данного договора, и который влечет непосредственное вмешательство данного органа в деятельность организационно не подчиненных им физических и юридических лиц в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерным использованием физическими и юридическими лицами техногенных и природных источников опасности, а также в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

На основании сформулированного определения можно назвать следующие основные характерные признаки административно-правового действия по обеспечению безопасности.

1. Административно-правовое действие по обеспечению безопасности — это односторонний властный волевой акт поведения специализированного государственного органа или органа местного самоуправления, их системных образований и должностных лиц. Выделяемые административно-правовые действия совершаются органами административно-публичного обеспечения безопасности, т.е. исполнительными органами государственной власти, местными администрациями, их системными образованиями и должностными лицами, наделяемыми полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

2. Административно-правовые действия по обеспечению безопасности совершаются органами административно-публичного обеспечения безопасности по отношению к персонифицированным физическим и юридическим лицам, которые организационно не подчинены данным органам и на которых возлагаются юридические обязанности по предупреждению, выявлению и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

3. Данное административно-правовое действие связано с административно-правовыми актами по обеспечению безопасности и административно-правовыми договорами по обеспечению и выполняет вспомогательную роль по отношению к данным актам (договорам). Административно-правовое действие по обеспечению безопасности предшествует принятию административно-правового акта по обеспечению безопасности или предшествует заключению административно-правового договора по обеспечению безопасности, либо совершается во исполнение указанного акта (договора).

4. Административно-правовое действие по обеспечению безопасности является властным актом поведения органа административно-публичного обеспечения безопасности, которое имеет специфическую целевую направленность. Указанный властный акт поведения органа административно-публичного обеспечения безопасности направлен на обеспечение исполнения физическими и юридическими лицами общеобязательных условий и требований безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных факторов и условий (ситуаций) окружающей среды, которые подвержены воздействию административного права не в полной мере и, следовательно, создают высокую вероятность причинения вреда данным интересам в сфере административно-правового регулирования.

5. Административно-правовое действие по обеспечению безопасности влечет определенные административно-правовые последствия. Данный властный акт поведения органа административно-публичного обеспечения безопасности связан с непосредственным вмешательством данного органа в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, организационно не подчиненных данным органам. Указанное административно-правовое действие влечет возникновение, изменение и прекращение конкретных административных правоотношений, которые складываются с участием органов административно-публичного обеспечения безопасности, физических и юридических лиц и которые связаны с возникновением и (или) развитием вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

Такие административные правоотношения складываются по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемыми правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства предметов, явлений и процессов — техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

В целях уяснения отдельных особенностей административно-правовых действий по обеспечению безопасности их можно классифицировать на отдельные виды по ряду специальных критериев.

В зависимости от вида органа административно-публичного обеспечения безопасности административно-правовые действия по обеспечению безопасности подразделяются следующим образом:

1) государственные;

2) муниципальные.

В зависимости от субъекта, на которого направлено действие, их подразделяют так:

1) административно-правовые действия по обеспечению безопасности,совершаемые в отношении физических лиц;

2) административно-правовые действия по обеспечению безопасности, совершаемые в отношении юридических лиц.

В зависимости от целевой направленности административно-правовые действия бывают:

1) административно-санкционирующие (например, действия органа административно-публичного обеспечения безопасности по проверке деятельности физических и юридических лиц, предшествующие выдаче технико-правовой лицензии, действия данных органов по проверке состояния зданий, сооружений, технических средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам, которые предшествуют государственной регистрации указанных объектов);

2) административно-юрисдикционные (например, действия органов административно-публичного обеспечения безопасности, предшествующие принятию постановления по делу об административном правонарушении, связанному с неисполнением или ненадлежащим исполнением требований безопасности);

3) административно-казуальные (например, действия органов административно-публичного обеспечения безопасности, предшествующие утверждению акта о расследовании аварии, пожара и т.д.).

В зависимости от характера вызываемых административно-пра­вовых последствий административно-правовые действия бывают:

1) разрешительными (например, действия органов административно-публичного обеспечения безопасности, предшествующие принятию решения о выдаче физическому или юридическому лицу технико-правовой лицензии);

2) удостоверительными (например, действия органов административно-публичного обеспечения безопасности, предшествующие государственной регистрации транспортного средства, здания, сооружения, принадлежащего физическому или юридическому лицу);

3) контрольно-надзорными (например, мероприятия по контролю, связанные с проведением проверки органом административно-публичного обеспечения безопасности выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем общеобязательных условий и требований безопасности).

4) восстановительными (например, действия органов административно-публичного обеспечения безопасности, совершаемые во исполнение постановления о приостановлении действия технико-правовой лицензии);

5) аксессорными (вспомогательными) (например, составление протокола об административном правонарушении, досмотр транспортного средства, административное задержание транспортного средства, временное приостановление деятельности и другие действия, совершаемые в целях обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности);

6) компенсационные;

7) превентивные;

8) предупредительные;

9) поисково-спасательные;

10) ограничительные;

11) административно-казуального расследования.

 

Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте определение и назовите сущностные признаки административно-публичного обеспечения безопасности.

2. Сформулируйте определения административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности, административно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности и административно-казуальных мер обеспечения безопасности. Соотнесите между собой выделенные группы мер административно-публичного обеспечения безопасности.

3. На какие виды можно подразделить административно-санкцио­нирующие меры обеспечения безопасности?

4. На какие виды можно подразделить административно-юрис­дикционные меры обеспечения безопасности?

5. На какие виды можно подразделить административно-казуальные меры обеспечения безопасности?

6. Сформулируйте определение, назовите сущностные признаки и основные виды форм административно-публичного обеспечения безопасности.

7. Сформулируйте определение и назовите сущностные признаки административно-правового акта по обеспечению безопасности.

8. На какие виды можно подразделить административно-правовые акты по обеспечению безопасности?

9. Сформулируйте определение и назовите сущностные признаки административно-правового договора по обеспечению безопасности.

10. На какие виды можно подразделить административно-правового акта по обеспечению безопасности?

11. Сформулируйте определение и назовите сущностные признаки административно-правового действия по обеспечению безопасности.

12. На какие виды можно подразделить административно-правовые действия по обеспечению безопасности?

 

Задания для самостоятельной работы