Прочтите текст и выполните задания А1—А6, В1—В14.

(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)3вонили из других городов бывшие папины пациенты.

(З) Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, папа сказал в трубку:

— (4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает... (6)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.

(8)Утром мама спросила:

- (9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?

—(10)Дальняя родственница.

—(11)Но кем она всё же тебе приходится?

(12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил.

(13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.

—(16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться. (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо, — сказал приезжий.

(20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.

—(21)Вечером вы узнаете о результатах, — сказал нам папа.

—(22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, — сказала мама. — (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.

—(24)Или всё плохо, — бодро сказал Игнатий.

—(25)Это исключается! — тихо сказала мама. — (26)Я уверена...

—(27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, — попросил я.

(28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался.

(29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв снять плащ, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31)Апотом всё, что находится в коридоре возле столика.

(32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (ЗЗ) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34)Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу:

—(35)«Этого диагноза у Игнатия нет. (36)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» — сказала бабушка.

(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:

—(43)Он будет жив и здоров! (44) Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем!

(48)В школе мы часто пишем сочинения на тему «Кем быть?» (49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз — что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий — что отважным космонавтом. (50) Но на самом деле я ещё не выбрал профессии.

(51)Втот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52)«Но как это здорово, — думал я, — выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53) "Он будет жив... и здоров. (54) Не волнуйтесь..."» (По А. Алексину)

Задания А1—А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1—А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Какое из высказываний не соответствуетсодержанию текста?

1) После описанного случая рассказчик окончательно решил стать врачом.

2) Предполагаемый диагноз приезжего не подтвердился.

3) Приезжий был серьёзно болен, и ему нужна была сложная операция.

4) Отец не смог вспомнить, кем приходится ему приехавший родственник.

А2. Почему герой-рассказчик не осталсяна занятие фотокружка (предложение 28)?

1) Нужно было встретить бабушку, которая в этот день пришла помочь маме по хозяйству.

2) B этот день занятия фотокружка отменили.

3) Рассказчик уже знал, что «предполагаемый диагноз» у Игнатия не подтвердился, и хотел первым сообщить это по телефону матери гостя.

4) Рассказчика, как и всех его родных, волновал результат визита Игнатия в больницу, поэтому он не хотел задерживаться.

A3. Как характеризует отца героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 1— 12? Укажите верное продолжение фразы: Отец рассказчика...

1) очень любит своих родственников, и поэтому именно им он оказывает помощь в первую очередь.

2) не хотел показаться невоспитанным и поэтому согласился принять гостя.

3) готов помочь любому человеку, даже незнакомому.

4) испытывал чувство вины за то, что не узнал родственницу, звонившую ночью, и поэтому согласился принять у себя дома её сына.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остановится»(предложение 6).

1) придёт к заключению, остановит свой выбор на чём-либо 2) прекратит что-нибудь делать

3) временно расположится, поселится по приезде 4) перестанет двигаться

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (3) Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати.

2) — (25) Это исключается!— воскликнула мама. — (26)Я уверена...

З) (40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41) Мать Игнатия плакала на другом конце провода.

4)(49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отчаянным геологом, в другой раз — что хочется стать уверенным в себе биологом, я в третий — что отважным космонавтом. (50)Но на самом деле я еще не выбрал профессии.

А6. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».

1) олицетворение 2) эпитет 3) синонимы 4) сравнительный оборот

А7. Назовите, какой способ словообразования использован в слове «фотокружок»

1) Суффиксный 2) Сложение основ 3) Сложение целых слов 4) Приставочно-суффиксальный

Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово ЗДОРОВО из предложения 52 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 18—19 выпишите слова с чередующейсябезударной гласной в корне.

ВЗ. Из предложений 11—15 выпишите слово, правописание приставкив котором определяется правилом: «В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется 3, а перед глухими согласными — С ».

В4. Из предложений 40—54 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса-Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.

— Я бы,(1) поверьте,(2) не отважился к вам вторгаться. Если бы они не сказали ей,(3) моей матери,(4) про этот свой «предполагаемый диагноз».

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложногопредложения.

—Мне тоже сообщите,(1) пожалуйста,(2) — попросил я.

После пятого урока у меня был фотокружок, (З) но я не остался.

Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. А тут пришла днём и стала вытирать тряпкой телефон,(4) потом круглый столик,(5) на котором он стоит.

В7. Какой способ передачи чужой речи использован в тексте? Запишите его название.

В8. Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛИК (предложение 30), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

В10. Среди предложений 12—18 найдите предложения с однородными членами.Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 20—31 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основв предложении 40.

В13. Среди предложений 29—40 найдите сложное бессоюзное предложение.Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 11—22 найдите предложения с обращениями. Напишите номера этих предложений.

ЧАСТЬ 3 С. Напишите сочинение – рассуждение о милосердии, используя материалы прочитанного текста и известные вам примеры из литературы или основанные на жизненном примере.

Вариант 9. ЧАСТЬ 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А6; В1—В14.

(1)— Я не могу идти к автобусу, — обратился Витя к старику.

(2)Старик посмотрел в его серые глаза и увидел в них страдание.

(3)— Оставайтесь здесь, — сказал он Олегу и Вадиму, — и никуда от него не уходите. (4) Я иду на дорогу ловить машину.

(5) Остановить машину ему с ходу не удалось. (6) Он возбуждённо размахивал руками, но машины проносились мимо. (7) Старика поразило совершенно конкретное обстоятельство: уже в трёх «Жигулях» сидело по одному человеку, но машины не останавливались.

(8) Горы, долина, река и он, старик, оказались вдруг по одну сторону жизни, а несущиеся по широкой асфальтовой дороге разноцветные машины — по другую. (9) Два разных мира даже не соприкасались друг с другом. (10)Два разных мира не нуждались друг в друге, а между ними, на узкой полосе под высоким небом, находился мальчик, который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

(11) Собрав силы, старик вознёс над головой тяжёлую, неуклюжую руку, пытаясь, несмотря ни на что, установить контакт между миром своей старости, долины, реки и гор и миром скоростным... (12) В долине тем временем родилась дублирующая программа действий. (13) Мальчики поняли: ждать опасно. (14) Витя страдал от боли. (15) Ему становилось хуже. (16) Чего ждать? (17) Мальчики знали: в таких случаях надо действовать. (18) Это знают, конечно, все. (19) Но действует, как правило, лишь малый процент от ста процентов знающих. (20) Мальчики входили в малый, решающий процент. (21) Они вступали в жизнь деятельными людьми. (22) И теперь им предстояло познать ответственность за человека.

(23) Они решили как мужчины: немедленно идти на дорогу. (24) Старик сказал, что нельзя, но они решили идти. (25) Цена простого решения была в этот момент невелика, а через час она равнялась цене человеческой жизни.

(26) До асфальта они добрались быстро. (27) Они не успели освоиться с дорогой: рядом с ними затормозила огромная гремящая «Колхида». (28) Из высокой кабины высунулся шумный, как и его машина, водитель:

— Надо ехать?

(29)— Вите плохо, он упал с обрыва, — сказал Олег.

(30)— Где он? — спросил водитель.

(31)— Он лежит в долине, здесь недалеко, — проговорил Олег.

(32)— Вы здесь одни? — спросил водитель, открывая высокую тяжёлую дверцу.

(33)— На дороге дедушка, он тоже останавливает машину, — сказал Олег.

(34)— Пошли, — сказал водитель и спрыгнул с подножки на землю.

(35)Через несколько минут Витя был уже на его руках. (36) Руки были мощные, как рычаги. (37) Водитель устроил мальчика поудобнее, завёл машину, и они поехали. (38)Рядом со стариком он притормозил и прокричал: «Я его отвезу в больницу!»

(39)— Отвези, сынок, — проговорил охрипшим голосом старик, наблюдавший из своего мира за действиями водителя.

(40)«Колхида» направилась в город, а старик пошёл по обочине дороги навстречу мальчикам, которые шли навстречу ему.

(41)Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда. (По Г. Бочарову)

К каждому заданию А1—А6 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

А1 На какой вопрос в тексте нетответа?

1) Почему Витя не мог идти? 2) Как решили действовать мальчики? 3) Кто пришёл на помощь Вите?

4) Какую ответственность несёт человек, не пришедший на помощь пострадавшему?

А2 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему машины проносились мимо старика?»

1) (5) Остановить машину ему с ходу не удалось.

2) (7) Старика поразило совершенно конкретное обстоятельство: уже в трёх «Жигулях» сидело по одному человеку, но машины не останавливались.

3) (10) Два разных мира не нуждались друг в друге, а между ними, на узкой полосе под высоким небом, находился мальчик, который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

4) (12) В долине тем временем родилась дублирующая программа действий.

A3Укажите предложение, в котором выражена основная мысльтекста.

1) (8) Горы, долина, река и он, старик, оказались вдруг по одну сторону жизни, а несущиеся по широкой асфальтовой дороге разноцветные машины — по другую.

2) (22) И теперь им предстояло познать ответственность за человека.

3) (9) Два разных мира даже не соприкасались друг с другом.

4) (41) Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда.

А4 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «обратился»(предложение 1).

1) повернуться в направлении кого-нибудь 2) превратиться во что-нибудь

3) отнестись к кому-нибудь с какими-нибудь словами 4) приняться, взяться за что-нибудь

А5 Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению (№17): «Мальчики знали: в таких случаях надо действовать»?

1) (3) — Оставайтесь здесь, — сказал он Олегу и Вадиму, и никуда от него не уходите.

2) (6) Он возбуждённо размахивал руками, но машины проносились мимо.

3) (19) Но действует, как правило, лишь малый процент от ста процентов знающих.

4) (25) Цена простого решения была в этот момент невелика, а через час она равнялась цене человеческой жизни.

А6 Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.

1) (2) Старик посмотрел в его серые глаза и увидел в них страдание.

2) (21) Они вступали в жизнь деятельными людьми.

3) (27) Они не успели освоиться с дорогой: рядом с ними затормозила огромная гремящая «Колхида».

4) (37) Водитель устроил мальчика поудобнее, завёл машину, и они поехали.

А7. Какой способ словообразования использован в слове ответственность (предложение 22)

1) приставочный, 2)приставочно-суффиксальный, 3)бессуффиксный, 4)суффиксный

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами и цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1Замените слово вознёс в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 8—10 выпишите слово с чередующейсябезударной гласной в корне.

ВЗ Из предложений 1—7 выпишите слово, в котором правописание приставкизависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В4В предложениях 20—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В именах существительных пишется столько же Н, сколько Н пишется в производящей основе».

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

Это знают,(1) конечно,(2) все. Но действует, (3) как правило, (4) лишь малый процент от ста процентов знающих.

В6В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы) обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединённые противительным союзом.

«Колхида» направилась в город,(1) а старик пошёл по обочине дороги навстречу мальчикам,(2) которые шли навстречу ему. Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин,(3) что проезжают мимо,(4) а та одна,(5) что останавливается всегда.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текст пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при уточняющем обособленном члене предложения.

Два разных мира не нуждались друг в друге, (1) а между ними, (2) на узкой полосе под высоким небом, (3) находился мальчик, (4) который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

В8 Замените словосочетание размахивал возбуждённо (предложение 6), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9 Выпишите грамматическую основу предложения 9.

В10Среди предложений 11—22 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

В11Среди предложений 26—34 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

В13Среди предложений 23—28 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В14Какое средство передачи чужой речи использовалось в данном тексте? Запишите его название.

Часть 3 Используя прочитанный текст части 2, напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда».

Вариант 10. Часть 2