Ответы на задания В1 — В17 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Найдите в предложении 8 синоним к слову ХИТРЫЙ.Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 8—10 выпишите слово с непроизносимойсогласной в корне.

ВЗ.Из предложений 1—6 выпишите слово, правописание приставкив котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -3, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

В4. Из предложений 1—7 выпишите слово, в котором правописание ННопределяется правилом: «В наречии пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении,выраженном причастным оборотом.

И в девятнадцать лет явил миру сказку,(1) написанную стихами лёгкими,(2) как дыханье,(3) занятными,(4) интересными и взрослому,(5) и ребенку,(6) сказку о придуманной жизни,(7) но похожую и на саму жизнь.

В6.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана»,(1) но был тут вольный,(2) игривый сплав стихотворной литературы с фольклором — деревенским говором,(3) прибаутками,(4) озорными словечками.

В7.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённогопредложения.

Всё население сказки вертится вокруг того,(1) что придумано сочинителем,(2) забавляет,(3) учит,(4) заставляет смеяться,(5) тревожиться, (6) радоваться.

В8.Из предложений 1—3 выпишите словосочетание(-я), построенное(-ые) на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.

В9. Из предложений 11—15 (как простых, так и сложных) выпишите составное глагольное сказуемое.

В10. Среди предложений 7-11 найдите предложение со вставной конструкцией.Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 8—11 найдите предложение с обособленными однородными определениями.Напишите номер этогопредложения.

В12. Укажите количество грамматических основв предложении 8.

В13. В предложении №9 слово конечно с двух сторон выделено запятыми. Объясните причину постановки данных знаков препинания.

В14. Из каких частей состоит текста – рассуждение?

С.Прочитайте текст. Определите основную идею текста. Напишите сочинение рассуждение об актуальности понятия милосердия и роли литературы в воспитании милосердия в подрастающем поколении.

Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, понятий.

Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно — не модно? Не нужно?

Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого: чувства...

Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (Д. Гранин)

Вариант 5.

ЧАСТЬ 2 Прочтите текст и выполните задания А1А7, В1В14.

(1)В один прекрасный день в нашем городе появились роликовые коньки - заграничная новинка,— о которых мы до сих пор не имели понятия.

(2)Превосходная штука!

(3)Я увидел их впервые, когда по асфальтовому тротуару мимо наших ворот с шумом проехал незнакомый реалист, показавшийся мне гораздо выше своего настоящего роста. (4)На его ногах я увидел металлические роликовые коньки, прочно прикреплённые к ботинкам ремешками с блестящими пряжками.

(5)На каждом коньке было по четыре дутых колесика — два впереди, два сзади, и эти колёсики на шариковом ходу с непривычным звуком — шумным, железным шорохом — катились по асфальту, делаясь сами цвета асфальта.

(6)Какое божественное изобретение: кататься летом на коньках!

(7)Как по мановению волшебного жезла роликовые коньки стали продаваться во всех игрушечных и спортивных магазинах, пополнив собою ассортимент летних игрушек: зелёных марлевых сеток для ловли бабочек, крокета, бамбуковых удочек с сигаровидными сине-красными поплавками, гамаков из крепкого кокосового шпагата и, конечно, фейерверка.

(8)Всюду, где только были асфальтовые тротуары, с шумом и лязгом проносились мальчишки и девчонки, упоённые возможностью кататься на коньках летом по городу, где повсюду виднелись дымящиеся котлы асфальта, придающие и без того душному южному лету в городе нечто адское.

(9)Так наступила эпоха роликовых коньков.

(В. Катаев.)

А1. Какое из высказываний не соответствуетсодержанию текста?

1) Автор восхищается изобретением, позволяющим кататься летом на коньках.

2) Автор указывает на то, что роликовые коньки – заграничная новинка

3) Автору не нравится звук, издаваемый колёсиками роликовых коньков

4) Автор указывает на то, что роликовые коньки стали продаваться во всех игрушечных и спортивных магазинах.

А2.Определите стиль текста.

1) Научный стиль.

2) Художественный стиль.

3) Официально-деловой стиль.

4) Публицистический стиль.

А3. Определите тип текста

1) Описание.

2) Повествование с элементами рассуждения

3) Повествование с элементами описания

4) Рассуждение с элементами описания

А 4. Чем вызвано использование в данном тексте восклицательных предложений?

1) Для выражения эмоционального отношения автора к событию.

2) Для придания тексту образности.

3) Для того, чтобы заинтересовать читателя новинкой – роликовыми коньками.

4) Для того, чтобы разграничить смысловые части текста.

А 5. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1)2 2)3 3)7 4)9

А 6. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью контекстных синонимов?

1)2 2)3 3)7 4)9

А 7. Какое значение имеет слово эпоха в прочитанном тексте (предложение № 9)?

1) Момент, от которого ведётся летоисчисление, а также сама система летоисчисления.

2) Длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию.

3) Крупный исторический период.

4) Самое крупное хронологическое деление геологической истории Земли.

В1. Замените слово проносились из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложения 4 выпишите слова с чередующейсябезударной гласной в корне.

ВЗ. Из предложения 4 выпишите слово, правописание приставкив котором определяется правилом: «В приставках со значением приближения, присоединения пишется буква И

В4. Из предложений 5 - 7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом правописания имени прилагательного, образованного от имени существительного.

В5. Выпишите из текста номер (-а) предложения (-ий) с обособленными приложениями.

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые, указывающие на обособленные определения.

Всюду,(1) где только были асфальтовые тротуары,(2) с шумом и лязгом проносились мальчишки и девчонки,(3) упоённые возможностью кататься на коньках летом по городу,(4) где повсюду виднелись дымящиеся котлы асфальта, (5) придающие и без того душному южному лету в городе нечто адское.

В7. Выпишите номер (-а) предложения (-ий) с обобщающим словом при однородных членах предложения.

В8. Замените словосочетание ЗАГРАНИЧНАЯ НОВИНКА (предложение 1), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

В10. Выпишите словарные слова с удвоенными согласными в корне

В11. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основв предложении 8

В13. Среди предложений 3-7 найдите сложное бессоюзное предложение.Напишите номер этого предложения.

В14. Укажите часть речи, грамматическое значение и роль в предложении слова ВПЕРВЫЕ из предложения 3