Формальные и неформальные институты

В дальнейшем изложении мы уделим особое внимание взаимосвя­зи формальных и неформальных институтов. Такое внимание, на наш взгляд, более чем оправданно. Разделение регулирующих правил на формальные и неформальные является одним из краеугольных камней современной институциональной теории.

Мысль о значимости неформальных правил ни в коей мере не но­ва[98], а в последнее время она привлекает все большее внимание экономистов и социологов, становясь, в частности, объектом специальных исследований[99]. Понятие неформальности прочно вошло в исследовательский оборот. А неформальная экономика уже давно не отождествляется с теневыми и маргинальными хозяйственными укладами, представляя собой важный срез всей совокупности хозяйственных отношений, неотъемлемую часть всякой «реальной экономики»[100].

Само по себе признание важности разделения формальных и неформальных правил настолько же тривиально, как и утверждение, что «институты имеют значение». Однако в определении характера и способов связи этих правил возникают немалые трудности. Так, например, при оценке состояния институциональной среды в постсоветской России сталкиваются два мнения. Одни аналитики обращают внимание на недостаток формальных правил в экономике и необходимость заполнения своего рода «институционального ваку­ума». Другие, напротив, указывают на достаточную (или даже излишнюю) степень формальной регламентации и видят основную проблему в том, чтобы заставить работать уже принятые законы[101]. Мы склонны считать, что главной проблемой (сегодня и в принципе) яв­ляется не избыток или дефицит формальных правил, а их структура, а также способ, каким они вводятся в хозяйственную систему. Иными словами, дело не в том, что формальные правила отсутствуют или, наоборот, все слишком зарегулировано. Главный вопрос заключается в том, каковы наиболее распространенные способы связи формальных и неформальных правил.

Как различаются формальные и неформальные правила. Каковы особенности формальных и неформальных правил? Принципиальная разница между ними состоит прежде всего в способах их утверждения, фиксации и поддержания. Формальные правила утверждаются конкретными полномочными субъектами (принципалами), обладающими легитимной политической властью или правами собственности. Их содержание фиксируется в законах в качестве правовых норм и в разного рода письменных предписаниях, которые так или иначе опираются на правовые нормы. Оно должно однозначно истолковываться всеми вовлеченными сторонами. В силу этого формальные правила претендуют на высокую степень универсализма и всеобщности, публичности и открытости (транспарентности). Кроме того, они обязательны для исполнения, и существуют оговоренные механизмы их поддержания, включая перечень санкций за их несоблюдение. Причем весомую долю издержек по поддержанию таких правил берет на себя государство.

В противовес этому неформальные правила могут не иметь конк­ретных «авторов». Они могут основываться на нормах, воспроизводимых из поколения в поколение, а участвовать в их «производстве» способны, в том числе, и агенты, не обладающие легитимной властью и правами собственности. Содержание таких правил чаще всего не фиксируется в документальной форме, а если это и происходит (например в виде Кодекса чести предпринимателя), то данные правила не имеют правового статуса и безусловной принудительной силы. Их соблюдение в большей степени опирается не на силовые структуры государства, а на социальный капитал, имеющий в своей основе доверие и репутацию участников рынка, на уверенность в том, что другие знают эти правила и готовы их соблюдать. По указанным причинам неформальные правила сложнее, чем формальные предписания, поддаются сознательному воздействию и не могут изменяться существенным образом по велению отдельных влиятельных субъектов (по крайней мере, в короткий период времени).

Неформальные правила менее определенны, они могут подвергаться разным толкованиям и интерпретациям. Многое в них не только не прописано, но даже и не оговорено, а просто подразумевается. Часто содержание этих правил и даже само существование скрыты от досужих глаз, их не принято обсуждать, по крайней мере, в присутствии посторонних. И если «пришлые» участники рынка притязают на ресурсы и доходы без знания неформальных правил, то высока вероятность дезавуирования их претензий. С ними откажутся сотрудничать или примут в отношении них дискриминационное решение. Причем реальную причину отказа или дискриминации, скорее всего, не назовут.

Но даже если все вовлеченные стороны знают о существовании неформального правила и имеют близкое понимание его сути, они могут строить на его основе свои договоренности, избегая прямой апелляции к его содержанию и используя понятные контрагентам «бессодержательные» заверения вроде: «действуем как обычно», «мы вас не подведем» или фразеологический камуфляж из формальных правил.

Как формальные, так и неформальные правила подразделяются по степени охвата на общие и особые (партикуляристские). Общие формальные правила фиксируются в законах и другие регулятивных правовых актах, а особые формальные правила — в письменных контрактах, определяющих права и обязанности подписавших их сторон. Общие неформальные правила, регулирующие деятельность широкой совокупности агентов, представлены социальными нормами, а неформальные правила особого толка — деловыми договоренностями между конкретными участниками рынка (см. рис. 5.2). Заметим, что не всякие частные договоренности относятся нами к корпусу правил, которые по определению имеют надындивидуальный характер. Деловая договоренность становится правилом, когда она достаточно распространена, типична и приобретает более или менее общезначимый характер для какого-то сегмента рынка или группы хозяйственных агентов. Такому превращению индивидуальных соглашений в правило способствуют не только их распространение и повторение, но также апелляция к существующим правовым и социальным нормам, а также поддержка внешних сил, понуждающих к их исполнению.

    Тип связей
    Общие Индивидуальные
Характер Формальные Законы Контракты
ограничений Неформальные Нормы Договоренности

Рис. 5.2.Классификация институтов по типу связей
и характеру ограничений

На основе формальных и неформальных правил складываются соответствующие практики повседневного действия. При этом формальные практики выполняют по отношению к неформальным, как минимум, три важные функции. Во-первых, они выступают в качестве ограничителей, сдерживающих неформальные практики. Во-вто­рых, они, напротив, постоянно используются как инструмент для стимулирования новых неформальных практик. В-третьих, они формируют язык публичных обоснований и риторических высказываний, которые камуфлируют неформальные практики.

Как возникают неформальные правила. Что является основой для возникновения неформальных правил? Рассмотрим это сначала на примере контрактных отношений. Причинами возникновения неформальных правил могут быть:

· неполнота контрактов,

· неконтрактные элементы контрактных отношений,

· несоблюдение контрактов.

Полные (классические) контракты, предусматривающие все возможные аспекты отношений и соблюдаемые в строгом соответствии со своей буквой, существуют, скорее всего, лишь в абстрактных теориях. Реальная хозяйственная жизнь, как правило, связана с заключением и исполнением неполных контрактов. Их существование вызвано, как минимум, четырьмя обстоятельствами.

1. В силу сложных и меняющихся условий предусмотреть все заранее невозможно.

2. Прояснение, обговаривание и фиксация всех возможных исходов и нюансов контрактных отношений — дело слишком зат­ратное.

3. Есть элементы отношений, которые не фиксируются в конт­рактах в силу их «естественности» для вовлеченных сторон, они опускаются как нечто, само собой разумеющееся.

4. Участники рынка могут быть заинтересованы в сокрытии определенных элементов взаимоотношений, которые в результате становятся предметом скрытых деловых договоренностей.

Ранее мы уже обращали внимание на то, что стороны, заключа­ющие контракт, часто не встречают друг друга как абсолютные незнакомцы. Принимается во внимание характер контрагента и вследствие этого, при возникновении непредвиденных обстоятельств, стороны могут отходить от жесткого следования букве контракта, реализуя неконтрактные элементы контрактных отношений.

Наконец, неформальные отношения порождаются несоблюдением заключенных контрактов — либо ввиду неспособности одного из агентов, либо вследствие оппортунистического поведения — уклонения от исполнения обязательств или прямого обмана. Зачастую это создает почву для возникновения неформальных правил контроля, понуждающих к соблюдению принятых обязательств неформальными (в том числе силовыми) средствами.

Сходные причины возникновения неформальных правил просматриваются и на примере законов. Их источниками являются следующие обстоятельства:

· законодательное регулирование данных отношений отсутствует;

· законодательные нормы неполны и/или противоречивы;

· законодательные нормы не соблюдаются.

Проиллюстрируем это на примере налоговых платежей. В определенных случаях (например в отношении домашнего натурального хозяйства) налогообложение результатов деятельности не предусмотрено законом. В других случаях появляются новые виды деятельности (например разные формы интернет-бизнеса), которые могут уходить от уплаты налогов просто в силу того, что их законодательное регулирование пока не развито или противоречиво. Наконец, может осуществляться и уход от налогов, связанный с прямым нарушением закона, что происходит по неведению в виду отсутствия квалифика-

ции (незнанию правил, которое, как известно, не освобождает от ответственности) или вследствие сознательного ухода в «тень»[102].

Таким образом, неформальные правила могут возникать двояким образом. Во-первых, как дополнение к формальным предписаниям, заполнение институциональных пустот. А во-вторых, неформальные правила зачастую выполняют и роль альтернативы, своего рода па­раллельного мира, действующего наряду с миром формальной экономики[103]. Так, например, в одной из последующих глав мы увидим, как параллельно с «белыми» (законными) схемами таможенного оформления грузов работают альтернативные «серые» (полузакон­ные) и «черные» (незаконные) схемы ведения бизнеса.

Резюме

Вскоре мы вернемся к вопросу о связи формальных и неформальных правил. А пока еще раз зафиксируем более общую принципиальную связь структурных и институциональных элементов рынка. Экономические и неэкономические ресурсы в хозяйственном процессе воплощаются в разных формах капитала. Доступ к ним регулируется правами собственности — легитимными притязаниями на ресурсы и доходы. Узурпация этих прав становится основой для образования хозяйственных организаций, отделяющих себя от «неорганизован­ного» рынка. Интеграция этих организационных структур оформляется с помощью управленческих схем, включающих функциональные, организационно-правовые и финансовые связи.

Из устойчивых связей между независимыми участниками рынка вырастают деловые сети, обладающие разной конфигурацией, плотностью и другими свойствами. На их основе формируются особые правила обмена, связанные с установлением избирательного сродства между партнерами, заключением контрактных и неконтрактных сог­лашений, публичными и частными способами их поддержания. Так формируется социальное пространство рынков, в котором осуществ­ляются мотивированные хозяйственные действия, вырабатываются деловые стратегии и концепции контроля.

 

Раздел III

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ
ДИНАМИКА
РЫНКОВ

     
 
 
   


Вопрос о том, как возникают и изменяются институты, несомненно, является одним из основных для всех экономических и социальных наук. Причем, несмотря на множество плодотворных усилий, этот вопрос об основаниях институциональной динамики по-прежнему далек от законченного решения. Мы были бы слишком наивны и самонадеянны, если бы заяви­ли, что намерены (наконец-то!) решить его в данной работе. Скорее мы рассчитываем внес­ти свой посильный вклад в его обсуждение.

Данный раздел начинается с анализа проб­лематики хозяйственного действия, здесь речь пойдет о деловых стратегиях и концепциях контроля над рынком. Затем будут рассмотрены сложные механизмы институциональной динамики, связанные с возникновением и подстройкой институтов.

 
 

Глава 6

ДЕЛОВЫЕ СТРАТЕГИИ
И КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛЯ

Институты рынка навсегда останутся абстрактными предписани­ями, если не наполнятся энергией живой хозяйственной деятельности. И именно действия участников рынка следует рассматривать как ключ к раскрытию тайн институциональной динамики.

Хозяйственное действие будет пониматься нами в классическом веберовском смысле как форма социального действия. Это форма деятельности, которая, во-первых, содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство; во-вторых, по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия[104]. Для содержательной характеристики действий участников рынка мы используем три основных понятия — хозяйственной мотивации, деловой стратегии и концепции контроля. Исходная логика предлагаемой исследовательской схемы такова. Институциональные элементы рынка представляют собой совокупность ограничений, которые воздействуют на структуру индивидуальных мотивов участников рынка, определяя формы, в которых выступают эти мотивы. Комбинация мо­тивов становится одним из ключевых элементов индивидуальной деловой стратегии — устойчивой линии поведения той или иной компании. А деловые стратегии ведущих участников рынка, в свою очередь, становятся основой концепций контроля, которые выступают как совокупность общих требований к тому, как следует вести себя на рынке. Они возвращают нас к институциональным элементам и, тем самым, замыкают схематический контур (см. рис. 6.1).

Поскольку основные институциональные элементы нами уже рассматривались в предыдущей главе, мы пройдем по другим блокам заданной исследовательской схемы, начав со структуры хозяйственной мотивации.