ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

1. Пантелеев А.С. Прочие доходы и расходы: бухгалтерский и налоговый учет, отражение операций в МСФО. Практическое пособие. Омега-Л, 2010 - http://www.biblioclub.ru/book/54701/.

2. Диркова Е.Ю. Инкубатор для бухгалтера. От нуля до баланса. Самоучитель. Эксмо, 2009 - http://www.biblioclub.ru/book/45467/.

3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика. Учебник. Юрайт, 2011 - http://www.biblioclub.ru/book/57773/.

Дополнительная литература

1. Журналы: Бухгалтерский учет, Расчеты, Главбух, Практическая
бух­галтерия, Двойная запись, Главная книга, Московский бухгалтер
и другие.

2. Газеты: Финансовая газета, Экономика и жизнь, Учет, налоги,
право, Бухгалтерская газета и другие.

 

 

Интернет-ресурсы

1. Аудит и финансовый анализ. http://auditfin.com/

2. Бухгалтерский учет и налоги. Документы. Комментарии. Методические рекомендации. http://www.buhnalog.ru/annotations/

3. Практический журнал по управлению финансами компании

«Финансовый директор». http://www.fd.ru/archive.htm

4. Экономика и математические методы. http://www.cemi.rssi.ru/emm/home.htm

5. Официальное – Интернет представительство Президента Российской Федерации. Банк документов, подписанных Президентом России. http://document.kremlin.ru/

6. Интернет-портал Правительства Российской Федерации. Банк данных «Нормативные документы» Правительства Российской Федерации. http://gov.consultant.ru/

  1. Портал Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, http://www.economy.gov.ru/wps/portal
  2. База данных нормативных и правовых документов Минэкономразвития России,

http://merit.consultant.ru/

  1. Специальные режимы налогообложения.

http://www.naloguchet.ru/article.phtml?code=361&words

  1. Конституционный суд Российской Федерации. http://www.ksrf.ru/
  2. Банк данных, копий официальных публикаций, правовых актов Конституционного суда Российской Федерации, http://lib.ksrf.ru/
  3. Высший арбитражный суд Российской Федерации, http://www.arbitr.ru/
  4. База данных «Документы Высшего арбитражного суда Российской Федерации».

http://arbc.consultant.ru/

  1. Федеральный арбитражный суд Центрального округа, http://www.fasco.debryansk.ru/
  2. Арбитражный суд города Москвы, http://www.msk.arbitr.ru/
  3. Банк данных «Копии судебных актов: Арбитражный суд города Москвы»,

http://msk-arbitr.consultant.ru/

  1. Еженедельная профессиональная газета «Учет. Налоги. Право».

http://www.gazeta-unp.ru/

Программное обеспечение

– пакеты прикладных программ: «Инфо-Бухгалтер» ; «1С: Предприятие 8.2.».

Базы данных, информационно-справочные

и поисковые системы

– Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийная техника, компьютерные классы, интерактивные доски.

 

 

2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ

по дисциплине «Практикум по бухгалтерскому учету часть 1»

 

2.1. Методические рекомендации по подготовке к семинарам по дисциплине «Практикум по бухгалтерскому учету часть 1»

Цель семинарских занятий:

- развитие навыков и компетенций работы в команде и самостоятельной исследовательской деятельности;

- отработка навыков аргументированной защиты выводов и предложений.

- углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе са­мостоятельной работы;

- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом;

- привить будущим бакалаврам навыки поиска, обобщения и изложения учеб­ного материала в аудитории, развить навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

- выработать умение формулировать, обосновывать и излагать соб­ственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.

Выбор тем семинарских занятий обосновывается методической взаимосвязью с программой курса и строится на узловых темах. Планы семинарских занятий подготовлены в соответствии с ФГОС и программой курса.

Семинарские занятия могут проходить в различной форме: обсуждение обозначенных планом вопросов, решение и обсуждение задач и тестов, дискуссии, рассмотрение конкретных ситуаций, проектирование и моделирование различных видов и компонентов профессиональной деятельности, составлением на основе заданных параметров отчетных форм, работой с нормативно-правовой базой, развитием навыком принятия финансовых решений, а также в интерактивной форме.

Желательно при подготовке к семинару придерживаться следующих рекомендаций:

  1. При изучении нормативной литературы, учебников, учебных пособий, конспектов лекций, интернет-ресурсов и других материалов необходима его собственная интерпретация. Не следует жёстко придерживаться терминологии лектора, а правильно уяснить сущность и передать её в наиболее удобной форме.
  2. При изучении основной рекомендуемой литературы следует сопоставить учебный материал темы с конспектом, дать ему критическую оценку и сформулировать собственное умозаключение и научную позицию. При этом нет необходимости составлять дополнительный конспект, достаточно в основном конспекте сделать пояснительные записи (желательно другим цветом).
  3. Кроме рекомендуемой к изучению основной и дополнительной литературы, студенты должны регулярно (не реже одного раза в месяц) просматривать специальные журналы, а также интернет-ресурсы, сообщать на семинарах и обсуждать информацию, которую содержат новейшие публикации по основным вопросам, изучаемым в рамках учебной дисциплины. Ряд вопросов учебного материала рассматриваются на семинарских занятиях в виде подготовленных студентами сообщений, с последующим оппонированием и обсуждением всей группой. Семинары по отдельным темам проходят с обязательным решением ситуационных задач, которые выдаются преподавателем на занятии.

Своевременная и качественная подготовка к семинару и выполнение заданий является необходимым условием итоговой аттестации по курсу.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» поднимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« i nter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Ведущий (преподаватель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.

Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий в работе со студенческой группой:

• Повышение эффективности занятий, интереса студентов к деятельности куратора.

• Формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен).

• Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).

• Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Принципы работы на интерактивном занятии:

• Занятие – не лекция, а общая работа.

• Суммарный опыт группы больше опыта тренера.

• Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

• Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

• Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

• Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1. Подготовка занятия

2. Вступление:

2.1. сообщение темы и цели занятия

3. Основная часть:

1. пассивное позиционирование (выяснение позиций участников) с фиксациями (Здесь есть одна сторона представления - только позиция аудитории).

2. сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает - формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Мы производим объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции и создаем из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если мы имеем дело с огромной аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации).

3.3. интерактивное позиционирование (Здесь есть три стороны - набор позиций аудитории, смыслообразование и создание нового набора позиций. Четыре этапа интерактивного позиционирования - 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Выводы (рефлексия)

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия.

• Ведущий (куратор, педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.

• Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».

– Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.

– Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.

Примерные правила работы в группе:

• Быть активным.

• Уважать мнение участников.

• Быть доброжелательным.

• Быть пунктуальным, ответственным.

• Не перебивать.

• Быть открытым для взаимодействия.

• Быть заинтересованным.

• Стремится найти истину.

• Придерживаться регламента.

• Креативность.

• Уважать правила работы в группе.

• Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».

– Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели).

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

• Участники занятия, выбор темы:

• Возраст участников, их интересы, будущая специальность.

• Временные рамки проведения занятия.

• Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

• Заинтересованность группы в данном занятии.

• Перечень необходимых условий:

• Цель занятия.

• Раздаточные материалы.

• Техническое оборудование.

• Участники.

• Основные вопросы, их последовательность.

• Практические примеры из жизни.

• Что должно быть в каждом занятии:

• Уточнение проблем. Которые предстоит решить.

• Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).

• Перспектива реализации полученных знаний.

• Практический блок.

• Раздаточные материалы:

• Программа занятия.

• Раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

• Структурируйте материал.

• Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.

• Используйте простые слова, простые предложения.

 

Интерактивные формы обучения.

Учебная дискуссия

Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.

Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.

Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся — отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда необходимость управляемости педагогом процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи педагога.

В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.

Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.

Case-study

— анализ конкретных практических ситуаций (case-study — англ. яз., Fallstudie — нем. яз.)

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике повышения квалификации руководящих кадров метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (Teamarbeit), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.

Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.

Подводя итог анализу метода case-study, необходимо отметить значимость этого метода для формирования специальной, методической и коммуникативной компетенции у слушателей в:

• установлении межпредметных связей;

• аналитическом и системном мышлении;

• оценке альтернатив;

• презентации результатов проведенного анализа;

• оценке последствий, связанных с принятием решений;

• освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия коммерсантов. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера студент должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

• Подготовительный этап;

• Ознакомительный этап;

• Аналитический этап;

• Итоговый этап.

На первом этапе преподаватель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

• Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних студентов;

• Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей студентов, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;

• Содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты.

• Студентам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации. Преподаватель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся в определенной области. Знакомит студентов с содержанием конкретной ситуации, индивидуально или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

Анализ в групповой работе начинается после знакомства студентов с предоставленными фактами, и предлагаются следующие рекомендации:

• выявление признаков проблемы;

• постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;

• различные способы действия;

• альтернативы и их обоснование;

• анализ положительных и отрицательных решений;

• первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Результативность мною используемого метода увеличивается благодаря аналитической работе студентов, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым студентом.

Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. Что позволяет студентам развивать умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому коммерсанту, особенно в современной рыночной экономике. Особенностью моего метода является то, что, перенося условия проведения урока на производство интерактивный метод не теряет своей актуальности.

Практикум

Практикум в высших учебных заведениях: система практических занятий по какому-нибудь учебному предмету, его можно проводить в виде семинаров, в этом случае он называется семинар-практикум.

Цель семинара-практикума – познакомить студентов с методологией и основными этапами проведения прикладных экономических исследований, дать практические навыки работы над исследованием с использованием реальных задач.

Семинар –практикум выполняет функцию углубления знаний, становления умений и навыков, способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний, а также стимулирует познавательную деятельность студентов.

Готовясь к занятию, учащиеся заранее повторяют необходимые для проведения практикума теоретические сведения.

Обычно выделяют следующие этапы практикума:

1) объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы;

2) пробное выполнение работы, во время которого 1–2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом;

3) выполнение работы каждым студентом самостоятельно;

4) контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения.

Во время практикума у студентов вырабатываются такие качества, как тщательность организации трудового процесса, хозяйственность, экономность, умение контролировать время и т. д.

 

 

Планы практических (семинарских) занятий по дисциплине «Практикум по бухгалтерскому учету часть 1»

 

Программа проведения семинарских занятий

Тема семинарского занятия № 1: «Хозяйствующие субъекты экономики» (4 часа)

Перечень формируемых и развиваемых компетенций: ОК-5; ПК-4, ПК – 5; ДПК - 3.

Интерактивные формы проведения семинара:семинар-практикум иучебная дискуссия (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Сравните требования предъявляемые действующим законодательством к разным организационно-правовым формам при их создании и дальнейшей работе.

2. Проведите сравнительный анализ на основании полученных данных в ходе практической работы.

3. Сделайте выводы и определите схожесть и различия в создании разных организационно-правовых форм.

 

Задания к семинару:

Семинар проводится в виде выполнения практической работы с использованием нормативных документов расположенных в справочно-правовой системе : «Консультан +» с дальнейшем обсуждением выполненной работы.

Студенты самостоятельно распределяются на три группы в равном количестве. Преподаватель определяет каждой группе с каким нормативным документом ей придется работать. Например :

1-я группа работает с Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Закон об обществах с ограниченной ответственностью» (в действующей редакции);

2-я группа работает с Федеральным законом от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Закон об акционерных обществах» (в действующей редакции);

3-я группа работает с Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в действующей редакции).

Студенты должны заполнить недостающие ответы в таблице (см. раздел УМК 2.3. «Задачи для текущей самостоятельной работы студентов») Задача № 1.

Студенты внутри группы распределяют вопросы на которые им необходимо ответить в процессе подготовки практической работы.

По завершении работы студенты приступают к обсуждению полученных результатов и отвечаю на вопросы семинара № 1.

В процессе выполнения самостоятельной работы студентами преподаватель контролирует деятельность студентов, в дальнейшем принимает ее и оценивает учитывая качество, скорость и правильность выполнения. Обязательно преподавателем отмечаются такие факторы студентов как умение работать в команде.

 

Тема семинарского занятия № 2: «Системы нормативного обеспечения бухгалтерского учета – справочно-правовыми информационными системами.» (4 часа)

Перечень формируемых и развиваемых компетенций: ОК-5; ПК-4, ПК – 5; ДПК - 3.

Интерактивные формы проведения семинара: семинар-практикум и учебная дискуссия (4 часа)

Задания к семинару:

Семинар проводится в виде выполнения практической работы с использованием информационно бухгалтерских систем (ИБС) 1С: Предприятие 8.2. и «Инфо-предприятие». Практическая работа проводится с использованием демонстрационной базы данных каждой из программ.

Для ответа на вопросы семинара №№ 3 и 4 студентам необходимо разделиться на группы по три человека и занять место у компьютера. В этой группе состоящей их трех человек один выполняет функции генерального директора, второй главного бухгалтера, а третий зав.склада организации, основным видом деятельности которой является торгово-закупочная деятельность, оптовая продажа. Задача у этих должностных лиц заключается в том, что им необходимо выбрать для предприятия на котором они работают бухгалтерскую программу, чтобы она отвечала требованиям необходимым для эффективной работы на всех участках автоматизированного учета. Должностные лица, каждый со своей точки зрения должен оценить преимущества и увидеть недостатки двух программ, соответственно сравнив их работу.

Для удобства сравнения ИБС каждому студенту предлагается взять по два чистых листа и расчертить по следующему шаблону:

1 лист

Достоинства ИБС
Необходимые параметры для отбора программы 1С:Предприятие 8.2. «Инфо-предприятие»
     
     

 

2 лист

Недостатки ИБС
Необходимые параметры для отбора программы 1С:Предприятие 8.2. «Инфо-предприятие»
     
     

 

и в ходе работы с программами вносить свои пометки в необходимый раздел. Для внесения пометок необходимо определить функции каждого должностного лица в группе:

Функции генерального директора: он должен рассматривать обе программы с точки зрения руководителя организации, который должен приобрести бухгалтерскую программу, обеспечивающую его получением следующей оперативной информацией:

- Сколько денежных средств находится на расчетном счете и в кассе предприятия?

- Какая сумма дебиторской и кредиторской задолженности на текущий момент?

- Какой период образования задолженности (по срокам давности)?

- Можно ли провести сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности автоматически?

- Какое состояние платежей по кредитам и займам и уплате процентов?

- Какие основные средства введены в эксплуатацию, а какие находятся на складе?

- Какие нематеральные активы есть на предприятии?

- Какие финансовые вложения есть на предприятии?

- Какие товары и материалы есть на предприятии?

- Произведены ли расчеты с учредителями и в каком объеме?

Функции главного бухгалтера: он должен рассматривать обе программы с точки зрения финансового работника отвечающего за ведение бухгалтерского и налогового учета, а т.же составление бухгалтерской и налоговой отчетности. Для обеспечения данных функций главный бухгалтер рассматривает программы, чтобы они отвечали следующим критериям:

- Возможности ведения бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой предприятия;

- Легкостью ввода данных в первичные документы и получение этих данных на бумажных носителях и в электронном виде;

- Возможностью автоматизировано и оперативно составлять акты выполненных работ и акты сверки с хозяйствующими субъектами;

- Возможность оперативного получения оборотных ведомостей и журналов ордеров;

- Возможность оперативного составления бухгалтерского баланса, налоговых отчетных форм и отчетных форм во внебюджетные фонды;

- Соответствие всех отчетных форм требованиям действующего законодательства;

- Возможность ограничения прав доступа сотрудников к финансовой информации;

- Возможностью не трудоемко вносить исправление ошибок в первичные документы;

- Возможность легко получить помощи по работе с программой;

- Возможность легкой настройки любого участка бухгалтерии;

- Возможность легко сохранить данные базы.

Функции зав. склада: он должен рассматривать обе программы с точки зрения складского работника, который должен оперативно вводить данные по поступлению товаров и материалов в дальнейшем вести их учет и отгрузку, для выполнения данных функций зав. складу необходимо от ИБС :

- Возможность достаточно легко заполнять карточку на поступившие ТМЦ ;

- Возможность указывать в карточке полную информацию (параметры) ТМЦ;

- Создавать в достаточном количестве группы и подгруппы на ТМЦ;

- Возможность оперативного поиска ТМЦ;

- Возможность распределения ТМЦ по материально-ответственным лицам;

- Возможность получать данные по инвентаризации в электронном виде;

- Возможность печатать прайс-листы автоматически;

- Возможность составлять необходимые отчеты по складу в разрезе ТМЦ, местам хранения и материально-ответственным лицам.

В группе из трех человек студенты самостоятельно распределяют должности между собой.

Преподаватель используя демоверсии бухгалтерских систем (ИБС) 1С: Предприятие 8.2. и «Инфо-предприятие», демонстрирует структуру интерфейса каждой ИБС, рассказывает о конфигурации программы для автоматизации бухгалтерского учета, для того чтобы у студентов сложилось общее представление о системе программ (запуск программы, режим работы, структура интерфейса, главное меню, помощь и подсказка по работе с программой, общие принципы работы). Дальше преподаватель рассказывает об общих принципах ведения учета: план счетов бухгалтерского учета, соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета, формирование проводок, возможность формирования проводок вручную, работа с документами, проведение типовых операций и получение отчетов.

По завершении работы студенты приступают к обсуждению полученных результатов.

 

Тема семинарского занятия № 3: «Учетная политика предприятия» ( 6 часов)

Перечень формируемых и развиваемых компетенций: ОК-5; ПК-4, ПК – 5; ДПК - 3.

Интерактивные формы проведения семинара: семинар-практикум и учебная дискуссия (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Найдите схожесть и отличие формирования учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, сравнив этапы формирования данных документов.

 

Проведение данного семинара разделено на три этапа:

1 этап (2 часа) – Семинар проводится в аудитории оснащенной компьютерным оборудованием, мультимедийной техникой, с применением справочно-правовой системы «Консультант +» и доступом в интернет. На первом этапе, студенты используя полученные в ходе обучения теоретические знания, обсуждают с преподавателем все этапы формирования учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета. Для обсуждения данного вопроса студенты могут использовать справочно-правовую систему «Консультант +» и другие поисковые системы.

2 этап (2 часа) - Семинар проводится в интерактивной форме в аудитории оснащенной компьютерным оборудованием, мультимедийной техникой, с применением справочно-правовой системы «Консультант +» и доступом в интернет. На втором этапе студенты выполняют самостоятельную работу по формированию учетной политики предприятия. Для выполнения данной работы студенты должны разделиться на две равные группы. Одна группа составляет учетную политику для целей бухгалтерского учета, а вторая группа составляет учетную политику для целей налогового учета по шаблону приведенному в Задаче № 2 (см. раздел УМК 2.3. «Задачи для текущей самостоятельной работы студентов»). По окончании выполнения самостоятельной работы студенты анализируют принятые решения по формированию учетной политики, обсуждают все этапы формирования учетной политики и высказывают мнение почему они выбрали тот или иной метод учета аргументировано доказывая его оптимальность. В процессе обсуждения принятых методов учетной политики студенты отвечают на вопрос семинара.

 

3 этап (2 часа) – семинар –практикум проводится в виде выполнения практической работы каждым студентом самостоятельно с использованием информационно бухгалтерской системы (ИБС) 1С: Предприятие 8.2. Студенты выполняют Задачу № 3 (см. раздел УМК 2.3. «Задачи для текущей самостоятельной работы студентов»).

 

Тема семинарского занятия № 4: «Организация учета собственного капитала и финансовых результатов» ( 4часа)

Перечень формируемых и развиваемых компетенций: ОК-5; ОК-13; ПК-4, ПК – 5; ДПК - 1.

Интерактивные формы проведения семинара: семинар учебная дискуссия и семинар-практикум (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как организуется учет уставного капитала в зависимости от организационно-правовой формы собственности?

2. Как определяется стоимость товарно-материальных ценностей при поступлении в счет вклада в уставный капитал и какими документами оформляется поступление ТМЦ от учредителя на предприятии?

3. Расскажите процедуру начисления и выплаты доходов (дивидендов) от участия в уставном капитале.

Для выполнения данного задания студенту необходимо воспользоваться следующей нормативной литературой:

- Федеральный Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в действующей редакции);

- Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;

- Таблица № 1 выполненная на семинаре № 1.

- Налоговый кодекс РФ ст. 43;

- Гражданский кодекс РФ ст. 90, 96, 99, 100;

- 25 положений по бухгалтерскому учету: сб. док.-М.: Издателство «Омега-Л», 2012 г.

- ПБУ 1/2008 «Учетная политика предприятий» (в действующей редакции);

- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (в действующей редакции);

- ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (в действующей редакции);

- ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (в действующей редакции);

- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (в действующей редакции);

- Приказ Министерства финансов РФ от 13.10.2003 г. № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»;

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119.

 

Задания к семинару:

Данную практическую работу студенты выполняют в аудитории с использованием информационно бухгалтерской системы (ИБС) 1С: Предприятие 8.2. Студентам необходимовоспользоваться условиями сквозной задачи Ситуация 1 (см. раздел УМК 2.3. «Задачи для текущей самостоятельной работы студентов»). И сформировать данные на учредителя ООО «Спектр» Сафронова С.С. в бухгалтерской программе. Студенты должны составить проводки в журнале хозяйственных операций, после чего сформировать баланс. После ручного оформления проводок, данные по учредителям вводятся в программу «1С: Предприятие 8.2» и формируем баланс.

Хозяйственные операции:

 

№ проводки Содержание хозяйственной операции Сумма (в руб.) Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Отражена задолженность учредителя в счет вклада в уставный капитал