Программа и цели преподавания римского права

Введение

 

Под термином "римское право" (jus Romanorum, jus romanum) понимается правовой порядок, существовавший в римском государстве от основания Рима (753 или 754 гг. до н. э.) до смерти императора Юстиниана (565 г. н. э.).

Исходя из принципов исторического материализма, в качестве предмета римского права системно рассматриваются (1) элементы истории римского государства, источников римского права и элементы институтов римского права — правовые установления частного права во время существования Рима. Таким образом, на основе конкретного исторического материала и в зависимости от общественно-экономических отношений в Риме, рассматриваются сферы государственного устройства, источников права, развития правовых установлений и все другие сферы правовой жизни.

а) Программа римского права.

Римское государство существовало полных 13 веков (от VIII в. до н. э. до VI в. н. э.). Право римского государства из права небольшой, неразвитой скотоводческо-аграрной общины трансформировалось в правовой порядок Римской империи, которая охватывала большую часть тогдашнего цивилизованного мира. Римское право стало самой совершенной системой права, основывающегося на "чистой частной собственности" (2). Позднее, в средние века и в новое время, потеснив партикулярное феодальное право, римское право повторно было принято как позитивное право в большей части Европы. Во время либерального капитализма римское право послужило источником создания гражданских законодательств.

Программа преподавания римского права охватывает и вводные вопросы, касающиеся источников по истории римского государства и римского права (3) на основе фактов общественно-экономического развития Рима. Именно в таком ключе и предстает материя, которую римские юристы обозначили как jus publicum и jus privatum.

Jus publicum, или публичное право, обозначало собрание правовых норм, которые "ad statum rei romanae spectant" (4) касались правового положения римского государства.

Jus privatum, или частное право, содержало правовые нормы, регулирующие отношения между физическими или юридическими лицами. Privatum jus est quod ad singulorum utilitatem pertinet (5), — частным является право, которым пользуются отдельные лица. Согласно римским юристам, частное право делилось на три части: omne autem jus quo utimor vel ad personas pertinet, vel ad res, vel ad actiones (6); все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам.

Jus quod ad personas pertinet охватывало правовые нормы, которыми регулировались личные права и личные отношения между жителями римского государства.

Jus quod ad res pertinet охватывало правила об имущественных отношениях между лицами, являющимися носителями имущественных правомочий.

Jus quod ad actiones pertinet охватывало правовые отношения, которые регулировали защиту субъективных прав личного и имущественного характера.

Программа преподавания римского права не охватывает философские объяснения и идеологические положения римских юристов о государстве и праве. Древние римские юристы определяли государство как "res publica" — организацию, существующую для защиты всех жителей, а право как "ars boni et aequi" (7) — искусство добра и справедливости. Так, Ульпиан приводит три основных требования права: живи честно, не вреди другому, воздавай каждому свое (honeste vivere, alterum non ledere, suum cuique tribuere). (8) Такая позиция римских юристов не означала, что римское государство и римское право не были классовыми категориями. Напротив, они отвечали моральным представлениям господствующего класса и защищали его интересы. Мораль и устремления подчиненного класса были противоположны морали и устремлениям господствующего класса. Поэтому, в глазах подчиненного класса и некоторых рабовладельцев, "summum jus summa saepe injuria" (9) — наивысшее право нередко является наивысшей несправедливостью, точнее, инструментом классового насилия.

б) Цели преподавания римского права. — Существовала точка зрения, что римское право не должно включаться в учебные программы наших юридических факультетов, ибо это право основывается на постулатах, неприемлемых для социалистического общества (рабство, частная собственность, эксплуатация).

Однако преобладает иная точка зрения, основывающаяся на значении, которое имело римское право от античности до наших дней. Констатируется, что это важная историко-правовая дисциплина, которую необходимо изучать на юридических факультетах. Римское право своим содержанием и техническим "совершенством", отвечало потребностям не только римского, но и капиталистического общества. Так как римское право частично существовало и при феодализме и является источником канонического права, это дает основание рассматривать и его влияние на феодальную общественно-экономическую формацию. Было бы ошибкой связывать значение римского права лишь с досоциалистическими общественно-экономическими формациями, ведь важнейшая его часть — обязательственное право, регулирующее правовые отношения между независимыми производителями товаров, сохраняется в самых современных законодательствах, потому что обязательственное право основывается не только на частной собственности, но и на товарном производстве и обмене. Таким образом, социалистическое общество имеет серьезные причины, даже потребность, обратить внимание на изучение римского права.

В римском праве была выработана научная терминология, которая стала общеюридической терминологией, так что посредством римского права молодые юристы овладевают юридическим языком, знакомятся с основными правовыми институтами и юридическими терминами.

Римское право отлично от права современных правовых систем и тем, что это право основано не на абстрактных правовых установлениях, а на отдельных случаях, взятых из повседневной жизни. Это позволило римскому праву максимально развить технику анализа правовых понятий и институтов. Поэтому это право называют лабораторией юристов. На примере римского права можно проследить, как устанавливается единый политический и правовой порядок, какими механизмами право связывается с реальностью, каково отношение между правом и хозяйством и т. д. Римское право — это эксперимент, который поставила жизнь.

Можно заключить, что если даже римское право не представляет практического интереса, то уже как значительное культурное наследие минувшего (10) оно имеет огромную ценность и поэтому является предметом, достойным изучения.