Научные открытия О.Ю.Шмидта

Все знают Отто Юльевич Шмидтa, как путешественника и исследователя, 10 лет положившего на освоение Арктики во главе экспедиции Института по изучению Севера. Но это еще был и талантливый математик, блестящий организатор, член Наркомпроса, альпинист. Он раньше всех понял значение Севера для страны, экономические и научные возможности, которые открывает изучение Арктики, доказал, что надо тратить ресурсы и научные силы на ее освоение, и что это даст необходимый экономический и научный рост. Отто Юльевич Шмидт первым создал научную станцию, первым прошел Северным Морским путем, зимовал на льдине, создал дрейфующую станцию, первым побывал на Северном полюсе, был правительственным комиссаром Земли Франца-Иосифа, возглавлял Главсевморпуть, Арктический институт. О.Ю.Шмидт разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака. Так же им были написаны труды по высшей алгебре (теории групп). Наш земляк был одним из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-1942). В 1930-1934 годах руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов» , «Сибиряков» и «Челюскин» . В 1930—1932 гг. директор Всесоюзного арктического института, в 1932—1938 гг. начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) С 28 февраля 1939 года по 24 марта 1942 года был вице-президентом АН СССР. В 1929 г. руководил на ледокольном пароходе "Г. Седов" экспедицией, которая водрузила советский флаг на Земле Франца-Иосифа, организовала на о. Гукера постоянную научно-исследовательскую станцию, исследовала северную часть Земли Франца-Иосифа. В 1930 г. снова плавал на "Г. Седове", причем в северной части Карского моря были открыты о-ва Визе, Исаченко, Воронина и Шмидта. В 1932 г. на ледокольном пароходе "Сибиряков" впервые в истории перешел Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский. С октября 1933 г. начался ледовый дрейф "Челюскина", закончившийся (13 февраля 1934 г. ) гибелью парохода. Все люди (за исключением одного) спаслись на льдине, где возник дрейфующий "Лагерь челюскинцев". Правительственная комиссия под председательством В. В. Куйбышева к 13 апреля закончила спасение всех челюскинцев, главным образом па самолетах, причем заболевший О. Ю. Шмидт по приказанию комиссии был вывезен 11 апреля 1934 г. В конце 40-х годов создал новую теорию возникновения планет и их спутников.

Охарактеризуйте стратегическую внешнеполитическую позицию советского правительства, в том числе по отношению к БССР, используя выдержку из ноты посла СССР в США А.А. Громыко 25 марта 1941 г.

«…Советское правительство… считает уместным напомнить о заявлении г-на Черчилля на заседании в Крыму о том, что не логично приглашать на конференцию в Сан-Франциско все малые страны, которые почти ничего не сделали для победы и только теперь, в последний момент, объявили войну, и в то же время откладывать приглашение двух советских республик, принесших столь большие жертвы в борьбе с Германией».

Наша страна стала одним из учредителей и членов Организации Объединенных Наций - международной организации, созданной для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

На Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19-30 октября 1943 г.) было принято решение о создании в послевоенный период Международной организации безопасности, основанной на принципах суверенного равенства всех государств. Руководители трех великих государств на Тегеранской конференции (ноябрь-декабрь 1943 г.) подтвердили это решение об основании после войны авторитетной международной организации, которая бы решала важнейшие проблемы международных отношений и выступила гарантом мира и безопасности.

СССР и его западные союзники по антигитлеровской коалиции (США и Великобритания) были озабочены тем, чтобы как можно обоснованно защитить свои интересы в будущей организации и достигнуть наличия в ней определенного количества голосов. Советское руководство, чтобы укрепить позицию страны на международной арене через «множественное представительство» своих союзных республик, начало издавать их собственные наркоматы иностранных дел. В октябре 1943 г. советское правительство поставило перед союзниками вопрос о том, чтобы в комиссии Объединенных Наций по военным преступлениям индивидуальное членство получили 7 союзных республик, которые понесли наибольшие потери в войне. США и Великобритания к этой инициативе отнеслись отрицательно и свою позицию аргументировали тем, что республики - члены СССР и не имеют конституционного основания для международной деятельности. Отказ США и Великобритании побудил советское правительство вернуть республикам внешнеполитические полномочия, которые те делегировали в свое время советскому центру.

Руководство СССР хорошо понимало необходимость надлежащего представительства на международной арене и решает срочно исправить положение. Проблема рассматривается на январском (1944 г.) Пленуме ЦК ВКП(б). Правовой базой для выхода союзных республик на международную арену стал закон Верховного Совета от 1 февраля 1944 г. «О предоставлении союзным республикам полномочий в сфере внешних сношений и о превращении в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». Закон предоставил союзным республикам вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать международные соглашения, участвовать в международных конференциях, обмениваться дипломатическими представителями.

В марте 1944 г. на VI сессии Верховного Совета БССР 1-го созыва в Гомеле был создан союзно-республиканский Народный комиссариат иностранных дел. Его возглавил 1-й заместитель председателя СНК К.В. Киселев, проработавший наркомом до 1966 г. Получение союзными республиками прав в области внешних сношений председатель Глава советской делегации А.А.Громыко впервые предложил включить все 16 союзных республик в число первоначальных членов. Западные союзники сначала отвергли эту идею. Ф.Рузвельт направил И.В.Сталину и В.М.Молотову послание, отметив: «Предложение Громыко весьма обеспокоило меня и моих коллег. Оно подвергает опасности проект создания международной послевоенной организации». В ответном письме 7 сентября 1944 г. И.В.Сталин настаивал на упомянутой идее, подчеркнув конституционные права и исключительный вклад многих народов СССР в достижение победы над фашизмом. В письме, однако, отмечается, что, по крайней мере, две советские республики - Беларусь и Украина - по многим параметрам, в том числе параметром участия в войне, превосходят другие приглашаемые в ООН государства.

На Крымской конференции (4-11.02.1945 г.) советское правительство сняло требование членства для всех 16 союзных республик и обратилось с просьбой о включении в число государств-основателей организации трех либо, по меньшей мере, двух республик: Украины, Беларуси и Литвы. После острых дискуссий и политических маневров предложение СССР поддержал премьер-министр Великобритании У.Черчилль, а затем и президент США Ф.Рузвельт. Они рассматривали просьбу И.В.Сталина с учетом широкого понимания международной политики. Ф.Рузвельт и У.Черчилль посчитали своим моральным долгом допустить в организацию 2 первые указанные советские республики (вопрос о Литве в дальнейшем не поднимался), которые приняли на себя удар фашистской Германии, понесли наибольшие потери, но не покорились врагу и внесли значительный вклад в общее дело антифашистской коалиции.

Во время работы учредительной конференции Объединенных наций, которая будет созвана 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско, делегаты США и Великобритании поддержали предложение о допуске к первоначальному членству двух республик, а именно Украину и Беларусь. Однако на Учредительной конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (25.04-26.06.1945 г.) едва не разразился скандал. Еще в ходе ее подготовки госсекретарь США Стеттиниус заявил А.А.Громыко, что Украина и Беларусь не будут приглашены в ООН вместе с СССР. В последовавшей резкой переписке с В.М.Молотовым Стеттениус утверждал, что крымские обещания Вашингтона и Лондона проголосовать за принятие этих двух республик в ООН не означают, что так же поступят другие страны - участники конференции. Возникла угроза провалить вопрос с помощью подконтрольного США большинства голосов. Решительная тональность писем И.В.Сталина и В.М.Молотова У.Черчиллю и Г.Трумэну вынудила последних уступить. Сказалась также поддержка позиции СССР многими странами антифашистской коалиции. В.М.Молотов от имени правительств Украины и Беларуси сделал заявление, в котором высказалось их желание присоединиться к международной организации и принять участие в конференции. Заявление правительства Беларуси в адрес Сан-Францисской конференции подписали Председатель СНК П.К.Пономаренко и Народный комиссар иностранных дел К.В.Киселев.

После поддержки советского предложения главами делегаций США, Великобритании, Китая, Ирана, Франции, Бразилии, Чехословакии, Австралии конференция единогласно (47 голосами) постановила: включить Беларусь и Украину в число первоначальных членов организации.

30 апреля 1945 г. пленарное заседание Сан-Францисской конференции вновь единогласно приняло решение о приглашении делегаций Беларуси и Украины на конференцию. Президиум Верховного Совета назначил делегацию Беларуси на конференцию в составе К.В.Киселева (глава делегации). Г.И.Байдукова, А.Р.Жебрака, В.Н.Перцева, Ф.П.Шмыгова. Технический персонал делегации состоял из В.И.Формашева (консультант), М.Т.Лынькова (корреспондент), М.И.Петровой (переводчик).

1 мая 1945 г. генеральный секретарь Сан-Францисской конференции А.Хиса направил Наркому иностранных дел К.В.Киселеву телеграмму, в которой сообщил о решении конференции пригласить Беларусь стать полноправным членом международной организации и предложил немедленно прибыть представителям республики для участия в работе конференцию. Белорусская делегация имела полномочия подписать окончательный текст Устава международной организации по поддержанию мира и безопасности при условии его последующей ратификации в соответствии с законами Беларуси.

Правительственная делегация Беларуси 8 мая 1945 г. приступила к работе на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, в которой приняли участие 300 делегатов из 50 стран и около трех тысяч гостей.

Охарактеризуйте внутриполитическую атмосферу в БССР в послевоенный период и объясните отношение местного населения к репатриантам, используя выдержку из информации Председателя СНК БССР П.К. Пономаренко 20 октября 1945 г.

«…В Белоруссию возвратилось около 100 тысяч человек населения, насильно угнанного на работу в Германию.

Вместе с угнанными советскими гражданами возвращаются на родину и бывшие полицейские… и другие немецкие приспешники, бежавшие в Германию при отступлении немецкой армии.

Местное население – рабочие, колхозники и служащие – встречают репатриированных граждан с чувством теплоты и заботы, оказывает помощь в устройстве и налаживании жизни. Возвращающиеся немецкие прихвостни сталкиваются с ненавистью белорусского народа, не забывшего ужасов немецкой оккупации…»

Настал долгожданный час Победы. А вместе с ним и час окончательного расчета с захватчиками и перебежчиками.
Коллаборационисты-полицейские были одними из самых презираемых типов коллаборационистов в народе, особенно у русских, украинцев и белорусов, и тому были свои причины…

Коллаборационизм(от франц. collaboration — сотрудничество) — сотрудничество определенных лиц с германскими захватчиками в странах, оккупированных в годы Второй мировой войны.

Полиция, набранная из советских коллаборационистов, составляла почти 1/3 от всех советских коллаборационистов и составляла одну из трёх основных категорий. Другая категория — «добровольные помощники» («хиви» нем. Hilfswilliger, желающий помочь;) в подавляющем большинстве были безмолвными рабочими, поварами, конюхами, подсобным персоналом, высвобождающими немецкий вспомогательным персонал для передовой. «Хиви» вырывались из концлагерей военнопленных, основная масса их просто желала выжить. Последняя категория состояла из коллаборационистов-солдат: т.н. «восточных войск», «восточных легионов», подразделений «на службе войск СС» и др. Эти, как освобождались из голодных концлагерей, так и набирались на добровольной основе. Вклад коллаборационистов-солдат был более существенный, чем «хиви». Среди них можно были найти и «идейных» коллаборационистов – врагов коммунизма.

Отдельные явления коллаборационизма имели место и в Беларуси. В октябре 1941 г. была создана Белорусская народная самопомощь (БНС) во главе с И. А. Ермаченко, которая должна была заниматься вербовкой и вывозом населения на принудительные работы в «третий рейх», организацией военного дела, школьного образования, здравоохранением, культурой и пропагандой германского нацизма. Кроме того, коллаборационисты организовали Белорусское научное общество, белорусские профсоюзы и судебные структуры. При руководстве БНС была создана Центральная рада, члены которой назначались и увольнялись гауляйтером В. Кубэ. Действовали и местные органы БНС.

Для борьбы против партизан и подпольщиков БНС развернула работу по созданию воинской организации — Белорусского корпуса самообороны (БКС). Его командующим был назначен И. А. Ермаченко. 29 июня 1942 г. В. Кубэ объявил о его основании. Однако уже весной 1943 г. эта организация была ликвидирована германскими органами управления, посчитавшими, что БКС не выполнил возложенные на него задачи.