Развитие промышленности и транспорта.

В результате войны и преступлений немецко-фашистских

захватчиков белорусский народ лишился более половины

национального богатства. Были сожжены и превращены

в руины 209 го родов и городских поселков, 9200 деревень,

разрушено 10 338 заводов и фабрик, уничтожено 96 % элек-

трических мощностей. Большие потери понесли все виды

транспорта и связи.

 

Восстановление промышленности и других отраслей эко-

номики началось с осени 1943 г., когда часть территории на

востоке Беларуси была освобождена Красной Армией из-под

оккупации. В процессе дальнейшего освобождения территории

республики расширялся и фронт восстановительных работ.

В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР принял Закон о пяти-

летнем плане восстановления и развития народного хозяйства

республики на 1946—1950 гг.,явившемся составной частью

общесоюзного плана. К концу пятилетки промышленная про-

дукция БССР должна была не только достигнуть довоенного

уровня, но и превысить его, причем наиболее существенно —

в области машиностроения, энергетики, торфодобычи.

Выйти на довоенный уровень и превзойти его должны были все отрас-

ли экономики.

Чтобы выполнить столь крупномасштабную задачу, необхо-

димо было объединить огромные материально-сырьевые и чело-

веческие ресурсы в едином, хорошо организованном производ-

ственном процессе. Ситуация усложнялась тем, что Беларусь не

имела своих необходимых разведанных источников сырья (за

исключением богатых запасов торфа), а ее материально-техни-

ческая база оказалась почти полностью уничтоженной.

В этих условиях спасительным для Беларуси являлось то,

что почти все необходимое для развертывания восстановитель-

ных работ она получала из общесоюзных источников. Прави-

тельство СССР выделило значительные денежные средства на

восстановление народного хозяйства Беларуси и помощь насе-

лению. Наша республика получила много станков, металла,

строительных материалов, продуктов питания, одежды, обуви,

медикаментов.

Помощь Беларуси в восстановлении ее хозяйства оказыва-

ли другие республики СССР, избежавшие гитлеровской окку-

пации. Кроме того, согласно послевоенным международным

договоренностям республика получила определенную часть

германских репараций — выплат, частично компенсировавших

потери от войны.В республике в 1947 г. были выпущены первые автомобили-самосвалы МАЗ-205 на Минском автомобильном за-

воде. В 1950 г. начался серийный выпуск тракторов на Минском тракторном заводе,а в 1953 г. с его главного конвейера сошел первый колесный трактор «Беларусь».Был освоен выпуск велосипедов. Создавались новые крупные

предприятия легкой промышленности. Среди них Витебский

коврово-плюшевый комбинат и шелкоткацкая фабрика, Мин-

ский и Гродненский тонкосуконные комбинаты. Особенно высо-

кими темпами шло восстановление и развитие промышленности

в западных областях БССР. В 1950 г. выпуск промышленной

продукции здесь почти вдвое превысил уровень 1940 г.

В 1950 г. длина восстановленной железной дороги составила

93 % от довоенной. Были построены мосты, вокзалы, паровозные

депо. Развивался автомобильный транспорт. Полностью была вос-

становлена связь: предприятия почты, телеграф, телефон.

Определяющей в закреплении курса послевоенной модерни-

зации БССР стала пятая пятилетка (1951—1955). В результате

ее выполнения объем промышленного производства увеличился

в 2,1 раза, в том числе продукции машиностроения — в 3,6, хи-

мической и нефтехимической промышленности — в 3,5, элект-

роэнергетики — почти в три раза. Это был значительный успех

республики в решении задачи индустриализации. За годы пятой

пятилетки было построено и введено в эксплуатацию 1010 про-

мышленных предприятий, в том числе 150 крупных.