Развитие промышленности и транспорта.
В результате войны и преступлений немецко-фашистских
захватчиков белорусский народ лишился более половины
национального богатства. Были сожжены и превращены
в руины 209 го родов и городских поселков, 9200 деревень,
разрушено 10 338 заводов и фабрик, уничтожено 96 % элек-
трических мощностей. Большие потери понесли все виды
транспорта и связи.
Восстановление промышленности и других отраслей эко-
номики началось с осени 1943 г., когда часть территории на
востоке Беларуси была освобождена Красной Армией из-под
оккупации. В процессе дальнейшего освобождения территории
республики расширялся и фронт восстановительных работ.
В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР принял Закон о пяти-
летнем плане восстановления и развития народного хозяйства
республики на 1946—1950 гг.,явившемся составной частью
общесоюзного плана. К концу пятилетки промышленная про-
дукция БССР должна была не только достигнуть довоенного
уровня, но и превысить его, причем наиболее существенно —
в области машиностроения, энергетики, торфодобычи.
Выйти на довоенный уровень и превзойти его должны были все отрас-
ли экономики.
Чтобы выполнить столь крупномасштабную задачу, необхо-
димо было объединить огромные материально-сырьевые и чело-
веческие ресурсы в едином, хорошо организованном производ-
ственном процессе. Ситуация усложнялась тем, что Беларусь не
имела своих необходимых разведанных источников сырья (за
исключением богатых запасов торфа), а ее материально-техни-
ческая база оказалась почти полностью уничтоженной.
В этих условиях спасительным для Беларуси являлось то,
что почти все необходимое для развертывания восстановитель-
ных работ она получала из общесоюзных источников. Прави-
тельство СССР выделило значительные денежные средства на
восстановление народного хозяйства Беларуси и помощь насе-
лению. Наша республика получила много станков, металла,
строительных материалов, продуктов питания, одежды, обуви,
медикаментов.
Помощь Беларуси в восстановлении ее хозяйства оказыва-
ли другие республики СССР, избежавшие гитлеровской окку-
пации. Кроме того, согласно послевоенным международным
договоренностям республика получила определенную часть
германских репараций — выплат, частично компенсировавших
потери от войны.В республике в 1947 г. были выпущены первые автомобили-самосвалы МАЗ-205 на Минском автомобильном за-
воде. В 1950 г. начался серийный выпуск тракторов на Минском тракторном заводе,а в 1953 г. с его главного конвейера сошел первый колесный трактор «Беларусь».Был освоен выпуск велосипедов. Создавались новые крупные
предприятия легкой промышленности. Среди них Витебский
коврово-плюшевый комбинат и шелкоткацкая фабрика, Мин-
ский и Гродненский тонкосуконные комбинаты. Особенно высо-
кими темпами шло восстановление и развитие промышленности
в западных областях БССР. В 1950 г. выпуск промышленной
продукции здесь почти вдвое превысил уровень 1940 г.
В 1950 г. длина восстановленной железной дороги составила
93 % от довоенной. Были построены мосты, вокзалы, паровозные
депо. Развивался автомобильный транспорт. Полностью была вос-
становлена связь: предприятия почты, телеграф, телефон.
Определяющей в закреплении курса послевоенной модерни-
зации БССР стала пятая пятилетка (1951—1955). В результате
ее выполнения объем промышленного производства увеличился
в 2,1 раза, в том числе продукции машиностроения — в 3,6, хи-
мической и нефтехимической промышленности — в 3,5, элект-
роэнергетики — почти в три раза. Это был значительный успех
республики в решении задачи индустриализации. За годы пятой
пятилетки было построено и введено в эксплуатацию 1010 про-
мышленных предприятий, в том числе 150 крупных.