Занятие № 22 – 23

«Сущность содержания образования и его исторический характер» (4 часа)

Цель – показать роль образования в гармоническом развитии личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Философия и история образования как особая отрасль научного знания. Специфика историко-педагогических исследований. Образовательная практика, предусмотренная философией и историей образования.

2. Роль творчества ребенка, определяемая философией образования. Способы содействия развитию ребенка принимаемые и отвергаемые философией.

3. Сущность различий в социокультурных условиях развития педагогики античного общества и педагогики Дальневосточной цивилизации.

4. Элементы спартанского и афинского образования, используемые на современном этапе развития образования. Сходство между педагогическими взглядами Платона и Конфуция. Анализ взглядов Платона и Аристотеля.

5. Идеалы философского и риторического образования, созвучные сегодняшнему дню.

6. Основные предпосылки становления христианской педагогики. Связь педагогики эпохи Возрождения с пайдейей Платона и гуманизмом Цицерона. Педагогические идеи Ф. Рабле, Т. Мора, М. Монтеня, Э. Роттердамского, В. да Фельтре.

7. Педагогические механизмы, разработанные учеными и применимые в современных условиях.

8. Анализ «Великой дидактики» Я.А. Коменского. Идеи Коменского, нашедшие отражение в школьной практике.

9. Сущность педагогических взглядов И.Г. Гердера на образование как «возрастание к гуманности».

10. Сравнительная характеристика древнерусских педагогических идей X–XIII вв. и западноевропейских педагогических идей того же времени

11. Сравнительный анализ «Книги Притчей Соломоновых» и «Домостроя».

12. Сущность социокультурных процессов, определивших развитие отечественной педагогики в XVII в.

13. Последствия петровских реформ для дальнейшего развития отечественного образования.

14. Общее и особенное в интерпретации образования И.И. Бецким и Н.И. Новиковым.

15. Работа Песталоцци «Фрагмент об основах образования».

16. Трактовка Гербартом соотношения человеческой природы, влияния среды и воспитания в становлении личности.

17. Взгляды Спенсера на проблему нравственного воспитания.

18. Сравнительная характеристика принципа природосообразности воспитания у Коменского, Руссо, Песталоцци, Дистерверга.

19. Требования, предъявляемые Дистервергом к учителю, их актуальность сегодня.

20. Соотношение современного понимания педагогики как науки с ее трактовкой, предложенной Ушинским.

21. Педагогические идеи Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, используемые в практике современного образования.

22. Сравнение идеи Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля по проблеме свободного воспитания.

23. Педагогические подходы Корчака в формулировании собственной концепции организации воспитания детей.

24. Педагогические воззрения А. Нила, К.Н. Вентцеля, М. Монтессори.

25. Педагогические взгляды К. Роджерса.

26. Модификация парадигмы «школы учебы», «школы труда», «свободной школы» в рассматриваемый период в западной педагогике.

27. Педагогическая трактовка проблемы свободы воспитания детей В.В. Зеньковского.

28. Гуманизм В.А. Сухомлинского.

29. Наследие официальной советской педагогики и опыт работы массовой советской школы с точки зрения их гуманистического потенциала.

Задания:

Выполните и защитите творческую работу на предложенную тему:

1. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях.

2. В чем заключаются возможности концептуальных подходов к изучению историиобразования?

3. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход.

4. Идеи свободного развития в философии и истории образования.

5. Философские принципы А. Нила.

6. Вальдорфские школы Р. Штайнера.

7. Усиление мотивов индивидуализма в педагогических исканиях римских стоиков.

8. Платон – создатель идеала философского образования.

9. Сократ–создатель идеала риторического образования.

10. Феномен византийской образованности и его исторические судьбы.

11. Система рыцарского воспитания.

12. Создание моделей гимназического образования (Ф. Меланхтон, и. Штурм).

13. Особенности построения учебно-воспитательного процесса, обоснованные Я.А. Коменским. Анализ книги Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках».

14. Идеал воспитания Ж.Ж. Руссо.

15. Влияние общественного быта на воспитание детей в России.

16. Характеристикау учебного заведения XVII в. (на выбор).

17. Идеи развивающего и воспитывающего обучения Песталоцци и Гербарта.

18. Сущность национальных систем образования в странах Западной Европы и США (по выбору).

19. Как организовать современную школу, творчески используя идеи Ушинского.

20. Педагогические взгляды Н.И. Водовозова.

21. Концепция М. Монтессори.

22. Реформы образования в странах западной Европы в XX в.

23. Поиски новой модели школьного образования в США.

24. Нравственное воспитание школьников в наследии В.А. Сухомлинского.

25. Идея коллектива А.С. Макаренко.

26. Философско-педагогические воззрения Гессена.