Стадии организации и проведения КТД
I стадия. Предварительная работа педагога
1. Устанавливается место, определяются конкретные воспитательные задачи, которые могут быть предложены для примера и на выбор студентам.
а) педагог обдумывает идею КТД, намечает дела (познавательные, трудовые, художественные, спортивные и др.) которые могут быть осуществлены в ходе подготовки к КТД (2-3 варианта); готовит свои предложения к общему сбору-старту;
б) намечает воспитательные занятия (мероприятия) и творческие встречи, которые будут проведены при подготовке КТД: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.
в) определяет, что смогут сделать и должны сделать сами студенты при подготовке к КТД.
2. Работа педагога по пробуждению инициативы самих студентов.
3. Проведение подготовительной беседы, экскурсии и т.п., увлекающей студентов и их друзей.
II стадия. Коллективное планирование
Форма общего сбора-старта.
Три ступени:
1. Постановка проблемных вопросов, т.е. педагог дает студентам задачи для размышления, обсуждения и решения.
2. Работа в микроколлективах: каждый высказывает свое мнение, свои предложения.
3. Общая работа: студенты высказывают свои мнения и предложения, обсуждают их. Ведущий (педагог, лидер) уточняет и развивает предложения студентов. Происходят выборы советов дел.
Совет дела – это свободный коллектив, окончательно разрабатывает конкретный план данного КТД.
После коллективного планирования рекомендуется сделать яркий плакат «Навстречу КТД».
III стадия. Подготовка к КТД
Совет уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения.
Стадия подготовки к КТД может включать:
- одно - два коллективных дела;
- воспитательные мероприятия и творческие встречи в помощь студентам для лучшего проведения коллективного творческого дела;
- работа педагога «по секрету» с советами дел (мобилизующего и обучающего характера);
- такая же работа со всеми студентами по включению и в коллективные творческие дела и в воспитательные мероприятия (беседы, тренинги, кружковые занятия и т.д.).
IV стадия. Проведение КТД
Осуществляется конкретный план, разработанный советом дела, с коррективами. Роль педагога во время проведения КТД – роль – «доброго волшебника».
V стадия. Коллективное обсуждение проведенного КТД (подведение итогов проделанной работы)
Кроме общего сбора, участие каждого студента в оценке КТД может осуществляться и другими средствами – опросом или анкетой, стенгазетой и т.д.
VI стадия. Последействие проделанной работы (использование ее опыта)
Планируются и готовятся новые коллективные творческие дела, воспитательные занятия, принимается решение о проведении нового КТД и т.д. Педагог использует опыт, материалы проведенного КТД в учебной процессе, во внеаудиторной воспитательной работе.
Вопросы для самоконтроля
1. Приоритетные возможности технологии КТД в организации воспитательной работы в разных группах воспитанников.
2. Возможности фронтальной работы.
3. Возможности групповой работы.
4. Возможности индивидуальной работы с воспитанниками.