Занятие № 17 – 18
«Педагогические технологии» (4 часа)
Цель – показать особенность педагогической технологии и ее принципиальные отличия от традиционной методики.
Вопросы для обсуждения:
1. Опыт классических воспитательных систем для современной практики воспитания (Я. А. Коменский, Ж. Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, Д. Дьюи и др.).
2. Современные технологии воспитания: ведущие идеи, классификации, характеристики и анализ конкретных технологий воспитания.
3. Современная школа как воспитательная система.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2008.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.
5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
Задания:
1. Рассмотрите тенденции развития современных технологий воспитания (на выбор студентов).
2. Создайте модель выбранной вами воспитательной технологии.
Проведите защиту основных положений вашей модели. Рассмотрите положительные и отрицательные стороны и возможности развития.
3. Педагогический тренинг.
Предложите планирование по данной схеме:
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО |
1. Анализ ситуации и формулировка цели |
2. Планирование дела |
3. Организация дела |
4. Осуществление дела |
5. Подведение итогов |
При подготовке к данному занятию необходимо обратиться к первоисточникам по истории образования. Оценивая опыт классических воспитательных систем, рассмотреть современные теории, концепции и технологии воспитания.
При представлении основных положений теории или технологии предлагается использовать следующую схему изложения:
1. определение понятия «воспитание» авторами
2. цель воспитания
3. содержание воспитания
4. критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
4. Подберите высказывания педагогов-классиков о воспитании, прокомментируйте их.
5. Обоснуйте классические педагогические идеи с точки зрения их актуальности.
6. Представьте в виде модели воспитательную систему современной школы.
7. Создайте творческие группы и проведите обсуждение проведённой вами работы.
8. Выскажите собственное мнение, используя методику закрашивания разными цветами.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие из изученных педагогических технологий произвели на Вас наиболее впечатление и почему?
2. Что лежит в основе выбора и разработки педагогической технологии?
3. Чем отличается технология от технологического приема?