Занятие № 15 – 16
«Методы воспитания» (4 часа)
Цель – раскрыть понятие воспитания как целенаправленного процесса, обозначить тенденции и приниципы современного воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. Основы современной гуманистической позиции воспитателя в системе воспитательной работы.
2. Методы организации жизни и деятельности учащихся (методы упражнения).
3. Методы убеждения в процессе воспитания.
4. Методы стимулирования (поощрения, наказания).
5. Педагогическая поддержка – основа современной методики воспитания.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2008.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.
5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
Задания:
Подобрать примеры воспитывающих ситуаций, комментирующие применение конкретных методов воспитания.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ | ||
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | Методы формирования сознания | Методы стимулирования |
упражнение поручение приучение требование воспитывающие ситуации | рассказ диспут объяснение внушение разъяснение доклад лекция инструктаж этическая беседа пример | соревнование поощрение наказание |
Особое внимание при подготовке к данному занятию следует обратить на современную концепцию гуманистического воспитания, оценивать рассматриваемые классификации методов воспитания с её позиций.
Доказывать обоснованность классификаций методов воспитания, видеть достоинства и недостатки классических и современных классификаций.
Уметь приводить примеры, ориентироваться в современной практике воспитания при выборе тех или иных методов воспитания.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите методы формирования сознания личности.
2. Обоснуйте роль примера в формировании и развитии личности.
3. Дайте характеристику методов стимулирования и покажите особенность их реализации в деятельности педагога.