Занятие № 13 – 14
«Воспитание как целенаправленный процесс. Тенденции и приниципы
Гуманистического воспитания. Проблема содержания воспитательного процесса. Ценностные отношения как содержание
воспитательного процесса» (4 часа)
Цель – раскрыть понятие воспитания как целенаправленного процесса, обозначить тенденции и приниципы современного воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. Исторический характер воспитания. Современная трактовка понятия «воспитание».
2. Прогрессивные идеи в современной теории воспитания.
3. Современный педагог (воспитатель) в свете прогрессивных идей теории воспитания.
4. Взаимодействие педагогической науки и педагогической практики на современном этапе развития общества.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2008.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.
5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
Задания:
1. Рассмотреть различные трактовки термина «воспитание» и найти наиболее, по их мнению, приемлемый в современной педагогике.
При подготовке к занятию студенты должны познакомиться с первоисточниками по истории возникновения воспитания.
Необходимо сделать акцент на прогрессивные идеи в области воспитания. Уметь приводить примеры из личного опыта и педагогической практики об особенностях современных детей, трудностях, испытываемых ими в процессе воспитания.
2. Соотнести достижения современной педагогической науки и практической деятельности школьного учителя (на примерах статей из журнала «Воспитание школьников»).
Особенно ценными будут считаться нестандартные образцы мышления, своё видение проблем, затронутых в рамках предложенной темы.
3. Подберите разнообразные трактовки понятия «воспитания». Какое из них вам кажется наиболее актуальным? Почему?
4. Подготовьте сообщения о проблемах современного воспитания.
5. Составьте таблицу, выделив в ней характеристики прогрессивных идей в области воспитания.
6. Проанализируйте Карту воспитанности школьников и соотнесите ее со своими представлениями.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются принципы гуманистического воспитания?
2. Обозначьте основные проблемы современного воспитания дошкольников, младших школьников, учащихся основной и средней общеобразовательной школы.
3. Какова роль ценностного отношения в определении содержания овоспитательного процесса?