Занятие № 8

«Средства обучения» (2 часа)

 

Цель – раскрыть возможность средств обучения в эффективности образовательного процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Дидактические средства и их типология.

2. Функции дидактических средств: информационная, коммуникативная, воспитательная и др.

3. Характеристика традиционных средств обучения.

4. Современные электронные средства и их применение в учебном процессе.

5. Условия эффективного применения средств обучения.

Рекомендуемая литература:

1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2008.

4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

 

Задания:

1. Современному учителю необходимо знать функциональные возможности современных электронных средств, условия их эффективного применения в учебном процессе. Спрогнозируйте изменение дидактической концепции, если ее главное звено «учитель-ученик» заменить на «информационная система-ученик».

2. Чем работа ученика с информацией отличается от его работы с реальными объектами? Как вы считаете, влияет ли носитель информации на ее содержание?

3. Предложите классификацию электронных средств обучения по личностно-ориентированному основанию, например, с точки зрения личностных качеств ученика или видов его деятельности. Назовите принципы, руководствуясь которыми необходимо составлять обязательные «Перечни» средств обучения федерального уровня, национально-регионального, школьного и ученического уровней.

4. Приведите пример влияния средств обучения на изменение целей и содержания образования. Возможна ли замена «бумажных» учебников на электронные? Какие параметры образования могут быть изменены в этом случае? Чем образовательный сайт отличается (должен отличаться) от любого другого сайта в сети Интернет? Может ли наглядным пособием выступать умозрительный наглядный образ, например, образ древа жизни?

5. Подготовьте план урока с использованием видеоматериалов (аудиозаписей, кодопозитивов и др.). Подберите или изготовьте необходимые средства обучения. В качестве главной цели урока определите создание учащимися образовательной продукции по изучаемой теме. Проведите и обсудите разработанный урок или его фрагмент во время семинарского занятия со студентами.

6. Разработайте план урока с использованием технических средств обучения. Для этого опирайтесь на следующие рекомендации:

а) определите и проанализируйте цели урока, его содержание и логику изучения материала;

б) выделите главные элементы, которые должны быть усвоены уча­щимися (факты, гипотезы, законы), выделите те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображе­ния с помощью ТСО;

в) установите, на каком этапе и для какой цели необходимо использование технических средств обучения, и каких именно;

г) отберите оптимальные для данного урока средства обучения, установите их соответствие целям и особенностям урока;

д) определите методы и приемы, с помощью которых будет обеспе­чена познавательная деятельность учащихся, сформулируйте за­дания для учеников.

7. На уроке в 6 классе Вы попросили двух мальчиков дать Вам дневники, но они отказались это сделать. С одной стороны – нельзя срывать урок или психически травмировать этих мальчиков; с другой стороны, раз Вы потребовали дневники, значит, обязательно нужно добиться, чтобы Вам их дали, иначе в дальнейшем Вам трудно будет управлять классом. Как Вы поступите?

8. Учитель на уроке литературы заметил, что ученица М. во время ответа другой ученицы разговаривала со своей подругой. Посадив отвечающего, учитель предложил ей продолжить ответ. Девочка правильно и полно изложила материал, причём при ответе не ограничивалась материалом учебника. Но учитель поставил в журнал «3», мотивируя оценку тем, что «в следующий раз она не будет разговаривать на уроке». Оцените деятельность учителя. Как бы поступили Вы?

Вопросы для самоконтроля

1. По каким основаниям классифицируются средства обучения?

2. Каковы дидактические функции традиционных средств обучения?

3. Докажите, что эффективность обучения во многом определяется наличием современных средств обучения.

4. Что из себя представляет система средств обучения на базе НИТ и какие функции, помимо основных, выполняют в учебном процессе эти средства?

5. Объясните, почему компьютер называют многофункциональной обучающей машиной? Приведите примеры.

6. Использование каких средств ведет к стандартизации обучения?

7. Может ли в качестве средства обучения выступать его содержание?